ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1215/2021 от 21.06.2021 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Мамаева А.К.,

при секретаре судебного заседания – ФИО1,

с участием представителя административного истца ФГБУ «Главрыбвод» по доверенности - ФИО3,

представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по доверенности – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан о признании незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в невыполнении мероприятий по охране реки Терек в районе Гудийской протоки, предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод, а также мер по ликвидации последствий указанных явлений, с целью восстановления естественного русла водного объекта и возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан осуществить мероприятия по охране реки Терек в районе Гудийской протоки, предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод, а также мер по ликвидации последствий указанных явлений, с целью восстановления естественного русла водного объекта,

установил:

ФГБУ «Главрыбвод», действуя через представителя по доверенности ФИО3, обратилось в суд с административным исковым заявлением о возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан осуществить мероприятия по охране реки Терек в районе Гудийской протоки, предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод, а также мер по ликвидации последствий указанных явлений, с целью восстановления естественного русла водного объекта, мотивируя свои требованиям тем, что Аракумские и Нижне-Терские нерестово-выростные хозяйства (далее - Аракумские и Нижне-Терские НВХ) являются водными объектами рыбохозяйственного значения высшей категории, которые расположены в Бабаюртовском и <адрес>х Республики Дагестан общей площадью 36,2 тыс. гектар. Аракумские и Нижне-Терские НВХ состоят из 4 озер (Большой Ачиколь, Хорошевское, Бешеное и Травяное), обводняемая часть которых составляет 28,5 тыс. гектар. Водообеспечение Аракумские и Нижне-Терские НВХ осуществляется через Гудийскую протоку реки Терек, из которой осуществляется водозабор по каналам Зенковский, Ждановский и Сиражудиновский (далее - каналы). Указанные каналы находятся на балансе Терско-Каспийского филиала ФГБУ «Главрыбвод» (далее - Терско-Каспийский филиал). Между тем, река Терек и как его составная часть Гудийская протока находится ведение Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, поскольку в соответствии со ст. 26 ВК РФ данные полномочия в области водных ношений переданы Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим, осуществление мер (мероприятий) по охране реки Терек в районе Гудийской протоки относится к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан. По причине ежегодных паводковых явлений на реке Терек происходит полное заиление Гудийской протоки и указанных каналов, в связи с чем, требуется проведение мелиоративных работ по их расчистке. В результате отсутствия поступления необходимого количества воды и, как следствие, происходящим обмелением нерестовых и нагульных площадей в Аракумские и Нижне-Терские НВХ, имеется угроза их полного высыхания и массовой гибели водных биологических ресурсов. В целях восстановления водоподачи реки Терек в районе Гудийской протоки Аракумские и Нижне-Терские НВХ по вышеуказанным каналам ФГБУ «Главрыбвод» в 2019 году были внесены изменения в государственное задание для Терско-Каспийского филиала в части увеличения объема работ по расчистке и углублению водопроводящих и сбросных каналов от заиливания, наносов песка и грунта с помощью экскаватора. Таким образом, Терско-Каспийским филиалом в 2019 и 2020 годах проведены работы по полной расчистке каналов. Итогом поведенной работы явилось полная готовность всех вверенных Терско-Каспийскому филиалу систем водообеспечения к приему необходимого количества воды. Учитывая изложенное, обязанность содержания и поддержания состояния реки Терек в районе Гудийской протоки, заключающегося в охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод и выполняемых путем ликвидации загрязнения и засорения, извлечения объектов механического засорения, расчистки водных объектов от донных отложений возложено на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан. Вместе с тем, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан не осуществляет указанные мероприятия. Хотя Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан признает, что единственной причиной обмеления водоемов Нижне-Терского и Аракумского НВВ является полное заиление Гудийской протоки (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), при этом не предпринимает каких либо возложенных законом на данный орган исполнительной власти действий, перекладывая свою прямую обязанность на иные лица, либо предлагая в качестве решения данного вопроса неисполнимые варианты. Терско-Каспийский филиал ФГБУ «Главрыбвод» письмом от ДД.ММ.ГГГГ обратился в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан с просьбой о принятии мер по приведению в нормативное состояние Гудийской протоки реки Терек. Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответило об отказе в выполнении указанных работ, хоть сам текст письма содержит пункты из Положения Минприроды РД, согласно которым обязанность по охране водных объектов заключающаяся в их расчистке от донных отложений возложена именно на данный исполнительной орган государственной власти субъекта РФ. Дальнейшее бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан приведет к полному осушению Аракумских и Нижне-Терских НВХ и, как следствие, к невозможности осуществления Терско-Каспийским филиалом видов деятельности, предусмотренных Уставом ФГБУ «Главрыбвод», утвержденным приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом уточнённых требований просило признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в невыполнении мероприятий по охране реки Терек в районе Гудийской протоки, предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод, а также мер по ликвидации последствий указанных явлений, с целью восстановления естественного русла водного объекта и возложить обязанность на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан осуществить мероприятия по охране реки Терек в районе Гудийской протоки, предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод, а также мер по ликвидации последствий указанных явлений, с целью восстановления естественного русла водного объекта.

Представитель административного истца ФГБУ «Главрыбвод» по доверенности – ФИО3, поддержал административное исковое заявление, просил его удовлетворить и дал объяснения, в основном аналогичные тексту административного искового заявления.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по доверенности – ФИО4 требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. Представил в дело письменные возражения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Водного Кодекса (часть 5 статьи 67.1 Кодекса).

