ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1215/2022 от 12.09.2022 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1215/2022

УИД 23RS0043-01-2022-001540-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 12 сентября 2022 г.

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего – судьи Белозерова Р.Г.,

при секретаре – Асташовой В.Н.,

с участием:

старшего помощника прокурора Приморско-Ахтарского района – Немтинова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, к администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ,

установил:

Прокурор Приморско-Ахтарского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ.

Как следует из административного искового заявления, прокуратурой Приморско-Ахтарского района при проведении проверки в деятельности администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района выявлены нарушения законодательства о газоснабжении и газификации.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

На основании ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п.п. 3, 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения, организация в границах поселения газоснабжения населения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством РФ в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения выполнение комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф. Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», положений Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, владелец опасного производственного объекта обязан обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.

Несмотря на указанное, выявлено, что администрацией не заключены договоры на техническое обслуживание и диагностирование газопроводов при том, что срок службы значительной их части превышает 20 лет.

Не приняты меры по проведению технического диагностирования пунктов редуцирования газа - ШРП-1 по ул. Ленина и ШРП-2 по ул. Чернышова в х. Свободном (2001 г.), обеспечивающих газоснабжение жилых домов и социальных объектов, в связи с окончанием срока эксплуатации данных объектов газораспределения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54983-2012, ГОСТ Р 58095.4-2021, приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района 25.05.2022 за главе Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере», которое рассмотрено и удовлетворено.

Однако до настоящего времени администрацией Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района выявленные нарушения не устранены, не заключены договоры на техническое обслуживание и диагностирование газопроводов, техническое диагностирование пунктов редуцирования газа - ШРП-1 по ул. Ленина и ШРП-2 по ул. Чернышова в х. Свободном (2001 г.), обеспечивающих газоснабжение жилых домов и социальных объектов, не проведено.

Данный факт подтвержден информацией от 07.07.2022, предоставленной администрацией Свободного сельского поселения.

Ответственность за газоснабжение в границах поселения лежит на местной администрации, а бездействие в течение длительного времени по неосуществлению технического обслуживания и диагностирования опасных производственных объектов может повлечь возникновение аварий и иных чрезвычайных ситуаций и негативных последствий.

Кроме того, надлежащая техническая эксплуатация газораспределительной сети и ее аварийное обслуживание напрямую связаны с антитеррористической защищенностью указанных объектов. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Бездействие администрации Свободного сельского поселения в части не соблюдения требований федерального законодательства в сфере газоснабжения и газификации влечет за собой нарушение прав граждан, проживающих на территории Свободного сельского поселения, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

В судебном заседании старший помощник прокурора Приморско-Ахтарского района Немтинов А.В. заявленные требования поддержал и просит суд признать незаконным бездействие администрации Свободногосельского поселения Приморско-Ахтарского района, выразившееся в незаключении договора на техническое обслуживание и диагностированиегазопроводов, не проведении технического диагностирования пунктовредуцирования газа - ШРП-1 по ул. Ленина и ШРП-2 по ул. Чернышова вх. Свободном (2001 г.), обеспечивающих газоснабжение жилых домов исоциальных объектов и обязать администрацию Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района заключить договор на техническоеобслуживание и диагностирование газопроводов, провести техническоедиагностирование пунктов редуцирования газа - ШРП-1 по ул. Ленина иШРП-2 по ул. Чернышова в х. Свободном (2001 г.), обеспечивающихгазоснабжение жилых домов и социальных объектов, в месячный срок с датывступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель административного ответчика глава администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района Чернобай И.И. не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора Приморско-Ахтарского района Немтинова А.В., и исследовав материалы дела, пришел к выводу, что административное исковое заявление прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, к администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ, подлежит удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Судом установлены следующие юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, а именно, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района при проведении проверки в деятельности администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района выявлены нарушения законодательства о газоснабжении и газификации.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

На основании ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п.п. 3, 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения, организация в границах поселения газоснабжения населения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством РФ в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения выполнение комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф. Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», положений Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, владелец опасного производственного объекта обязан обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.

Несмотря на указанное, выявлено, что администрацией не заключены договоры на техническое обслуживание и диагностирование газопроводов при том, что срок службы значительной их части превышает 20 лет.

Не приняты меры по проведению технического диагностирования пунктов редуцирования газа - ШРП-1 по ул. Ленина и ШРП-2 по ул. Чернышова в х. Свободном (2001 г.), обеспечивающих газоснабжение жилых домов и социальных объектов, в связи с окончанием срока эксплуатации данных объектов газораспределения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54983-2012, ГОСТ Р 58095.4-2021, приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района 25.05.2022 за главе Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере», которое рассмотрено и удовлетворено.

Однако до настоящего времени администрацией Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района выявленные нарушения не устранены, не заключены договоры на техническое обслуживание и диагностирование газопроводов, техническое диагностирование пунктов редуцирования газа - ШРП-1 по ул. Ленина и ШРП-2 по ул. Чернышова в х. Свободном (2001 г.), обеспечивающих газоснабжение жилых домов и социальных объектов, не проведено.

Данный факт подтвержден информацией от 07.07.2022, предоставленной администрацией Свободного сельского поселения.

Ответственность за газоснабжение в границах поселения лежит на местной администрации, а бездействие в течение длительного времени по неосуществлению технического обслуживания и диагностирования опасных производственных объектов может повлечь возникновение аварий и иных чрезвычайных ситуаций и негативных последствий.

Кроме того, надлежащая техническая эксплуатация газораспределительной сети и ее аварийное обслуживание напрямую связаны с антитеррористической защищенностью указанных объектов. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Бездействие администрации Свободного сельского поселения в части не соблюдения требований федерального законодательства в сфере газоснабжения и газификации влечет за собой нарушение прав граждан, проживающих на территории Свободного сельского поселения, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При таких обстоятельствах, суд находит административное исковое заявление прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, к администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ, законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, к администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Свободногосельского поселения Приморско-Ахтарского района, выразившееся в незаключении договора на техническое обслуживание и диагностированиегазопроводов, не проведении технического диагностирования пунктовредуцирования газа - ШРП-1 по ул. Ленина и ШРП-2 по ул. Чернышова вх. Свободном (2001 г.), обеспечивающих газоснабжение жилых домов исоциальных объектов.

Обязать администрацию Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района заключить договор на техническоеобслуживание и диагностирование газопроводов, провести техническоедиагностирование пунктов редуцирования газа - ШРП-1 по ул. Ленина иШРП-2 по ул. Чернышова в х. Свободном (2001 г.), обеспечивающихгазоснабжение жилых домов и социальных объектов, в месячный срок с датывступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течении месяца со дня принятия решения.

Судья Приморско-Ахтарского

районного суда Белозеров Р.Г.