ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12183/19 от 12.11.2019 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 2А-12183/19

PЕШЕHИЕ

Именем Российской Федерации

г. Курган 12.11.2019

Курганский городской суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Шалютиной Е.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серковой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Кургана о признании постановлений незаконными, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации города Кургана о признании постановлений незаконными, возложении обязанности. В обоснование указал, что является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, на котором взамен ветхого дома построен новый дом. Разрешение на строительство своевременно в 2012 не было получено по объективным причинам. 23.10.2017 ему было отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с необходимостью подготовки нового градостроительного плана. По новому градостроительному плану границы застройки не совпадали с прежними границами. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости в связи с отсутствием разрешения на строительство. ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство ему было отказано. Решением Курганского городского суда от 03.07.2018, вступившим в законную силу 21.11.2018, отказ в выдаче разрешения на строительство признан незаконным, на Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана возложена обязанность повторно рассмотреть обращение ФИО1 о выдаче разрешения на строительство. В связи с изменением законодательства он направил в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана уведомление о начале строительства, которое оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием сведений, предусмотренных п. 6 я. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Решением Курганского городского суда от 25.04.2019, вступившим в законную силу 10.07.2019, признаны незаконными отказы Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана в направлении на общественные обсуждения проектов решений о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, на Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана возложена обязанность повторно рассмотреть соответствующие заявления ФИО1. По результатам общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства возражений от участников не поступило, но в удовлетворении заявлений отказано в связи с перспективой многоэтажной застройки в соответствии с Генеральным планом муниципального образования города Кургана. Полагает данные отказы незаконными, просит признать незаконными: постановление Администрации города Кургана от 11.09.2019 об отказе в предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по адресу: <адрес>, для размещения индивидуального жилого дома взамен ветхого, в виде отсутствия минимального отступа от границы земельного участка до объекта капитального строительства в связи с перспективой многоэтажной жилой застройки в соответствии с Генеральным планом муниципального образования города Кургана; постановление от 17.09.2019 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального по адресу: <адрес>, в связи с перспективой многоэтажной застройки в соответствии с Генеральным планом муниципального образования города Кургана; просит обязать ответчика на основании заключения по результатам общественных слушаний повторно рассмотреть вопрос и выдать постановление с разрешением на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства в связи с отсутствием законных оснований для отказа.

ФИО1 в судебном заседании на требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения требований.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов - для индивидуальной жилой застройки, бани <данные изъяты> кв.м, и жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного на данном земельном участке.

Постановлением администрации г. Кургана от 10 мая 2012 г. бывшему собственнику земельного участка и жилого дома ФИО10 был утвержден градостроительный план земельного участка для размещения индивидуального жилого дома взамен ветхого.

ФИО1 обратился в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана с заявлениями о предоставлении разрешений на условно-разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на принадлежащем ему земельном участке.

Решением Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана от 07.02.2019 ФИО1 отказано в направлении на общественные обсуждения проекта решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащих ему земельного участка и объекта капитального строительства и в направлении на общественные обсуждения проекта решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, в виде отсутствия минимального отступа от границы земельного участка до объекта капитального строительства по направлению на северо-запад в связи с перспективой многоэтажной жилой застройки в соответствии с Генеральным планом муниципального образования города Кургана, со ссылкой на правила землепользования и застройки города Кургана, утвержденные решением Курганской городской Думы от 12.12.2018 № 203, согласно которым земельный участок расположен в границах территории, подлежащей комплексному и устойчивому развитию.

Решением Курганского городского суда от 25.04.2019, вступившим в законную силу 10.07.2019, признаны незаконными отказы Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана в направлении на общественные обсуждения проектов решений о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, на Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана возложена обязанность повторно рассмотреть соответствующие заявления ФИО1.

По результатам общественных обсуждений (экспозиция 19.08.2019-23.08.2019) и на основании заключения Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана рекомендует:

отказать в предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, в связи с перспективой многоэтажной жилой застройки в соответствии с Генеральным планом муниципального образования города Кургана;

отказать в предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>, для размещения индивидуального жилого дома взамен ветхого, в виде отсутствия минимального отступа от границы земельного участка до объекта капитального строительства по направлению на северо0запад, в связи с перспективой многоэтажной застройки в соответствии с Генеральным планом муниципального образования города Кургана.

