ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1219/18 от 16.11.2018 Зеленогорского городского суда (Красноярский край)

2а-1219/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2018 года г. Зеленогорск

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Петуховой М.В., с участием

представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Суровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кудрявцевой Дануте Д. Прано к Администрации закрытого административно-территориального образования город Зеленогорск Красноярского края о признании незаконным решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО7 Д.Д.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации ЗАТО г. Зеленогорск, в котором просила признать незаконным и отменить распоряжение Администрации ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об отказе в переводе жилого помещения – <адрес> многоквартирного <адрес> в нежилое помещение» и уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, выданное за подписью временно исполняющего полномочия главы Администрации ЗАТО г. Зеленогорска ФИО3, обязать Администрацию ЗАТО город Зеленогорск принять решение о переводе жилого помещения - <адрес> многоквартирного <адрес> в нежилое помещение под магазин промышленных товаров на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных к нему документов и выдать истцу уведомление о переводе указанного жилого помещения в нежилое помещение.

Требования мотивированы тем, что ФИО7 Д.Д.П. на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры общей площадью 47,5 кв.м., расположенной на первом этаже жилого дома по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истцом в Администрацию ЗАТО г. Зеленогорск было подано заявление о переводе жилого помещения (квартиры) в нежилое помещение под аптеку. К заявлению были приложены все документы, предусмотренные статьей 23 Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения заявления и представленных документов Администрацией ЗАТО г. Зеленогорск было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об отказе в переводе жилого помещения - <адрес> многоквартирного <адрес> в нежилое помещение». На основании указанного распоряжения истцу было выдано уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение. Распоряжение и уведомление об отказе были получены представителем административного истца ФИО4 по почте ДД.ММ.ГГГГ. В качестве основания для принятия решения об отказе в переводе квартиры под магазин промышленных товаров указаны пункты 3, 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ, а именно несоблюдение предусмотренных ст. 22 Жилищного кодекса РФ условий перевода помещения и несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Административный истец считает, что выданные распоряжение и уведомление об отказе незаконны, так как они не соответствуют Жилищному кодекса РФ, нарушают права и законные интересы административного истца на перевод приобретенной квартиры в нежилое помещение. Обстоятельства, предусмотренные в статье 22 Жилищного кодекса РФ, по которым перевод квартиры в нежилое помещение невозможен, отсутствуют, а именно: переводимая квартира расположена на первом этаже многоквартирного дома; доступ к переводимой квартире возможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, существует техническая возможность оборудовать такой доступ к переводимой квартире путем устройства крыльца через лоджию согласно проектной документации; переводимая квартира не является частью жилого помещения, не используется собственником квартиры или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, право собственности на переводимое помещение не обременено правами каких-либо лиц, в квартире никто не зарегистрирован по месту жительства. Согласно проектной документации , разработанной ООО «Максимум», вход (доступ) в переводимое помещение запроектирован через дверной проем, образованный на месте существующей входной двери на лоджии. Для этого осуществляются работы по перепланировке и переустройству помещения, перечисленные в разделе 4 проектной документации, в том числе устройство входной группы в лоджии и закладка дверного проема в лестничную клетку кирпичом с армированием и анкерами. При этом объем возводимой кладки - 0,96 м3 (дверной проем), объем возводимой кладки 1,35 м3 (оконный проем), объем демонтируемой подоконной части стены - 0,18 м3. Согласно письму Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ-АГ/8 «О квалификации работ по перепланировке помещения в многоквартирных домах» работы, проводимые в многоквартирных домах по демонтажу стен между квартирами, демонтажу частей стен между лоджиями и комнатами, демонтажу частей несущих (ограждающих конструкций) при организации отдельного входа в помещение следует относить к перепланировке помещений. В распоряжении и в уведомлении об отказе необоснованно указано, что предполагается использование и уменьшение размера общего имущества собственников помещений в данном доме. Также необоснованным и бездоказательным является основание для отказа, что административный истец должен предоставить решение собственников помещений в многоквартирном доме, принятое на общем собрании таких собственников, о передаче ФИО7.П. ограждающих конструкций и об уменьшении размера общего имущества путем расширения проема в наружной стене, так как уменьшение размера общего имущества не происходит. Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос представителя административного истца указала, что в ходе изучения и анализа представленных документов (проектной документации шифр 622-18) устройство отдельного входа в наружной стене с устройством крыльца не относится к работам по реконструкции. Строительный объем и материалы надземной и подземной частей здания определяются в пределах ограничивающих поверхностей, с включением ограждающих, несущих конструкций и т.д., начиная с отметки чистого пола каждой из частей здания, без учета выступающих архитектурных деталей и конструктивных элементов, подпольных каналов, портиков, террас, балконов, объема проездов и пространства под зданием на опорах. Устройство отдельного входа в наружной части многоквартирного жилого дома с демонтажем подоконной части в пределах существующего оконного проема и закладки дверного проема в месте входа в помещение из подъезда со стороны лестничной клетки на объем материалов влияния не оказывает, и в рамках многоквартирного жилого дома уменьшение объема материалов не происходит. Кроме того, административным ответчиком неверно была применена часть 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, так как в данном случае объекты общего имущества не передаются в пользование иным лицам, поэтому решения собственников помещений в многоквартирном доме на передачу ей в пользование общего имущества не требуется. В распоряжении и в уведомлении об отказе необоснованно указывается, что проектная документация, представленная административным истцом, не соответствует требованиям законодательства, так как раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» проектной документации предполагает загрузку товаров со стороны жилого дома, где расположены окна. Административный истец считает, что отсутствует несоответствие проекта перепланировки и переустройства квартиры для размещения аптеки требованиям законодательства. Необоснованным является отказ Администрации со ссылкой на п. 4.12 Свода правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные». Данный Свод правил распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых домов. Многоквартирный жилой дом, в котором находится квартира административного истца, не строится и не реконструируется.

