Дело №а-1216/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2016 года город Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Ракутиной Т.О.,
при секретаре Хайбрахмановой А.Н.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ФИО1 к Правительству Пермского края о признании бездействия, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд, указав, что Постановлением Правительства Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении общей суммы баллов по трем предметам, определенным государственной образовательной организацией высшего образования в качестве вступительных испытаний, для выплаты дополнительной стипендии в ДД.ММ.ГГГГ учебном году» определен порядок выплаты дополнительных стипендий студентам Пермского края. Однако данное Постановление принято с нарушением сроков, указанных в Законе Пермского края № 641-ПК «О дополнительных стипендиях для студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования». В соответствии со ст.2 вышеуказанного закона сумма баллов, необходимых для получения студентом губернаторской стипендии, ежегодно устанавливается нормативным правовым актом Правительства Пермского края в срок до 20 июля текущего года. Данный факт бездействия Правительства Пермского края с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ. нарушил право истца на информацию о количестве набранных баллов, необходимых для получения дополнительной стипендии. В результате она была лишена возможности сделать обоснованный выбор направления подготовки, высшего учебного заведения, а также решить вопрос о том, где получать высшее образование в Пермском крае или другом субъекте Российской Федерации. Постановлением Правительства Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ. приняты условия, ухудшающие положение студентов, по сравнению с Постановлением Правительства Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ. В частности, оспариваемым постановлением для получения дополнительной стипендии студентами направления «Юриспруденция», определен балл по трём экзаменам - 260 баллов, в то время как в ДД.ММ.ГГГГ. сумма баллов по трем экзаменам составляла 240 баллов. Истец обращалась с запросом к заместителю председателя Правительства Пермского края ФИО, на который получила ответ из Министерства образования Пермского края, где не содержалось информации, которая бы объясняла причину бездействия Правительства Пермского края. С учетом изложенного, истец просит признать факт бездействия Правительства Пермского края с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ. неправомерным; обязать Правительство Пермского края внести изменения в Постановление Правительства Пермского края № и установить балл для студентов направления «Юриспруденция», получающих образование в вузах Пермского края, предусмотренный Постановлением Правительства Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ., а именно 240 баллов за три экзамена.
Административный истец в судебном заседании на доводах административного искового заявления настаивала.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с доводами административного искового заявления была не согласна, в письменных возражениях указала, что из административного искового заявления неясно, какое значение имеет факт признания бездействия Правительства Пермского края неправомерным. Правовым последствием такого признания может являться только возложение обязанности на Правительство Пермского края совершить предусмотренное законодательством действие, то есть принятие постановления об установлении общей суммы баллов по трем предметам, определенным государственной образовательной организацией высшего образования в качестве вступительных испытаний, для выплаты дополнительной стипендии в 2015-2016 учебном году, которое на настоящий момент принято. В этой связи, требование о признании факта бездействия Правительства Пермского края с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. неправомерным не подлежит удовлетворению. В административном исковом заявлении ФИО1 ссылается на «право на информацию о количестве набранных баллов, необходимых для получения дополнительной стипендии», нарушение которого лишило ее возможности сделать обоснованный выбор направления подготовки, образовательной организации высшего образования, а также субъекта Российской Федерации, в котором она бы получала высшее образование. Вместе с тем, ФИО1 не указывает, какой нормативный правовой акт предусматривает наличие у нее такого права. Статьей 2 Закона предусмотрено право на получение дополнительной стипендии, которое приобретают студенты, поступившие на обучение в государственную образовательную организацию высшего образования, при соблюдении установленных в указанной статье условий, одним из которых является равенство (превышение) общей суммы баллов по трем предметам, устанавливаемым государственной образовательной организацией высшего образования в качестве вступительных испытаний, согласно результатам единого государственного экзамена, дипломам, экзаменационным листам, позволяющим определить средний результат по дополнительным вступительным испытаниям творческой и (или) профессиональной направленности, значению (значения) общей суммы баллов. В Законе не определена такая цель установления дополнительной стипендии, как стимулирование абитуриентов к выбору направления подготовки, образовательной организации высшего образования или субъекта Российской Федерации. В административном исковом заявлении отсутствуют ссылки на обстоятельства, подтверждающие довод ФИО1 о лишении ее возможности сделать обоснованный выбор направления подготовки, образовательной организации высшего образования и субъекта Российской Федерации, в котором она могла бы получать высшее образование, как и отсутствуют ссылки на обстоятельства, подтверждающие довод о необходимости внесения изменений в Постановление в части изменения значения количества баллов «260» на значение количества баллов «240» по направлению подготовки «Юриспруденция». Законом определено, что значение общей суммы баллов устанавливается Правительством Пермского края ежегодно, при этом требования о недопустимости увеличения значения суммы баллов в отношении одного и того же направления подготовки Закон не содержит. Считает, что ФИО1 пропустила срок обращения в суд, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как следует из ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) …должностного лица, …если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности...
