ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1217/2016 от 23.01.2017 Мценского районного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2017 года г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Некрасовой Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Е.С.,

с участием административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2,

представителя административного ответчика ГУ-Управление ПФР РФ по г. Мценску и Мценскому району по доверенности ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Филиппова ФИО6 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе о признании незаконным действия по начислению и удержанию страховых взносов,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе (далее ГУ-УФФ РФ в г. Мценске и Мценском районе) о признании незаконным действия по начислению и удержанию страховых взносов.

В обоснование заявленных требований указал, что им было организовано крестьянское хозяйство «ФИО1» в форме юридического лица, которое зарегистрировано администрацией Мценского района 07.10.1992 года и просуществовало до 04.10.2012 года. В Пенсионном фонде России указанному крестьянскому хозяйству был присвоен регистрационный номер . ФИО1, как глава крестьянского хозяйства с должности уволен с 2002 года, а других членов крестьянского хозяйства с 1992 года по 2012 год не было, отчетность в налоговые органы с 2002 года по 2012 год предоставлялась в полном объеме с нулевыми показателями и страховые взносы в Пенсионный фонд соответственно не начислялись. Однако, в 2006 году административный ответчик начисляет страховые взносы в виде фиксированного платежа физическому лицу ФИО1, о чем выносит постановление от 12.05.2006 года о взыскании страховых взносов со страхователя ФИО1 как главы крестьянского хозяйства, указывая регистрационный номер юридического лица крестьянского хозяйства «ФИО1» . Между тем, из извещения Межрайонной ИФНС № 4 по Орловской области от 05.06.2007 года, административному истцу стало известно о переплате по лицевому счету юридического лица крестьянского хозяйства «ФИО1». В 2008 и 2009 годах страховые взносы в Пенсионный фонд не начислялись и административным ответчиком не предъявлялись к взысканию. В результате переписки с пенсионным органом в августе 2016 года, ФИО1 стало известно о наличии в его лицевом счете еще одного регистрационного номера , который присваивается индивидуальным предпринимателям. В письме от 26.07.2016 года за административный ответчик указал, что указанный регистрационный номер был присвоен крестьянскому хозяйству «ФИО1» справочно.

04.10.2012 года в ЕГРИП внесена запись о зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации крестьянском хозяйстве, главой которого является ФИО1, о чем в пенсионном органе присвоен регистрационный номер 20.12.2012 года в ЕГРИП внесена запись о прекращении деятельности крестьянского хозяйства, главой которого является ФИО1 Страховые взносы за период с 04.10.2012 года по 20.12.2012 года административным истцом оплачены в полном объеме.

Однако, после прекращения деятельности юридического лица крестьянского хозяйства «ФИО1» и прекращения деятельности главы крестьянского хозяйства без образования юридического лица «ФИО1», административный ответчик продолжает начислять страховые взносы, которые взыскивались в судебном порядке.

Между тем, при рассмотрении дел суд не учел, что не было регистрации главы крестьянского хозяйства, а с 10.10.1992 года по 04.10.2012 года было зарегистрировано юридическое лицо крестьянское хозяйство «ФИО1». Предполагает, что предоставление пенсионным органом информации о наличии страхователя ИП ФИО1 с регистрационным номером , позволило суду взыскивать с административного истца страховые взносы.

По указанным основаниям просит суд признать действия ГУ-УФФ РФ в г. Мценске и Мценском районе по присвоению регистрационного номера , как страхователю незаконным, обязать административного ответчика исключить из лицевого счета ФИО1 работодателя с таким регистрационным номером. Кроме того, просит признать действия ГУ-УФФ РФ в г. Мценске и Мценском районе по начислению страховых взносов и удержанию с ФИО1 незаконными.

В судебном заседании ФИО1 административные исковые требования поддержал, пояснив суду, что присвоение регистрационного номера позволило административному ответчику взыскивать с него страховые взносы как с индивидуального предпринимателя, несмотря, на то, что крестьянское хозяйство «ФИО1» являлось юридическим лицом и не должно было уплачивать страховые взносы.

Представитель административного истца ФИО2 исковые требования поддержала, по доводам изложенным ФИО1

Представитель административного ответчика ГУ-Управление ПФР РФ по г. Мценску и Мценскому району по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, ввиду неправильного понимания действующего законодательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу части 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

Поскольку о присвоении справочного номера административному истцу стало известно из письма административного ответчика от 26.07.2016 года, полученного в августе 2016 года и первоначально административное исковое заявление было направлено в адрес суда 25.10.2016 года, то есть, в пределах установленного законом трехмесячного срока, определением судьи от 28.10.2016 года заявление оставлено без движения, а определением от 21.11.2016 года возвращено в связи с не устранением недостатков в установленный срок, которые были получены только 24.11.2016 года, вместе с тем, после возвращения из суда документов в максимально короткий срок истцом предприняты необходимые меры для повторного предъявления иска, который поступил 01.12.2016 года, с учетом ходатайства административного истца и в соответствии с частью 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о возможности восстановления пропущенного срока на подачу административного искового заявления в суд.

Частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и, Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действующего до 31.12.2016 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующей до 28.02.2013 года глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы КФХ.

Крестьянским (фермерским) хозяйством согласно ч. 1 ст.1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» является объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

С введением в действие части первой Гражданского кодекса РФ крестьянским (фермерским) хозяйствам было предоставлено право самостоятельно определять свой правовой статус, а именно либо зарегистрироваться в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ), либо в установленном порядке преобразоваться в хозяйственное товарищество или производственный кооператив, которые являются юридическими лицами (ст. 259 ГК РФ).

Пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица до 01.01.2021 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона № 74-ФЗ, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения.