Административный истец ФИО7 Д.Д.П., будучи надлежащим образом уведомленной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть административное исковое заявление в ее отсутствие, о чем в адрес суда направила заявление.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования ФИО7.П. поддержала по изложенным в заявлении основаниям, пояснив, что согласно проектной документации уменьшения общего имущества собственников жилого дома не происходит, лоджия не является общим имуществом, все условия для перевода соблюдены, права собственников не нарушаются.

Представитель административного ответчика Администрации ЗАТО г. Зеленогорска ФИО5 в судебном заседании возражала против административного иска ФИО7.П., ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иску. Согласно письменным возражениям на административный иск письмо Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ не опровергает факт того, что происходит уменьшение размера наружной стены, являющейся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 30247.1-94 «Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции» ограждающими конструкциями являются конструкции, выполняющие функции ограждения или разделения объемов (помещений) здания. Ограждающие конструкции могут совмещать функции несущих (в том числе самонесущих) и ограждающих конструкций. Наружная стена, в которой административный истец планировал произвести демонтаж подоконной части стены, является ограждающей конструкцией многоквартирного дома, а также является общим имуществом собственников многоквартирного дома, а значит, в силу части 4 статьи 36 ЖК РФ данная стена должна быть передана в пользование иным лицам по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников. В соответствии с планом на отм. 0,000 до перепланировки и планом демонтажа, отраженным на листе 1 раздела 3 «Архитектурные решения», в представленной проектной документации , разработанной ООО «МАКСИМУМ», переустройство и перепланировка жилого помещения - <адрес> многоквартирного <адрес> предполагает использование и уменьшение размера общего имущества собственников помещений в данной многоквартирном доме за счет расширения существующего оконного проема в наружной стене путем демонтажа подоконной части стены до пола. Решение собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Россия, Красноярский край, г. <адрес>, принятое на общем собрании таких собственников, о передаче в пользование ФИО7.П. ограждающих конструкций, являющихся общим имуществом таких собственников, и об уменьшении размера общего имущества путем расширения проема в наружной стене, являющегося ограждающей конструкцией указанного многоквартирного дома и общим имуществом таких собственников, административным истцом представлено не было.

Выслушав участвующих в деле лиц, допросив специалиста ФИО6, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что требования ФИО7.П. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Порядок перевода жилого помещения в нежилое установлен статьями 22-24 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу ч. 1 ст. 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

П. 3 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ предусмотрен отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество.

Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно пункту «в» части 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В силу ст. 246, 247 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, из приведенных положений Жилищного кодекса РФ следует, что в качестве обязательного условия перевода жилого помещения в нежилое необходимо наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случае уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме, а также, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме либо передачи при этом части общего земельного участка.

В судебном заседании установлено, что ФИО7 Д.Д.П. является собственником <адрес> многоквартирном <адрес> Красноярского края на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира состоит из двух комнат, общей площадью 47,5 кв.м. В указанной квартире никто на регистрационном учете не состоит.

В соответствии со ст. 37, 40 Устава города Зеленогорска Красноярского края Администрация ЗАТО г. Зеленогорска является исполнительно-распорядительным органом города, осуществляющим иные полномочия и контрольно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Распоряжением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ-р ФИО7.П. на основании статей 22-24 Жилищного кодекса РФ отказано в переводе жилого помещения – <адрес> многоквартирного <адрес> в нежилое помещение.