В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ст. 220 КАС, административное исковое заявление должно содержать сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняется орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями), сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым бездействием.
В соответствии со ст.2 Закона Пермского края № 641 – ПК от 29.06.2010 г. «О дополнительных стипендиях для студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования» право на получение дополнительной стипендии приобретают студенты, поступившие на обучение в государственную образовательную организацию высшего образования не ранее 1 сентября 2010 года, при соблюдении следующих условий: студент получает высшее образование впервые; студент обучается по очной форме обучения; студент имеет действующие на момент поступления в государственную образовательную организацию высшего образования результаты единого государственного экзамена по трем предметам, установленным государственной образовательной организацией высшего образования в качестве вступительных испытаний при зачислении на обучение по направлению подготовки (специальности), и (или) диплом победителя или призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников или олимпиады из Перечня олимпиад школьников, ежегодно утверждаемого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - дипломы), по соответствующему предмету, установленному государственной образовательной организацией высшего образования в качестве вступительного испытания, наличие которого признается равным наивысшему результату вступительного испытания (100 баллов), и (или) экзаменационные листы дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности (далее - экзаменационные листы), максимальный балл по которым не может быть установлен более 100 баллов, учитывающиеся наряду с результатами единого государственного экзамена; общая сумма баллов по трем предметам, устанавливаемым государственной образовательной организацией высшего образования в качестве вступительных испытаний, согласно результатам единого государственного экзамена, дипломам, экзаменационным листам, позволяющим определить средний результат по дополнительным вступительным испытаниям творческой и (или) профессиональной направленности, указанным в абзаце четвертом настоящей статьи, равна или превышает значение общей суммы баллов, ежегодно устанавливаемое нормативным правовым актом Правительства Пермского края в срок до 20 июля текущего года.
При наличии в государственной образовательной организации высшего образования условия о принятии в качестве вступительных испытаний результатов единого государственного экзамена более чем по трем предметам для предоставления дополнительной стипендии учитывается наибольшая сумма баллов по трем любым предметам.
Право на получение дополнительной стипендии приобретают студенты первого курса при соблюдении условий, указанных в абзацах с первого по шестой настоящей статьи.
Дополнительная стипендия устанавливается на 12 календарных месяцев, начиная с сентября текущего года по август следующего года (на учебный год).
Порядок предоставления дополнительных стипендий студентам утверждается нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ. было принято Постановление Правительства Пермского края № 587-п «Об установлении общей суммы баллов по трем предметам, определенным государственной образовательной организацией высшего образования в качестве вступительных испытаний, для выплаты дополнительной стипендии в 2015-2016 учебном году», согласно которому общая сумма баллов по трем предметам, определенным государственной образовательной организацией высшего образования в качестве вступительных испытаний, для назначения выплаты дополнительной стипендии в 2015-2016 учебном году для студентов, поступивших на направление подготовки «Юриспруденция» установлена «260» баллов (л.д. 12-14).
