ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1217/16 от 26.12.2016 Вурнарского районного суда (Чувашская Республика)

Дело №2а-1217/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2016 года п.Вурнары

Чувашской Республики

Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе:

председательствующего судьи Филиппова О.А.,

при секретаре Копыловой Л.И.,

с участием:

административного истца- Павлова Г.В.,

представителя административного истца- Павловой С.П., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица- администрации <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Чувашской Республики Баранова Ю.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело

по административному иску Павлова <данные изъяты> к администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики, межведомственной комиссии <данные изъяты> района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии <данные изъяты> района, администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики, возложении обязанности принять заключением об оценке соответствия многоквартирного дома установленным требованиям,

УСТАНОВИЛ:

Павлов Г.В. обратился в суд с административным иском к администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики, межведомственной комиссии <данные изъяты> района Чувашской Республики о признании бездействия межведомственной комиссии <данные изъяты> района, назначенной постановлением главы администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии (не вынесении) заключения об оценке соответствия многоквартирного дома <адрес> установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, незаконным, возложении на межведомственную комиссию <данные изъяты> района, назначенную постановлением главы администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, администрацию <данные изъяты> района Чувашской Республики, обязанности принять (вынести)заключение об оценке соответствия многоквартирного дома <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, выдать его в установленный срок ему.

Административный иск мотивирован тем, что он является собственником квартиры <адрес>. Данная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м. является его единственным жилым помещением, в ней он зарегистрирован, никакого другого жилого помещения на праве собственности или на праве социального найма не имеет. Квартира фактически являются непригодными для проживания, а многоквартирный (шестиквартирный) дом является аварийным и подлежащим сносу ввиду его физического износа, ветхости. Жилой дом <адрес> принадлежит на праве собственности администрации <данные изъяты> района Чувашкой Республики. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением к главе администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики, в котором просил: 1) признать квартиру <адрес> ветхой, находящейся в аварийном состоянии, непригодной для проживания, 2) поставить его на учет в качестве имеющего право на получение квартиры площадью <данные изъяты> кв.м. по программе «Ветхого аварийного жилья». Также главе администрации <данные изъяты> района ДД.ММ.ГГГГ были переданы копии документов: своего паспорта, договор о приватизации квартиры, кадастровый план, домовой книги на дом <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в день получения заверенной копии технического паспорта на указанный дом в БТИ <данные изъяты> он уточнил свои требования и в заявлении на имя главы администрации <данные изъяты> района Чувашкой Республики, на имя председателя межведомственной комиссии по признанию пригодности (непригодности) для проживания жилых помещений указал, что просит: 1) признать квартиру <адрес> ветхой, находящейся в аварийном состоянии, не пригодной для проживания, 2) признать шестиквартирный дом <адрес> ветхим, аварийным, не пригодным для проживания, не пригодным для ремонта, подлежащим сносу, 3) поставить его, Павлова Г.В., на учет в качестве имеющего право на получение жилья площадью <данные изъяты> кв.м. по программе «Ветхое аварийное жилье» на 2016-2017 годы. К заявлению приложил копии документов: свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ЕГРП о праве собственности на указанную квартиру от ДД.ММ.ГГГГ, техпаспорт на дом от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ от члена межведомственной комиссии <данные изъяты> района ФИО3 он получил на руки документы: протокол заседания межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что рассмотрено заявление собственника квартиры <адрес> Павлова Г.В., принято решение заседания межведомственной комиссии: о выявлении основания для признания помещения непригодным для проживания; акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что комиссия произвела обследование квартиры многоквартирного жилого дома по заявлению собственника жилого дома Павлова Г.В. под входящим номером от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия дала рекомендации о выявлении основания для признания помещения непригодным для проживания; заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что комиссия при участии приглашенных эксперта ФИО4 и приглашенного собственника Павлова Г.В. По результатам рассмотрения документов- технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ установила, что имеется 75 процентов физического износа и инвентаризационная стоимость <данные изъяты>, на основании акта межведомственной комиссии приняла заключение о выявлении основания для признания помещения непригодным для проживания. При обследовании жилого помещения- квартиры №<адрес> на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, поданного им ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия <данные изъяты> района Чувашской Республики допустила бездействие- не произвела оценку соответствия многоквартирного жилого дома <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, хотя в его заявлении, зарегистрированном за от ДД.ММ.ГГГГ, фактически поданном ДД.ММ.ГГГГ, в пункте 2 содержалось заявление- признать шестиквартирный дом <адрес> ветхим, аварийным, непригодным для проживания, непригодным для ремонта, подлежащим сносу. Тем самым были нарушены его права на получение жилой квартиры площадью не менее <данные изъяты> кв.м. в <адрес> по программе «Ветхое жилье». Статьи 86 и 89 ЖК РФ предусматривают представление жилого помещения в связи со сносом. Согласно Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В силу п.п.49, 50 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7 п.7 указанного Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использования помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством. Пункт 7 указанного Положения устанавливает, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Таким образом, в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу у органа местного самоуправления возникает обязанность по принятию решения, предусмотренного п.7 Положения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц, занимаемых помещения в многоквартирном доме. Указанная позиция изложена в п.1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года. В нарушение указанных правовых норм и игнорируя его заявление от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ, и администрация <данные изъяты> района Чувашской Республики, осуществляющая контроль за деятельностью межведомственной комиссии, допустили бездействие- межведомственная комиссия не произвела оценку соответствия многоквартирного дома <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, а администрация <данные изъяты> района не проконтролировала действия межведомственной комиссии по надлежащему исполнению ее обязанностей. Наниматели квартир дома <адрес>- заинтересованные лица: ФИО5) и другие ДД.ММ.ГГГГ обратились к главе администрации <данные изъяты> района Чувашкой Республики с заявлениями о признании занимаемых ими жилых помещений (квартир) аварийными, непригодными для проживания. В настоящее время он проживает в квартире <адрес> в неблагоприятных условиях, опасных для жизни и здоровья, срочно нуждается в благоустроенном жилом помещении, отвечающим требованиям санитарных, противопожарных норм, расположенном в <адрес>.

