ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1215/2022 от 23.08.2022 Володарского районного суда г. Брянска (Брянская область)

дело № 2а-1215/2022

УИД 32RS0004-01-2022-001532-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2022года г.Брянск

Володарский районный суд города Брянска в составе: председательствующего судьи Фещуковой В.В., при секретаре Мачехиной А.С., с участием представителя административного истца П.Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К.Е.В. к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату,

УСТАНОВИЛ:

К.Е.В. обратилась в суд с административным иском к ответчикам, в котором просила суд признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в предоставлении К.Е.В. земельного участка площадью 500 кв.м, с кадастровым номером №.... в собственность за плату, выраженный в письме №.... от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации повторно рассмотреть обращение К.Е.В. по вопросу предоставления земельного участка площадью 500 кв.м, с кадастровым номером №.... в собственность за плату.

В обоснование административного иска указала, что на основании решения суда она является собственником квартиры №...., расположенной по адресу: <адрес>

Ответом Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации №.... от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предоставления земельного участка площадью 500 кв.м, с кадастровым номером №.... в собственность за плату связи с тем, что границы образуемого земельного участка частично попадают в границы перспективной магистрали районного значения. Истец с данным отказом не согласна, считает его незаконным и необоснованным и просит его отменить.

К.Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца П.Е.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, и просила их удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представители административных ответчиков Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в судебное заседании не явились, в заявлении просили дело рассмотреть без их участия в отзыве на иск просили в удовлетворении административного иска отказать по доводам отказа №.... от ДД.ММ.ГГГГ.

Представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области Управления по строительству и развитию территории г. Брянска, Управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Поскольку явка сторон в судебное заседание обязательной не признана, суд находит возможным рассмотреть дело в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, по смыслу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания бездействия органа государственной власти незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.

Согласно п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Брянска, утвержденными Решением Брянского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№.... - субъектами градостроительных отношений при осуществлении землепользования и застройки территории города Брянска являются органы государственной власти Российской Федерации, Брянской области, органы местного самоуправления города Брянска, физические и юридические лица, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными муниципальными правовыми актами города Брянска осуществляют градостроительную деятельность и иные действия в области землепользования и застройки территории города Брянска.

Как установлено в судебном заседании, решением Володарского районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ за К.Е.В. было признано право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> площадью 69,2 кв.м.

Решением Володарского районного суда гор. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ был удовлетворен административный иск К.Е.В., признан незаконным и отменен отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в согласовании границ земельного участка площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в письме №.... от ДД.ММ.ГГГГ. На Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации возложена обязанность повторно рассмотреть обращение по вопросу согласования границ земельного участка площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Решением Володарского районного суда гор. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования К.Е.В. о признании жилого дома домом блокированной застройки и признании права собственности на него.

Судом постановлено: исключить в отношении жилого дома с кадастровым номером №.... расположенного по адресу <адрес> из сведений ЕГРН запись о назначении объекта «многоквартирный жилой дом».

Признать жилой дом с кадастровым номером №.... расположенный по адресу <адрес> домом блокированной застройки, состоящим из двух блоков:

- блока №...., расположенного по адресу <адрес> общей площадью 59,4 кв.м., площадью 47,4 кв.м., жилой площадью 29,5 кв.м.;

- блока №...., расположенного по адресу <адрес>, общей площадью, с учетом неотапливаемых пристроек 86,7 кв.м., общей площадью 69,2 кв.м., жилой площадью 45,5 кв.м.

Признать право общей долевой собственности за Р.М.Н., Б.В.В. и Б.В.В. за каждым по 1/3 доли на блок №...., расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 59,4 кв.м., площадью 47,4 кв.м., в том числе жилой 29,5 кв.м.

Признать право собственности за К.Е.В. на блок №...., расположенный по адресу: <адрес> общей площадью, с учетом неотапливаемых пристроек 86,7 кв.м., общей площадью 69,2 кв.м., в том числе жилой 45,5 кв.м.

Погасить регистрационную запись №.... от ДД.ММ.ГГГГ о принадлежности К.Е.В. квартиры №...., общей площадью 69,2 кв.м. с кадастровым номером №.... расположенной по адресу: <адрес>

Погасить регистрационную запись о принадлежности Р.М.Н. 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру №.... общей площадью 59,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>

Погасить регистрационную запись о принадлежности Б.В.В. 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру №...., общей площадью 59,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>

Погасить регистрационную запись о принадлежности Б.В.В. 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру №.... общей площадью 59,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>

Снять с кадастрового учета квартиру №...., общей площадью 59,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>

Снять с кадастрового учета квартиру №.... общей площадью 69,2 кв.м. с кадастровым номером №.... расположенную по адресу <адрес>

С целью приобретения в собственность за плату земельного участка площадью 50 кв.м, с кадастровым номером №.... как собственник объекта недвижимости расположенного в его границах, обратилась с соответствующим заявлением в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.