В качестве основания для отказа в переводе жилого помещения в нежилое в распоряжении указано, что согласно проектной документации , разработанной ООО «МАКСИМУМ», переустройство и перепланировка жилого помещения предполагает использование и уменьшение размера общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме за счет расширения существующего оконного проема в наружной стене путем демонтажа подоконной части стены до пола, что в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ требует решения собственников помещений в многоквартирном доме о передаче ФИО7.П. в пользование ограждающих конструкций и об уменьшении размера общего имущества собственников путем расширения проема в наружной стене, являющегося ограждающей конструкцией указанного многоквартирного дома и общим имуществом таких собственников. Указанное решение заявителем не представлено.

Кроме того, в распоряжении указано, что проектная документация не соответствует требованиям законодательства, так как раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» проектной документации предполагает загрузку товаров со стороны жилого дома, где расположены окна». Согласно п. 4.12 Свода правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, загрузку помещений общественного назначения, встроенных в жилые здания, следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных туннелей; со стороны магистралей (улиц) при наличии специальных загрузочных помещений.

На основании распоряжения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ-р ФИО7,П. направлено уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в переводе жилого помещения – <адрес> многоквартирного <адрес> в нежилое помещение на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ, а именно по причине несоблюдения предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса РФ условий перевода помещения.

Представителем ФИО7,П. ФИО8 оспариваемые распоряжение Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ-р и уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое получены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте и не оспаривается участвующими в деле лицами.

Согласно проектной документации «Перепланировка и переустройство нежилого помещения в многоквартирном жилом доме под магазин промышленных товаров» (шифр 622-18), выполненной ООО «МАКСИМУМ», проектируемый объект расположен на площадях нежилого помещения на первом этаже девятиэтажного кирпичного жилого <адрес>, расположенного по <адрес> в г. <адрес> Красноярского края, с конструктивной схемой - стеновой, с кирпичными несущими наружными стенами толщиной 840 мм и внутренними стенами толщиной 510 мм, доступ в проектируемое помещение осуществляется через дверной проем, образованный на месте существующей входной двери на лоджию, расположенной со стороны главного фасада, выходящего на улицу <адрес>. Проектной документацией предусмотрено устройство тротуаров, мощённых брусчаткой, цветника. Место для разгрузки автотранспорта предусмотрено на существующей придовомой парковочной площадке. У входа в помещение магазина предусмотрен тамбур, выполненный в габаритах лоджии. Объем возводимой кладки существующего дверного проема – 0,96 м?, объем возводимой кладки оконного проема – 1,35 м подоконной части стены – 0,16 м?. Площадь помещения до переустройства – 48,8 м. кв., в том числе не отапливаемые помещения (лоджия) – 2,9 м. кв. площадь помещения после переустройства – 50,1 кв. м., в том числе не отапливаемые помещения (тамбур) – 2,8 м. кв. По схеме планировочной организации земельного участка площадь застройки крыльца - 10,3 кв.м., площадь тротуаров – 6,25 м.кв., площадь озеленения - 18,0 кв.м.

Из технического отчета по обследованию конструкций, выполненного ООО «АКВИЛОН» (шифр -ТО), следует, что при перепланировке помещения по <адрес><адрес> Красноярского края возможно выполнение следующих видов работ: демонтаж внутренних перегородок помещения; закладка существующего дверного проема, расположенного со стороны лестничной клетки, полнотелым кирпичом; выполнение входа в помещение через лоджию в месте расположения балконного блока; установка стальной рамы враспор с креплением ее к конструкциям стены в месте выполнения дверного блока через лоджию (раздел 7 «Выводы и рекомендации»).

Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 30247.1-94 «Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции», введенному в действие постановлением Минстроя РФ от 23.03.1995 года № 18-26, несущие конструкции (элементы) - конструкции, воспринимающие постоянную и временную нагрузку, в том числе нагрузку от других частей зданий. Самонесущие конструкции - конструкции, воспринимающие нагрузку только от собственного веса. Ограждающие конструкции - конструкции, выполняющие функции ограждения или разделения объемов (помещений) здания. Ограждающие конструкции могут совмещать функции несущих (в том числе самонесущих) и ограждающих конструкций.

Исходя из этих определений, принадлежность несущих ограждающих конструкций к составу общего имущества не вызывает сомнений: они по своему техническому назначению выполняют функцию по обслуживанию более одного помещения, ограждают не отдельные помещения друг от друга, а весь дом.

При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ: если переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Как указано в Письме Министерства экономического развития РФ от 03.11.2011 года № ОГ-Д23-1928, в случае если перевод спорного помещения в нежилое предполагает обустройство отдельного входа путем разрушения части внешней стены многоквартирного дома, являющейся ограждающей несущей конструкцией, относящейся к общей долевой собственности, а также использование придомовой территории при оборудовании отдельного входа, влекущее изменение объекта и режима пользования частью земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, относящегося к общей долевой собственности собственников помещений в этом доме, то планируемые для перевода в нежилое помещение реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений допускаются только с согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома.

