№ 2а-1214/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бахчисарай |
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – | Корбут А.О. |
при секретаре –с участием:представителя административного истца –представителя административного ответчика – | ФИО3 Люмановой Л.А.,ФИО4 |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, первому заместителю министра Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО6, заинтересованные лица: администрация Бахчисарайского района Республики Крым, Отдел по вопросам архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений, капитального строительства и наружной рекламы администрации Бахчисарайского района Республики Крым, о признании приказа незаконным, обязании совершить определенные действия, -
установил:
11 мая 2021 года ФИО5 обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованные лица: администрация Бахчисарайского района Республики Крым, Отдел по вопросам архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений, капитального строительства и наружной рекламы администрации Бахчисарайского района Республики Крым, о признании приказа незаконным, обязании совершить определенные действия.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что 19 февраля 2019 года административный истец, действуя через своего представителя, – адвоката Люманову Л.А., почтовым отправлением направила в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, возникшего до 21 марта 2014 года, подписанное 18 февраля 2019 года, приобщив к заявлению: выписку из ЕГРН, копию паспорта заявителя, копию распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации № 1268 от 4 ноября 2011 года, копию распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации № 1268 от 4 ноября 2011 года, копию выкопировки из карты землеустройства Голубинского сельского совета, копии документов представителя.
Административный истец указывает, что приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 сентября 2019 года № 3582 заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка бесплатно в собственность.
Вместе с тем административный истец отмечает, что решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 10 марта 2020 года по административному делу № 2а-277/2020 по административному исковому заявлению ФИО5 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, начальнику управления по взаимодействию с муниципальными образованиями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – ФИО1., заинтересованные лица: Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, Отдел по вопросам архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений, капитального строительства и наружной рекламы администрации Бахчисарайского района Республики Крым, о признании приказа незаконным, обязании совершить определенные действия, административное исковое заявление удовлетворено частично.
Суд признал незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 сентября 2019 года № 3582 об отказе в предоставлении в собственность бесплатно ФИО5 земельного участка площадью 554 кв.м, кадастровый №, расположенный за границами села <адрес>, <адрес> Республики Крым.
Суд обязал Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление представителя ФИО5 – Люмановой Л.А. от 18 февраля 2019 года о предоставлении в собственность земельного участка площадью 554 кв.м, для ведения садоводства, расположенного на территории Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
Суд обязал Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым сообщить об исполнении решения суда в Бахчисарайский районный суд Республики Крым и административному истцу в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.
В удовлетворении иной части административных исковых требований суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 9 декабря 2020 года указанное решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства имущественных и земельных отношений – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2021 года решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 10 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 9 декабря 2020 года оставлены без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.
Административный истец указывает, что повторно рассмотрев заявление ФИО5, приказом Министерства имущественных и земельных отношений от 5 февраля 2021 года № 566 заявителю отказано в предоставлении земельного участка в собственность, по основаниям несоответствия местоположения земельного участка документам территориального планирования градостроительного зонирования.
ФИО5 считает, что данный приказ является незаконным, поскольку при обращении в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением от 19 февраля 2019 года административный истец приобщила все документы, предусмотренные п. 2.6 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Завершение оформления права собственности, права постоянного пользования на земельные участки, начатого до 21 марта 2014 года», утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14 июля 2015 года № 547, в том числе: выписку из ЕГРН с указанием координат местоположения, границ и площади земельного участка, с установленной категорией и видом разрешенного использования земли.
Административный истец обращает внимание на то обстоятельство, что ранее, 30 сентября 2019 года, приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО5 отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка по основаниям планировки размещения на нем объектов газотранспортной сети. Однако данная информация в ходе судебного разбирательства по обжалованию вышеуказанного приказа не подтвердилась, ввиду чего приказ об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность признан судом незаконным, с возложением на административного ответчика обязанности повторного рассмотрения данного заявления.
Вместе с тем административный истец указывает, что по результатам повторного рассмотрения заявления ФИО5 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка, однако по иным основаниям, - несоответствия его размещения градостроительным документам, при этом, какое именно несоответствие административный ответчик не указал.