В судебном заседании Павлов В.Г. административный иск поддержал по изложенным основаниям и дополнительно пояснил, что в настоящее время он проживает в доме сына в <адрес> Ему жить негде, в полученной им по наследству квартире жить невозможно. Признание дома непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции ему необходимо для того, чтобы ему предоставили другое жилье.

Представитель административного истца Павлова С.П. административный иск поддержала по изложенным основаниям и суду пояснила, что административный истец в установленном законом порядке обратился с заявлением, которое состоит из 3 пунктов: признать квартиру непригодной для проживания, признать дом <адрес> непригодным для проживания, подлежащим сносу, и поставить его на учет качестве нуждающегося, имеющего право на получение жилья по программе «Ветхое аварийное жилье». Однако администрация <данные изъяты> района и межведомственная комиссия только частично рассмотрели заявление Павлова Г.В. Межведомственная комиссия ДД.ММ.ГГГГ вынесла заключение о том, что квартира <адрес> непригодной для проживания. В заключении указано, что процент износа составляет 75%. О состоянии дома в заключении ничего не сказано, то есть проявили бездействие. Заявление о признании дома аварийным и подлежащим сносу не рассмотрено до сегодняшнего дня. Межведомственная комиссия не указывает, по какой причине не было рассмотрено заявление Павлова Г.В. Истец обратился с иском, чтобы дом был снесен и ему по программе «Ветхое аварийное жилье» предоставили равнозначное жилое помещение. В программу «Ветхое аварийное жилье» Павлова Г.В. смогут включить, если дом будет признан подлежащим сносу. Срок действия программы «Ветхое аварийное жилье» продлен до 2017 года, если ему поздно будет выдано заключение, то он не сможет защитить свои права. Павловым Г.В. были предоставлены все необходимые документы: технический паспорт 1984 года, заявление, правоустанавливающие документы. Нет необходимости для предоставления заключения проектной организации, заключение экспертной организации. Павлов Г.В. является собственником только квартиры <адрес>, а не собственником всего дома, не имеет материальной возможности представить такие документы. Согласно техническому паспорту ДД.ММ.ГГГГ года, износ деревянного дома составляет большой процент. Существуют строительные нормы и правила, по которым ежегодно идет определенный процент износа. Поэтому у администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики и межведомственной комиссии <данные изъяты> района Чувашской Республики имелись все основания для вынесения заключения о признании дома ветхим, аварийным и подлежащим сносу.

Представитель заинтересованного лица- администрации <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Чувашской Республики Баранов Ю.В. с административным иском не согласился и суду пояснил, что после подачи административного иска администрация Вурнарского городского поселения может предположить, что межведомственная комиссия, куда обратился административный истец Павлов Г.В., потребовала от документов для того, чтобы рассмотреть данное заявление. В списке этих документов имеется заключение специалиста-эксперта по данному дому, которое оформляется за счет обращающейся стороны, все документы не представлены. В реестре муниципальной собственности администрации <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района квартиры по <адрес> не состоят.