Постановлением Администрации города Кургана от 11.09.2019 ФИО1 отказано в предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, в связи с перспективой многоэтажной жилой застройки в соответствии с Генеральным планом муниципального образования города Кургана.

Постановлением Администрации города Кургана от 17.09.2019 ФИО1 отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства «для индивидуального жилищного строительства» на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в связи с перспективой многоэтажной жилой застройки в соответствии с Генеральным планом муниципального образования города Кургана.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж 3), а также в границах территории, подлежащей комплексному и устойчивому развитию, что подтверждается ст. 5 Раздела 3 Правил землепользования и застройки города Кургана, утвержденных Решением Курганской городской Думы от 12.12.2018 № 203 (далее – Правила землепользования и застройки).

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 85 ЗК РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)).

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.

Согласно ч. 3, 4 ст. 37 ГрК РФ без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном ст. 5.1 данного Кодекса, с учетом положений данной статьи.

Согласно положениям ч. 1, 3, 4 ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном ст. 5.1 данного Кодекса, с учетом положений ст. 39 данного Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

Согласно ст. 10, 11 Правил землепользования и застройки физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в Комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях, порядок организации и проведения которых установлен решением городской Думы в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции лицо направляет в Комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону и иным правовым актам. В соответствии со ст. 263 названного Кодекса право собственника земельного участка возводить на нем здания, строения, сооружения ограничивается условием о необходимости соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований об использовании его в соответствии с целевым назначением.

Отказ в удовлетворении заявлений ФИО1 мотивирован перспективой многоэтажной застройки территории в соответствии с Генеральным планом муниципального образования города Кургана, что исходя из изложенного, не предусмотрено действующим законодательством. Ссылок на нарушение истцом каких-либо правил и (или) нормативов обжалуемые постановления не содержат, не указаны нормы Генерального плана муниципального образования города Кургана, которыми руководствовался административный ответчик, не отражено, на основании каких норм действующего законодательства на территории, предусмотренной для многоэтажной застройки, исключается возможность индивидуального жилищного строительства. Таким образом, оспариваемые постановления не соответствуют закону. При этом суд учитывает, что Правилами землепользования и застройки в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж 3) в качестве условно разрешенного вида разрешенного использования земельного участка предусмотрено индивидуальное жилищное строительство.

Поскольку осуществление ФИО1 самовольной постройки не являлось основанием для отказа в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов, то ссылка на данный факт административного ответчика во внимание принята быть не может.

С учетом изложенного, обжалуемые постановления являются незаконными и подлежат отмене, а заявления административного истца подлежат повторному рассмотрению административным ответчиком. Оснований для принятия решения о возложении обязанности на административного ответчика принять постановление с разрешением на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства суд не находит, поскольку указанный вопрос относится исключительно к Администрации города Кургана, в связи с чем в удовлетворении данной части требований необходимо отказать.

В связи с удовлетворением административного иска понесенные ФИО1 судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при обращении с административным иском 300 руб. на основании положений ст. 111 KAC РФ подлежат возмещению за счет административного ответчика.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление Администрации города Кургана от 11.09.2019 в части отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, для размещение индивидуального жилого дома взамен ветхого, в виде отсутствия минимального отступа от границы земельного участка до объекта капитального строительства по направлению на северо-запад, в связи с перспективной многоэтажной жилой застройки в соответствии с Генеральным планом муниципального образования города Кургана.

Признать незаконным постановление Администрации города Кургана от 17.09.2019 в части отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства «для индивидуального жилищного строительства» на земельном участке по адресу: <адрес>, в связи с перспективной многоэтажной жилой застройки в соответствии с Генеральным планом муниципального образования города Кургана.

Обязать Администрацию города Кургана рассмотреть повторно вопрос о предоставлении ФИО1 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства и разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.

Взыскать с Администрации г. Кургана в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области.

Судья Е.М.Шалютина