Пунктом 2 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденными приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГN 432 (далее - Методические указания N 432) определено, что Федеральное агентство водных ресурсов в целях организации и осуществления мониторинга: проводит общую оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, дна, берегов водных объектов, их морфометрических особенностей, водоохранных зон водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений.

Собственники водных объектов и водопользователи ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью (пункт 4 Методических указаний N 432).

Объектами государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются процессы руслоформирования или изменения морфологического строения дна и берегов водных объектов, происходящие в водных объектах на участках активного взаимодействия (взаимного воздействия) русловых процессов (в речных системах) или береговых процессов (в озерах и водохранилищах) и инженерных сооружений или мероприятий (пункт 6 Методических указаний N 432).

Целями ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются: своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия процессов руслоформирования и деформаций берегов озер и водохранилищ на инженерные объекты и условия использования водных объектов и их прибрежных территорий в пределах водоохранных зон; оценка эффективности мероприятий по охране морфологического состояния водных объектов (пункт 7 Методических указаний N 432).

Основными задачами государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов являются: оценка и прогнозирование характера и интенсивности процессов деформаций дна и берегов озер и водохранилищ, а также русловых процессов в речных руслах на участках взаимодействия, развивающихся по естественным законам или под антропогенным воздействием; оценка состояния, установления физических причин и прогноз динамики изменения конфигурации и положения береговой линии (особенно в части разрушения берегов) (пункт 8 Методических указаний N 432).

Систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании включаются в схемы комплексного использования и охраны водных объектов (далее - схемы), являющихся основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов (часть 1 статьи 33 Водного кодекса).

Схемы разрабатываются в том числе в целях определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод, ими устанавливаются перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов (подпункт 2 части 3 статьи 33 Водного кодекса); предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (подпункт 7 части 3 статьи 33 Кодекса).

Разрабатываются схемы уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются - бассейновыми советами, и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 33 Водного кодекса).

Судом установлено, что в северной зоне республики расположены Аракумские и Нижне-Терские нерестово-выростные водоемы (далее - НВВ) общей площадью около 36 тыс. гектаров, имеющие важное рыбохозяйственное значение как естественные нерестилища проходных и полупроходных видов рыб.

На сегодняшний день, по причине отсутствия водообеспечения, НВВ находятся в критическом состоянии. Обводненными остаются менее 30% площади водоемов, и то благодаря подаче воды по системе мелиоративных каналов ФГБУ «Минмелиоводхоз РД», которая подается в поливной сезон по просьбе Минприроды РД.

Основной причиной нарушения водообеспечения НВВ является смещение основного русла реки Терек в правую сторону - Шавинскую протоку, при этом Гудийская протока, с которой ранее производился водозабор по трем водопадающим каналам, остается без достаточного объема воды. Смещение русла произошло в 2005 году в результате сильных паводков на реке Терек.

В соответствии с п. 17 ст. 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся: осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Река Терек является собственностью Российской Федерации, поскольку протекает по территории РСО-Алания, Кабардино-Балкарской Республики, <адрес>, Чеченской Республики и Республики Дагестан.

Основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов являются бассейновые округа, к числу которых подпунктом 7 части 2 статьи 28 Водного кодекса, отнесен Западно-Каспийский бассейновый округ, состоящие из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей (часть 1 статьи 28 Водного кодекса).

Положением о создании и деятельности бассейновых советов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 727, бассейновый совет осуществляет разработку рекомендаций по: формированию перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов; обеспечению безопасной эксплуатации водохозяйственных систем; определению основных целевых показателей уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, а также по формированию перечня мероприятий, направленных на достижение этих показателей; финансированию намеченных мероприятий за счет различных источников и формированию механизмов привлечения внебюджетных средств для осуществления водохозяйственных мероприятий; осуществлению других мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану водных объектов (пункт 3). Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (пункт 17).

В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 282, Росводресурсы является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 2), оно осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).

К вопросам Федерального агентства водных ресурсов, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительных функций в сфере водных ресурсов, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляющего свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, постановлением Правительства России от ДД.ММ.ГГГГN 169 отнесены: обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод (пункт а"); эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Агентства, обеспечение их безопасности (пункт "в"); разработка в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов и составление прогнозов состояния водных ресурсов и перспективного использования и охраны водных объектов (пункт "г"); обеспечение разработки и осуществления противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, предотвращению загрязнения вод (пункт "д").

К полномочиям Росводресурсов отнесены в том числе: организация и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 282); осуществление мероприятий по охране водоемов, полностью расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений (пункт 5.1.5); осуществление функций государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства (пункт 5.4); осуществление в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владения, пользования и распоряжения водными объектами, отнесенными к федеральной собственности (пункт 5.6.1); разработка, утверждение и реализация в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (пункт 5.6.4); осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций (пункт 5.13).

Административный истец полагает, что обязанность по содержанию и поддержания состояния реки Терек в районе Гудийской протоки возложено на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.

Анализ приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан вправе осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению, а также принимать меры по предотвращению негативных последствий только в отношении водных объектов, находящихся в собственности Республики Дагестан.

Вместе с тем административный истец не представил доказательств принадлежности реки Терек ответчику.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания бездействия со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан обязанности по осуществлению мероприятий по охране реки Терек в районе Гудийской протоки.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан о признании незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в невыполнении мероприятий по охране реки Терек в районе Гудийской протоки, предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод, а также мер по ликвидации последствий указанных явлений, с целью восстановления естественного русла водного объекта и возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан осуществить мероприятия по охране реки Терек в районе Гудийской протоки, предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод, а также мер по ликвидации последствий указанных явлений, с целью восстановления естественного русла водного объекта, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А. К. Мамаев