Представители административных ответчиков: администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики, межведомственной комиссии <данные изъяты> района Чувашской Республики, заинтересованные лица: Безменова Г.И., Орехова З.М., Рыбакова И.Г., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, сведения об уважительных причинах неявки суду не представили, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ заинтересованное лицо- Безменова Г.И. с административным иском согласилась и пояснила, что в доме ДД.ММ.ГГГГ проживает 33 года, дом находится в аварийном состоянии, непригоден для проживания, полы и окна покосились, они регулярно делают ремонт: окна, полы красят, но когда мимо проходит поезд, все скрепит, обои по углам трескаются, потолки тоже трещат.

Заинтересованное лицо- Рыбакова И.Г.в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с административным иском согласилась и пояснила, что дом непригоден для проживания. С той стороны дома, где расположена их квартира, дом обшили плоским шифером, они каждый год красят, ухаживают за домом. Обои на стенах отклеиваются, так как стены состоят из досок.

Выслушав административного истца и его представителя, представителя заинтересованного лица, заинтересованных лиц, исследовав материалы настоящего дела, показания свидетеля суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи,- на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Согласно ч.ч.1, 3 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу ч.ч.1, 2 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.

В соответствии с ч.ч.4-9 ст.32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч.6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Истец Павлов Г.В. согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, является собственником квартиры , расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом <данные изъяты> нотариального округа Чувашской Республики ФИО9ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> получена Павловым Г.В. в наследство после смерти супруги- ФИО10, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из паспорта гражданина РФ, Павлов Г.В. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>3 с ДД.ММ.ГГГГ.

В домовой книге для прописки граждан проживающих в доме в <адрес>, Павлов Г.В. значился зарегистрированным в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, все решения, принимаемые органами местного самоуправления, иными органами, организации, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в отношении многоквартирного жилого дома <адрес> затрагивают права и законные интересы административного истца.

Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданных ДД.ММ.ГГГГ, квартиры , в доме <адрес>ДД.ММ.ГГГГ приняты на учет как безхозяйные объекты недвижимого имущества по заявлению администрации <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Чувашской Республики.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> района Чувашской Республики Павлову Г.В. на его устное заявление направлено письменное разъяснение, в котором указано, какие именно документы для рассмотрения вопроса о признания квартиры непригодной для проживания или многоквартирного дома аварийным ему следует представить в межведомственную комиссию, в том числе о необходимости представления заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Чувашской Республики Павлову Г.В. на его заявления в администрацию <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Чувашской республики направлено письменное разъяснение, в котором указано, что по вопросу о признании квартиры непригодной для проживания или многоквартирного дома аварийным ему следует обратиться в межведомственную комиссию администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики, какие именно документы необходимо представить для рассмотрения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным, в том числе о необходимости представления заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Павлов В.Г. обратился к главе администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики, председателю межведомственной комиссии с заявлением о признании о признании квартиры <адрес>, принадлежащей ему на праве собственности, ветхой, находящейся в аварийном состоянии, непригодной для проживания, признании шестиквартирного дома <адрес> ветхим, аварийным, непригодным для проживания, непригодным для ремонта, подлежащим сносу, постановке его на учет в качестве имеющего право на получение жилья площадью <данные изъяты> кв.м. (социальной выплаты на приобретение жилья) по программе «Ветхое аварийное жилье» на 2016-2017 годы. В заявлении он также просил при необходимости провести обследование многоквартирного дома.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> района Чувашской Республики Павлову Г.В. направлено письмо, в котором предложено представить в межведомственную комиссию недостающие документы, в том числе заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

Как следует из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления Павлова Г.В. под вх. от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ «О создании межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории <данные изъяты> района», ДД.ММ.ГГГГ с участием собственника квартиры Павлова Г.В. произведено обследование квартиры <адрес>

В акте обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что год постройки многоквартирного жилого дома не известен, по результатам рассмотренных документов: технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ дом имеет 75% физического износа и балансовую стоимость <данные изъяты> рублей. Основные несущие конструкции и конструктивнее элементы жилого дома имеют значительные повреждения: фундамент- бутовый, ленточный, разрушение и развитие деформации фундаментов; стены- щитовые, пораженные гнилью и жучками; крыша- асбестоцементный шифер, ослабление креплений, трещины на отдельных листах; перекрытия чердачные- деревянные, значительные прогибы балок, пораженные гнилью и жучками; полы- дощатые, стирание поверхности в ходовых местах, поражение гнилью и жучками; оконные проемы- двойные, деревянные, рассохлись, коробки местами повреждены, поражение гнилью и жучками; электропроводка- открытая, потеря эластичной изоляции проводов; высота помещения- 2,5 м.; отопление- печное, водопровод- шахтный колодец, канализация- дворовая уборная, газоснабжение- автономное. Оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований не проводилась. Межведомственной комиссией указано, что выявлены основания для признания помещения непригодным для проживания.