Ответом Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации ДД.ММ.ГГГГ№.... ей было отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №.... поскольку на земельном участке расположены два объекта капитального строительства: жилой дом площадью 86,7 кв.м с кадастровым номером №.... многоквартирный дом площадью 146,1 кв.м с кадастровым номером №.... в котором находится жилое помещение (квартира) площадью 59,4 кв.м (кадастровый №....), испрашиваемый земельный участок находится в границах перспективного расширения магистральной улицы районного значения- <адрес>, земельный участок находится в санитарном разрыве железной дороги, где не допускается размещать жилую застройку.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования спорного земельного участка 500 кв.м, с кадастровым номером №.... под индивидуальную жилую застройку.

Кадастровым инженером ФИО8, по заданию К.Е.В., подготовлен межевой план для уточнения сведений о расположенных за спорным земельным участком объектов капитального строительства, об исключении сведений в отношении многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №.... Межевой план направлен истцом в Управление имущественных и земельных отношений Брянской области ДД.ММ.ГГГГ.

В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно статье 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.

В частях 3, 4 и 9 статьи 14 ГрК РФ указано, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии со статьей 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).

В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Генеральным планом (в виде схемы с обозначением), утвержденным Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.07.2016 № 465 спорный земельный участок частично попадает в границы перспективной магистрали районного значения.

Однако, генеральный план – это документ территориального планирования, который является пространственным отображением программы (стратегии) социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, программных документов развития городского округа и определяет стратегию градостроительного развития городского округа.

В судебное заседание представителем административного ответчика предоставлен фрагмент карты планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры Генерального плана города Брянска (разработка 1-го этапа).

Проектные решения генерального плана города Брянска являются основанием для разработки документации по планировке территории города, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, охраны окружающей среды и учитываются при разработке Правил землепользования и застройки.

В судебном заседании установлено, что проект планировки территории г. Брянска не утвержден, в связи с чем, судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что спорный земельный участок расположен в зоне объекта транспортной инфраструктуры.

Кроме того, судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН кадастровый номер земельного участка №.... был присвоен ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования под ИЖС, в последствии ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования был изменен для использования квартиры №.... индивидуального жилого дома в соответствии с распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации №.... от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта границ земельного участка по <адрес>, также в июле 2019 г. ООО "ГЛОБУС" была выполнена топографическая съемка земельного участка, с указанием характерных точек.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.43 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, поскольку на момент установления зоны объектов транспортной инфраструктуры (Т2) в пределах её формирования уже существовал принадлежащий К.Е.В. жилой дом (являлся на тот момент частью дома с кадастровым номером №.... и имелся земельный участок с кадастровым номером №.... причем декларированная площадь земельного участка с кадастровым номером №.... была значительно и составляла 1118 кв.м., первоначальное домовладение существовало ранее момента утверждения санитарного разрыва железной дороги, на момент предоставления квартир и их последующей приватизации спорная железная дорога уже существовала; вместе с тем, ни о каком нахождении в санитарном разрыве железной дороги не указывалось, следовательно действия административных ответчиков по изменению зонирования и установлению санитарного разрыва железной дороги не должны приводить к ухудшению ранее существовавшего положения собственника объекта недвижимости, обладающей правом на предоставление земельного участка в собственность за плату.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> имеет вид разрешенного использования: под индивидуальную жилую застройку, стоит на кадастровой учета с ДД.ММ.ГГГГ как ранее учтенный, проект планировки территории <адрес> в настоящее время не утвержден, суд приходит к выводу, что отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в согласовании границ земельного участка, площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№.... нарушает права К.Е.Н и не соответствует требованиям закона, в связи с чем, является незаконным и подлежит отмене.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации обязанности повторно рассмотреть обращение по вопросу предоставления в собственность за плату земельного участка площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление К.Е.В. к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в предоставлении К.Е.В. земельного участка площадью 500 кв.м, с кадастровым номером №.... в собственность за плату, выраженный в письме №.... от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации повторно рассмотреть обращение К.Е.В. по вопросу предоставления земельного участка площадью 500 кв.м, с кадастровым номером №.... в собственность за плату.

Административному ответчику сообщить об исполнении решения по административному делу суду и административному истцу в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение по административному делу может быть обжаловано в Брянский областной суд через Володарский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.

Председательствующий судья Фещукова В.В.