В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ и пп. «г» п. 2 Правил содержания общего имущества наружная фасадная стена жилого дома, являясь в данном случае ограждающей ненесущей конструкцией многоквартирного дома, относится к общему имуществу всех собственников помещений, поскольку обслуживает более одного жилого помещения как ограждающая весь жилой дом, в связи с чем необходимые при переводе спорного помещения из жилого в нежилое действия по устройству отдельного входа в помещение и разрушению части фасадной наружной стены многоквартирного дома требуют обязательного согласия собственников помещений в многоквартирном доме в силу требований ч. 2 ст. 40 ЖК РФ.

Указанный в проектной документации перечень работ приведет к уменьшению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ограждающей несущей конструкции (стены) дома), что напрямую затрагивает права и законные интересы иных собственников многоквартирного дома.

Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 24.04.2018 № 4-КГ18-13, согласно которому, исходя из буквального толкования положений статьи 22, 36, 40 Жилищного кодекса РФ, подпункта «в» пункта 2 раздела первого Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, при решении вопроса о переводе жилого помещения в нежилое согласие собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным тогда, когда планируемые работы влияют на размер и состояние общего имущества в многоквартирном доме, тем самым затрагивая права и законные интересы названных субъектов. Независимо от того, является ли переоборудование жилого помещения реконструкцией или перепланировкой, в случае, если такое переоборудование влечет за собой присоединение общего имущества собственников жилого дома, необходимо получение согласия всех собственников общего имущества.

Более того, размещение вместо оконного проема дверного проема с установлением входной двери, обустройством входной группы в помещения первого этажа, влечет занятие собственником помещения в связи с этим части земельного участка.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Однако, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

Таким образом, отсутствие факта формирования земельного участка под многоквартирным домом, кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом и нахождение этого участка в собственности муниципального образования не дает правовых оснований для его использования без согласия собственников помещений многоквартирного дома, поскольку собственники помещений многоквартирного дома вправе в любое время потребовать передачи земельного участка в собственность и в реализации этого права им не может быть отказано.

При этом, доводы истца со ссылками на письма Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, согласно которым устройство отдельного входа в наружной стене многоквартирного дома с демонтажем подоконной части в пределах существующего оконного проема и закладка дверного проема в месте входа в помещение из подъезда со стороны лестничной клетки на объем материалов влияния не оказывают и в рамках многоквартирного жилого дома уменьшение объема материалов не происходит, не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают факт использования общего имущества собственников многоквартирного дома.

Доводы административного истца о том, что правовых оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое не имелось, так как заявителем были предоставлены все документы, предусмотренные ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, судом отклоняются, как несостоятельные, поскольку отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода помещения (п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ), в том числе, условия, предусмотренного ч. 1 ст. 22 ЖК РФ (перевод жилого помещения в нежилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ).

В отсутствие доказательств, подтверждающих наличие согласия всех собственников помещений многоквартирного дома на использование общего имущества при осуществлении истцом перевода жилого помещения в нежилое, у Администрации ЗАТО г. Зеленогорска не имелось правовых оснований для принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что представленный им проект перепланировки и переустройства квартиры соответствует требованиям законодательства, а п. 4.12 Свода правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные» не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку в силу п. 1 Свода правил распространяется только на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий и не применяется при эксплуатации помещений площадью до 150 кв.м., не свидетельствуют о незаконности правильного по существу решения административного ответчика об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, поскольку из содержания оспариваемого уведомления следует, что основанием для отказа в переводе жилого помещения в нежилое послужило именно несоблюдение предусмотренных ст. 22 Жилищного кодекса РФ условий перевода помещения, а не указанное в п. 3 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ основание в виде несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя. Такая совокупность в данном случае отсутствует.

Оспариваемое решение принято уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены и ему не созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, на него незаконно не возложены какие-либо обязанности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены распоряжения Администрации ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об отказе в переводе жилого помещения – <адрес> многоквартирного <адрес> Красноярского края в нежилое помещение» и уведомления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, а также возложения на Администрацию ЗАТО г. Зеленогорска обязанности принять решение о переводе указанной квартиры в нежилое помещение под магазин промышленных товаров на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и выдаче ФИО7.П. уведомления о переводе не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Кудрявцевой Дануте Д. Прано к Администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края о признании незаконными и отмене распоряжения Администрации от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об отказе в переводе жилого помещения – <адрес> многоквартирного <адрес> Красноярского края в нежилое помещение» и уведомления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое от ДД.ММ.ГГГГ, а также о возложении на Администрацию ЗАТО г. Зеленогорска обязанности принять решение о переводе <адрес> многоквартирного <адрес> Красноярского края в нежилое помещение под магазин промышленных товаров на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных к нему документов и выдать ФИО7.П. уведомление о переводе указанного жилого помещения в нежилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья М.В. Петухова

Мотивированное решение составлено 21 ноября 2018 года.