ФИО5 отмечает, что при обращении в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым за разъяснениями данного отказа, представителю заявителя представлена копия ответа администрации Бахчисарайского района Республики Крым, в котором указано, что испрашиваемый земельный участок, согласно Правил землепользования и застройки Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, размещен в территориальной зоне СХ-1, которая не содержит вид разрешенного использования «садоводство».
Административный истец полагает, что на основании данного ответа администрации Бахчисарайского района Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в нарушение ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации вынесло приказ об отказе в предоставлении земельного участка ФИО5, по основаниям несоответствия Правилам землепользования и застройки.
Административный истец полагает, что исходя из системного толкования ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая, что сведения о категории и виде разрешенного использования испрашиваемого земельного участка внесены в ЕГРН до утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 5 февраля 2021 года № 566 является незаконным.
Административный истец просит признать незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 5 февраля 2021 года № 566 об отказе в предоставлении в собственность бесплатно ФИО5 земельного участка, площадью 554 кв.м, кадастровый №, расположенного за границами <адрес><адрес> Республики Крым; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения суда повторно рассмотреть заявление ФИО5 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 544 кв.м, кадастровый №, земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, расположенного за границами села <адрес><адрес> Республики Крым.
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 4 июня 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен первый заместитель министра Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО6
В судебное заседание административный истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 108).
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала административное исковое заявление и просила суд удовлетворить его в полном объеме.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений возражала против удовлетворения административного иска в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения указанного административного дела (л.д. 104, 105, 107).
Суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся участников по делу в порядке ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного истца, представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями, должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 157 (далее Положение), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Минимущество) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
Минимущество в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет следующие полномочия: управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Крым (пункт 4.2); осуществляет, в установленном порядке и в пределах полномочий, передачу имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в федеральную и муниципальную собственность, принятие в государственную собственность Республики Крым федерального и муниципального имущества, а также осуществляет в установленном порядке действия по приёму-передаче имущества в процессе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления (пункт 4.3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК).
Согласно части 6 статьи 13 Закона № 38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: 1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; 2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; 3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (пункт 1 Порядка).
В силу пункта 12 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что распоряжением Бахчисарайской районной государственной администрации в АР Крым от 4 ноября 2011 года № 1268 ФИО5 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,1200 га за границами <адрес> в собственность для ведения садоводства из земель запаса Голубинского сельского совета за исключением земель, переданных в частную собственность, границ <адрес> (л.д. 8).
18 февраля 2019 года представитель ФИО5 – Люманова Л.А. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 554 +/- 8 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, за границами <адрес>, на основании распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации в АР Крым от 4 ноября 2011 года № 1268, в собственность в порядке завершения оформления права (л.д. 9).
Приказом начальника управления по взаимодействию с муниципальными образованиями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 сентября 2019 года № 3582 «Об отказе в предоставлении земельного участка», ФИО5 отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №, площадью 554 кв.м, на основании пункта 17 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что согласно схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, земельный участок предназначен для планируемого регионального объекта сети газораспределения, предназначенные для транспортировки природного газа (L25 (23-Голубинка) (л.д. 13).
18 ноября 2019 года ФИО5 обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованное лицо: Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, о признании вышеуказанного приказа незаконным, обязании совершить определенные действия.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 10 марта 2020 года по административному делу № 2а-277/2020 по административному исковому заявлению ФИО5 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, начальнику управления по взаимодействию с муниципальными образованиями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – ФИО1, заинтересованные лица: Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, Отдел по вопросам архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений, капитального строительства и наружной рекламы администрации Бахчисарайского района Республики Крым, о признании приказа незаконным, обязании совершить определенные действия административный иск удовлетворен частично.
Суд признал незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 сентября 2019 года № 3582 об отказе в предоставлении в собственность бесплатно ФИО5 земельного участка площадью 554 кв.м, кадастровый №, расположенный за границами <адрес>, Бахчисарайского района Республики Крым.