В соответствии с абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в первоначальной редакции) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

В ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации (в их первоначальных редакциях) содержится идентичный круг налогоплательщиков единого социального налога и круг страхователей по обязательному пенсионному страхованию.

Кроме того, пп. 2 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в целях гл. 24 члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям (п. 47 ст. 1 Федерального закона от 29.05.2002 года № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В силу ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 3 Закона № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Следовательно, для целей налогообложения глава фермерского хозяйства приравнивается к индивидуальным предпринимателям и обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.

Кроме того, в соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.1995 года № 2/1 крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом.

Таким образом, независимо от того, в какой форме крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность (крестьянские (фермерские) хозяйства с правами юридического лица и без образования юридического лица), главы и члены хозяйств уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в установленном порядке.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации с 01.01.2010 года, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в частности относятся индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 2 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальными предпринимателями признаются, в том числе, и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом каких-либо ограничений по организационно-правовой форме крестьянских (фермерских) хозяйств Закон № 212-ФЗ не содержит.

Следовательно, независимо от того, в какой форме было зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство: как юридическое лицо либо без образования юридического лица, глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном Законом № 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей.

Согласно раздела 1 Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, уплачивающих страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей, утвержденного Постановлением Правления ПФР от 02.08.2006 года № 197п, при регистрации страхователя в территориальном органе ПФР ему присваивается регистрационный номер, который указывается страхователем на документах, представляемых в территориальный орган ПФР. Присвоенный страхователю регистрационный номер не может быть повторно присвоен другому страхователю, в том числе после снятия страхователя с учета в территориальных органах ПФР в связи с прекращением деятельности, а также в случае смерти физического лица.

Страхователям, зарегистрированным в территориальных органах ПФР до вступления в силу настоящего Порядка, сохраняется ранее присвоенный регистрационный номер.

В судебном заседании установлено, что крестьянское хозяйство «ФИО1» (далее по тексту КФХ «ФИО1») создано на основании постановления главы Администрации Мценского района Орловской области от 07.10.1992 года .

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 16.12.2016 года КФХ «ФИО1» было зарегистрировано в качестве юридического лица 30.10.1992 года, главой КФХ «ФИО1» являлся ФИО1. КФХ «ФИО1» прекратило деятельность в связи с приобретением его главой статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица 04.10.2012 года.

16.10.1192 года КФХ «ФИО1» было зарегистрировано в УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области в качестве страхователя, регистрационный номер .

ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 04.10.2012 года и прекратил предпринимательскую деятельность 20.12.2012 года, что подтверждается выпиской из государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 16.12.2016 года.

В связи с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 был зарегистрирован в УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области в качестве страхователя, регистрационный номер , . При этом в карточке физического лица в дополнительной информации содержатся сведения – изменение статуса главы крестьянского хозяйства, старый номер

В ходе судебного заседания установлено, что начисление страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в отношении КХ «ФИО1» с регистрационным номером административным ответчиком стало производиться только с 01.01.2004 года по 04.10.2012 года, о чем в адрес ФИО1 направлялись требования об уплате недоимки по страховым взносам.

В связи с несогласием ФИО1 по поводу их начисления и соответственно с их неуплатой, ГУ-Управление ПФР РФ по г. Мценску и Мценскому району обращалось о взыскании страховых взносов и пени в Арбитражный суд Орловской области, Мценский районный суд Орловской области, что подтверждается решениями, вступившими в законную силу, на основании которых производилось удержания с административного истца в рамках исполнительного производства. Кроме того, удержания страховых взносов и пени с КХ «ФИО1» осуществлялось также на основании постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя – индивидуального предпринимателя начальника ГУ-Управление ПФР РФ по г. Мценску и Мценскому району.

В ходе судебного заседания установлено, что действительно 18.02.2009 года в пенсионном органе зарегистрировано КХ «ФИО1» с регистрационным номером . Однако, в карточке юридического лица в дополнительной информации содержится сведения, что данный номер является справочным, создан для разнесения на лицевой счет задолженности за 2007 года за основным номером , что было и сделано административным ответчиком, что подтверждается сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 по состоянию на 01.04.2016 года и 01.10.2016 года.

Регистрационный номер , созданный в рамках основного номера , снят 28.03.2012 года и на момент рассмотрения дела не существует.

В связи с тем, что присвоение регистрационного номера не нарушает права и законные интересы ФИО1, а направлено с целью правильного определения поступивших страховых взносов в отношении КХ «ФИО1», имевшего основной регистрационный номер , то отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований и признания действия ГУ-УФФ РФ в г. Мценске и Мценском районе по присвоению регистрационного номера , как страхователю незаконным и обязании административного ответчика исключить из лицевого счета ФИО1 работодателя с таким регистрационным номером.

Довод административного истца, что присвоение регистрационного номера послужило основанием для начисления и взыскания страховых взносов, является несостоятельным, поскольку страховые взносы начислялись с 01.01.2004 года, то есть задолго до присвоения справочного номера, по которому взыскания не производились, а начисления страховых взносов пенсионным органом осуществлялось только по основному регистрационному номеру КХ «ФИО1» - .

Оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании действий ГУ-УФФ РФ в г. Мценске и Мценском районе по начислению страховых взносов и удержанию с ФИО1 незаконными также не имеется по вышеизложенным обстоятельствам, что подтверждается также состоявшимися судебными актами о взыскании страховых взносов с административного истца, вступившими в законную силу.

Действующий Порядок регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, уплачивающих страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей, утвержденный Постановлением Правления ПФР от 02.08.2006 года № 197п, административным ответчиком не нарушен.

На основании вышеизложенного, в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 228, 175, 177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Филиппова ФИО8 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе о признании незаконным действия по начислению и удержанию страховых взносов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 28 января 2017 года.

Председательствующий Н.С. Некрасова