Межведомственная комиссия ДД.ММ.ГГГГ приняла заключение о выявлении оснований для признании квартиры <адрес> непригодной для проживания.

Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, инвентарный номер: физический износ квартиры дома , расположенного в <адрес> на 2016 год составляет 75%, квартира (литера А) площадью <данные изъяты> кв.м, имеется пристрой- веранда (литера а1) площадью <данные изъяты> кв.м.

Из технической инвентаризации домовладения по <адрес>, составленной ДД.ММ.ГГГГ следует, что дом построен в ДД.ММ.ГГГГ году владельцем указан <данные изъяты> древкомбинатом, состоит из основной части (литера А) площадью <данные изъяты> кв.м., высотой <данные изъяты> м, сени (литера а) площадью <данные изъяты> кв.м., высотой <данные изъяты>. Согласно экспликации к плану строения и поэтажному плану жилой дом состоит из шести квартир.

Из показаний свидетеля ФИО11 следует, что по <адрес>, которая была предоставлена его матери- Ореховой З.М., он проживает с ДД.ММ.ГГГГ года. В их щитовом доме невозможно проживать: холодно, полы волной, кривые, фундамент валится, крышу, покрытую шифером, они сами ремонтируют, по мере своих сил и возможностей производят ремонт дома.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п.6 данного Положения многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавРешение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

В соответствии с п.п.42, 43, 46 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п.47 настоящего Положения. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п.47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям согласно п.44 Положения включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п.47 настоящего Положения, по форме согласно приложению №1; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

В соответствии с п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Согласно п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7 п.7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно п.50 Положения в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.

Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное п.47 настоящего Положения, согласно п.52 Положения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

В разделе II Положения указаны требования, которым должно отвечать жилое помещение.

В соответствии с п.10 Положения, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

В соответствии с п.33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно п.34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п.35 Положения жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

Согласно п.2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 года №529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

В п.п.45, 45(2) Положения указано, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома,- в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения- в случае, если в соответствии с абз.3 п.44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания- по усмотрению заявителя. Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем простой электронной подписью, а прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи). Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает: сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений- технический план; заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абз.3 п.44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям. Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абз.5 п.7 настоящего Положения.

Анализ п.п.44, 45 Положения позволяет сделать вывод, что процедура оценки соответствия помещения установленным в Положении и принятие решения межведомственной комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, а предоставление такого заключения специализированной организации, проводящей обследование дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, является обязанностью заявителя (собственника помещения), обращающегося в межведомственную комиссию.

Согласно абз.3 п.46 Положения в случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

Как следует из приложенных к административному исковому заявлению письменных заявлений Павлова Г.В. к главе администрацию <данные изъяты> района Чувашской Республики, председателю межведомственной комиссии <данные изъяты> района Чувашской Республики, главе администрации <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, пояснений административного истца и его представителя в судебных заседаниях, Павлов Г.В. также просил признать шестиквартирный жилой дом <адрес> ветхим, аварийным, непригодным для проживания, непригодным для ремонта, подлежащим сносу, заключение специализированной организации об обследовании многоквартирного дома <адрес> для решения вопроса о признании указанного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, им не представлялось.

Поскольку Павловым Г.В. заключение специализированной организации об обследовании многоквартирного жилого дома межведомственной комиссии не было представлено, а такое заключение межведомственная комиссия самостоятельно не имеет возможности истребовать на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в полномочиях межведомственной комиссии было оставить заявление Павлова Г.В. в части о признании многоквартирного дома <адрес> ветхим, аварийным, непригодным для проживания, непригодным для ремонта, подлежащим сносу, без рассмотрения.

При таких обстоятельствах административный иск Павлова Г.В. не может быть удовлетворен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-181, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Павлова <данные изъяты> к администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики, межведомственной комиссии <данные изъяты> района Чувашской Республики о признании бездействия межведомственной комиссии <данные изъяты> района, назначенной постановлением главы администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии (не вынесении) заключения об оценке соответствия многоквартирного дома <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, незаконным, возложении на межведомственную комиссию <данные изъяты> района, назначенную постановлением главы администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, администрацию <данные изъяты> района Чувашской Республики обязанности принять (вынести) заключение об оценке соответствия многоквартирного дома <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, и выдать его в установленный срок ему, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30 декабря 2016 года.

Судья Вурнарского районного суда О.А.Филиппов