Суд обязал Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление представителя ФИО5 – Люмановой Л.А. от 18 февраля 2019 года о предоставлении в собственность земельного участка площадью 554 кв.м, для ведения садоводства, расположенного на территории Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
Суд обязал Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым сообщить об исполнении решения суда в Бахчисарайский районный суд Республики Крым и административному истцу в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.
В удовлетворении иной части административных исковых требований суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 9 декабря 2020 года решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 10 марта 2020 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба начальника управления Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО2 без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2021 года решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 10 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 9 декабря 2020 года оставлены без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
23 декабря 2020 года представитель ФИО5 – Люманова Л.А. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 554 +/- 8 кв.м, для ведения садоводства, расположенного на территории Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, в порядке завершения оформления прав на земельный участок (л.д. 51-52).
29 декабря 2020 года первый заместитель министра Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым направил в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Министерства культуры Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, администрацию Бахчисарайского района Республики Крым, администрацию Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым запрос, в порядке межведомственного взаимодействия, относительно испрашиваемого земельного участка (л.д. 59-62).
По результатам рассмотрения вышеуказанного запроса, письмом от 1 февраля 2021 года администрация Бахчисарайского района Республики Крым в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым направила ответ, из которого следует, что согласно генерального плана Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденного решением 78 сессии 1 созыва Бахчисарайского районного совета Республики Крым № 764 от 19 ноября 2018 года, испрашиваемый земельный участок находится за границами населенного пункта в зоне сельскохозяйственного использования. Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденного решением 84 сессии 1 созыва Бахчисарайского районного совета Республики Крым № 835 от 25 марта 2019 года, испрашиваемый земельный участок находится в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1).
Месторасположение испрашиваемого земельного участка не соответствует утвержденным документам территориального планирования и градостроительного зонирования. Указанный земельный участок не предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения.
Администрация района в части своей компетенции посчитала невозможным предоставление в собственность земельного участка с видом разрешенного использование – ведение садоводства (л.д. 72-73).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1).
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).
Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано определение правил землепользования и застройки как документа градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6 и 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района, а также сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункты 1, 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540.
Решением 78 сессии 1 созыва Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 19 ноября 2018 года № 764 утверждён генеральный план Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым.
Генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом, также, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Судом также установлено, что постановлением администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 17 января 2019 года № 7 «Об установлении категории земель и вида разрешенного использования земельному участку на территории Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым» земельному участку на территории Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, с кадастровым номером 90:01:000000:1915, установлен вид разрешенного использования земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства (код 13.2).
Вместе с тем, решением 84 сессии 1 созыва Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 25 марта 2019 года № 835 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым.
Так, в соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 35 Правил землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, сведения о градостроительных регламентах и о территориальных зонах после утверждения настоящих Правил подлежат внесению в государственный кадастр объектов недвижимости. Настоящие Правила применяются к отношениям, возникшим после вступления их в силу. К отношениям, возникшим до вступления в силу настоящих Правил, Правила применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления их в силу, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также вышеуказанные нормы материального закона, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 5 февраля 2021 года № 566 «Об отказе в предоставлении земельного участка» является незаконным и подлежит отмене, поскольку сведения о виде разрешенного использования и категории испрашиваемого земельного участка установлены компетентным органом до утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым.
Восстановительной мерой, соответствующей допущенному нарушению прав и законных интересов административного истца и направленной на его устранение, будет повторное рассмотрение административным ответчиком заявления представителя ФИО5 – Люмановой Ларисы Александровны от 23 декабря 2020 года о предоставлении в собственность земельного участка площадью 554 кв.м, для ведения садоводства, расположенного на территории Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, в порядке завершения оформления прав на земельный участок, в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО5 – удовлетворить.
Признать незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 5 февраля 2021 года № 566 об отказе в предоставлении в собственность бесплатно ФИО5 земельного участка площадью 554 кв.м, кадастровый №.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 30 рабочих дней, со дня вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть заявление представителя ФИО5 – Люмановой Ларисы Александровны от 23 декабря 2020 года о предоставлении в собственность земельного участка площадью 554 кв.м, для ведения садоводства, расположенного на территории Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение десяти дней со дня принятия решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2021 года.
Судья А.О. Корбут