Согласно Постановлению Правительства Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении общей суммы баллов по трем предметам, определенным государственной образовательной организацией высшего образования в качестве вступительных испытаний, для выплаты дополнительной стипендии в 2014-2015 учебном году» общая сумма баллов по трем предметам, определенным государственной образовательной организацией высшего образования в качестве вступительных испытаний, для назначения выплаты дополнительной стипендии в 2014-2015 учебном году для студентов, поступивших на направление подготовки «Юриспруденция» установлена «240» баллов (л.д. 15-17).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась с заявлением к заместителю председателя Правительства Пермского края ФИО (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 был направлен ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ., в котором указано, что общая сумма баллов для назначения дополнительной стипендии в ДД.ММ.ГГГГ учебном году установлена постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. №., значение общей суммы баллов, установленное Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. №-п не может применяться в текущем году, в связи с тем, что оно установлено на ДД.ММ.ГГГГ учебный год (л.д. 19).
Таким образом, на основании исследованных доказательств судом установлено, что при принятии <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ не был соблюден установленный Законом срок.
Однако, из содержания ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС) следует, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании бездействия органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод, если бездействие имело место и на момент обращении в суд, а не в прошлом. На сегодняшний день Постановление <адрес>№-п «Об установлении общей суммы баллов по трем предметам, определенным государственной образовательной организацией высшего образования в качестве вступительных испытаний, для выплаты дополнительной стипендии в 2015-2016 учебном году» уже принято, хоть и с нарушением срока, следовательно, на момент вынесения решения факт бездействия ответчика отсутствует, а признание неправомерным бездействия, имевшего место в прошлом, и на момент обращения в суд устраненного, законом не предусмотрено. При этом, правовым последствием признания факта бездействия Правительства Пермского края может являться только возложение обязанности на Правительство Пермского края совершить предусмотренное законодательством действие, то есть принятие постановления, которое на настоящий момент уже принято.
Кроме того, факт принятия указанного Постановления только ДД.ММ.ГГГГ не препятствовал осуществлению прав истца и не лишил ее возможности сделать обоснованный выбор направления подготовки, высшего учебного заведения, а также решить вопрос о том, где получать высшее образование, что подтверждается представленными истцом расписками о приеме ее документов в несколько разных учебных заведений, и в дальнейшем сдать экзамен на максимально-возможный балл для получение дополнительной стипендии, учитывая, что право на ее получение приобретают только студенты, поступившие на обучение в государственную образовательную организацию высшего образования.
Исходя из этого, требование о признании факта бездействия Правительства Пермского края с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. неправомерным не подлежит удовлетворению.
Также суд полагает, что отсутствуют основания и для удовлетворения требований истца в части возложения на Правительство Пермского края обязанности внести изменения в Постановление №-п и установить балл для студентов направления подготовки «Юриспруденция», соответствующий баллу, установленному постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Так, законом (ст.2 Закона Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных стипендиях для студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования») определено, что значение общей суммы баллов устанавливается Правительством Пермского края ежегодно, при этом требования о недопустимости увеличения значения суммы баллов в отношении одного и того же направления подготовки Закон не содержит. Таким образом, основания возлагать на ответчика обязанность установить балл для студентов направления подготовки «Юриспруденция», соответствующий баллу, установленному предыдущим постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п отсутствуют.
В судебном заседании представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд.
Согласно статье 219 КАС, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцевсо дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Согласно частям 9 и 11 статьи 226 КАС, истец обязан доказать, соблюдены ли сроки обращения в суд.
В силу части 8 статьи 219 КАС, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
О нарушении предполагаемого права истец могла узнать с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку этот день является последним из десятидневного срока, в течение которого, согласно указу Президента РФ от 02.04.2014 г. №198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (<адрес>)» должно было быть размещено на указанном интернет-портале постановление Правительства Пермского края № «Об установлении общей суммы баллов по трем предметам, определенным государственной образовательной организацией высшего образования в качестве вступительных испытаний, для выплаты дополнительной стипендии в 2015-2016 учебном году», принятое в последний день установленного Законом срока.
Истец в судебном заседании пояснила, что о нарушении права узнала ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из этого, трехмесячный срок на подачу административного искового заявления истек ДД.ММ.ГГГГ, тогда как истец с административным иском обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, трехмесячный срок для обращения в суд ФИО1 пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Уважительных причин пропуска срока истцом не приведено, ходатайства о восстановлении срока не заявлено.
Руководствуясь ст.174-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
ФИО1 в удовлетворении требований к Правительству Пермского края отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Судья – Т.О. Ракутина
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 05.02.2016 г.