Дело №2а-121/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 марта 2017 года г. Карачаевск КЧР
Судья Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Тоторкулов Т.А. рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Карачаевского района в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к Совету <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района о признании бездействия Совета <данные изъяты> сельского поселения и обязании совета поселения внести изменения в местный бюджет и заложить финансовые средства на реализацию мероприятий в 2017 года муниципальной программы «Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского района КЧР на 2015-2020 года»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карачаевского района КЧР обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к Совету <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района о признании бездействия Совета <данные изъяты> сельского поселения и обязании совета поселения внести изменения в местный бюджет и заложить финансовые средства на реализацию мероприятий в 2017 года муниципальной программы «Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского района КЧР на 2015-2020 года», мотивируя тем, что во исполнение п.3 плана работы прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики на первое полугодие прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления законодательства при использовании средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку инвалидов, в том числе на реализацию государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Статьей 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесено: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; в случае и порядке, предусмотренных БК и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений и др.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления, как и органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают участие в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов.
В соответствии с Федеральной программой «Доступная среда» на 2015-2020 годы постановлением главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ принята муниципальная программа «Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР 2015-2020 годы», согласно которому запланированы определенные мероприятия, на которые требуются определенные финансовые средства.
Вместе с тем установлено, что вопреки требованиям названных норм закона органом местного самоуправления при принятии бюджета на 2017 год средства на реализацию мероприятий по данной программе не заложены. В целях выправления сложившейся ситуации необходимо незамедлительно рассмотреть вопрос о внесении изменений в бюджет и принять комплекс мер, направленных на безусловное исполнение законодательства в проверяемой сфере.
Статьями 4, 15 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и федеральные Законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию и РФ и законы.
От представителя административного истца – помощника прокурора Карачаевского района Хубиева С.А. поступило ходатайство о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного производства.
Представитель административного ответчика – глава Совета <данные изъяты> СП ФИО1 в своем заявлении административные требования признал, против рассмотрения административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства не возражает.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощённого (письменного) производства.
Рассмотрев административное исковое заявление, исследовав представленные административным истцом письменные доказательства, приложенные к административному исковому заявлению, суд пришёл к выводу о необходимости удовлетворения административного иска.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Прокуратурой Карачаевского района КЧР во исполнение п.3 плана работы прокуратуры Карачаево-Черкесской республики на первое полугодие проведена проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления законодательства при использовании средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку инвалидов, в том числе на реализацию государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
В соответствии с Федеральной программой «Доступная среда» на 2015-2020 годы постановлением главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ принята муниципальная программа «Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР 2015-2020 годы», согласно которому запланированы определенные мероприятия, на которые требуются определенные финансовые средства.
Проведенной проверкой установлено, вопреки требованиям названных норм закона органом местного самоуправления при принятии бюджета на 2017 год средства на реализацию мероприятий по данной программе не заложены.
Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Статьей 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесено: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; в случае и порядке, предусмотренных БК и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений и др.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления, как и органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают участие в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов.
В этой связи, неисполнение Советом поселения, предоставленных ей законом полномочий по разработки и утверждению муниципального правового акта и не осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, расцениваются прокуратурой района как нарушение законодательства согласно государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
В целях выправления сложившейся ситуации необходимо незамедлительно рассмотреть вопрос о внесении изменений в бюджет и принять комплекс мер, направленных на безусловное исполнение законодательства в проверяемой сфере.
Статьями 4, 15 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и федеральные Законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию и РФ и законы.
В силу ст. ст. 39, 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 291-294 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Карачаевского района в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к Совету <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района о признании бездействия Совета <данные изъяты> сельского поселения и обязании совета поселения внести изменения в местный бюджет и заложить финансовые средства на реализацию мероприятий в 2017 года муниципальной программы «Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского района КЧР на 2015-2020 года», удовлетворить.
Признать бездействие Совета <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР.
Обязать Совет <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР внести изменения в местный бюджет и заложить финансовые средства на реализацию мероприятий в 2017 году муниципальной программы «Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР 2015-2020 годы».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Карачаевский районный суд в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Т.А. Тоторкулов