ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-121/20 от 04.02.2020 Тихвинского городского суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ года

<адрес> городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Удюковой И.В.,

при секретаре Смирновой М.В.,

с участием представителя административного истца Рыстакова Р.С., представителя административного ответчика Портнягина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования <адрес> муниципальный район <адрес> к Управлению Росреестра по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, об обязании устранить допущенные нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования <адрес> муниципальный район <адрес> (далее – Администрация, истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее – Управление), указав, что в рамках исполнения областного Закона от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>» административный истец готовит транспортную и инженерную инфраструктуру, необходимую для нормальной жизнедеятельности граждан, получивших земельные участки по данному областному закону на территории индивидуального жилищного строительства (ИЖС) «Стретилово».

Распоряжением комитета по архитектуре и строительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки и межевания территории «Транспортная и инженерная инфраструктура ИЖС «Стретилово» <адрес> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>».

Предусмотренные проектом планировки улично-дорожная сеть и инженерная инфраструктура должны расположиться на территории (части территории) земельных участков, находящихся в собственности различных лиц. Это обусловило необходимость раздела указанных участков для их последующего изъятия для муниципальных нужд в установленном порядке.

Одним из земельных участков, по территории которых пройдет автомобильная дорога (линейный объект), является участок с кадастровым (далее – исходный земельный участок).

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ исходный земельный участок находится в общей долевой собственности Пономарева Геннадия Федоровича и Егоровой Елизаветы Геннадьевны в равных долях.

Как следует из проекта планировки, в границу полосы отвода автомобильной дороги попадет часть исходного земельного участка площадью 112 кв.м. (далее - испрашиваемый земельный участок), которая согласно проекту планировки и должна быть изъята для муниципальных нужд.

Предваряет процедуру изъятия раздел исходного земельного участка, в результате которого будут образованы два участка, один из которых, площадью 112 кв.м., прежде чем стать объектом гражданских прав должен быть поставлен на кадастровый учет.

В целях образования испрашиваемого земельного участка Администрация заказала выполнение кадастровых работ, результат которых был отражен в межевом плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Администрация обратилась к административному ответчику с заявлением , которым просила поставить испрашиваемый земельный участок на кадастровый учет. К заявлению прилагался межевой план от ДД.ММ.ГГГГ.

Рассмотрев данное заявление, Управление ДД.ММ.ГГГГ после приостановления ДД.ММ.ГГГГ осуществления кадастрового учета, приняло решение об отказе в снятии приостановления по основанию несовпадения границ исходного и образуемого земельных участков, порекомендовало представить исправленный межевой план.

Как следует из публичной кадастровой карты, обозначенные на карте границы исходного земельного участка, не совпадают с фактическими границами участка. Визуально участок «съехал» на земли общего пользования в сторону улицы <адрес> Причиной этого является воспроизведение в ЕГРН ошибки, содержащейся в межевом плане исходного земельного участка, возникшей вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы по заказу собственника участка.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация с целью исправления реестровой ошибки обратилась в Управление с заявлением , направив ему документы, свидетельствующие о наличии ошибки и содержащие необходимые для её исправления сведения - межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, в котором кадастровый инженер выявил несоответствия в местоположении границ участка и указал, что исходный земельный участок имеет ранее учтенные границы, содержащиеся в ГКН, сведения о которых внесены в дежурную кадастровую карту, которые не соответствуют фактическим границам, существующим не местности длительное время, определил истинные геодезические координаты характерных точек границы участка, позволяющие идентифицировать его фактическое местоположение на местности.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ, после приостановления решением от ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик отказал в осуществлении кадастрового учета.

По мнению Администрации, Управление признавало, что несовпадение границ обусловлено наличием реестровой ошибки, а значит было обязано ее исправить, но не сделало этого.

В результате данного незаконного отказа в исправлении реестровой ошибки в установленный законом срок Администрация не имеет возможности поставить образуемый земельный участок на кадастровый учет и, как следствие, изъять его для муниципальных нужд, что является нарушением прав административного истца.

Данное право может быть восстановлено только путем обязания административного ответчика исправить реестровую ошибку.

Административный истец просил признать незаконным решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером , обязать Управление устранить допущенное нарушении прав.

В судебном заседании представитель административного истца Рыстаков Р.С., действующий по доверенности, поддержал доводы иска, настаивал на его удовлетворении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Портнягин А.В., действующий по доверенности, исковые требования не признал, указал на отсутствие у администрации статуса лица, указанного в перечне лиц ст. 15 Закона о государственной регистрации недвижимости.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки и межевания территории «Транспортная инженерная инфраструктура ИЖС «Стретилово» <адрес> городского поселения Тихвинского муниципального района <адрес>» (л.д.42).

Решением совета депутатов МО <адрес> муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изъяты для муниципальных нужд земельные участки в целях размещения линейных объектов местного значения – улично-дорожной сети и инженерной инфраструктуры в соответствии с проектом планировки и межевания территории ИЖС «Стретилово» (л.д.43).

Согласно перечню (п.2 перечня) подлежащих к изъятию земельных участков в него входит земельный участок с кадастровым , площадью 1381 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания здания магазина, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> городское поселение, <адрес>, <адрес> (л.д.44).

Названный земельный участок с кадастровым принадлежит на праве собственности Пономареву Г.Ф. и Егоровой Е.Г. (по ? доле), что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-26).

Согласно проекту планировки и межевания территории ИЖС «Стретилово», часть земельного участка с кадастровым в размере площади в 112 кв.м. будет изъята для муниципальных нужд в целях размещения у

По заказу Администрации кадастровым инженером Зиминой Т.Г. в результате кадастровых работ ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен межевой план в целях образования двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым на два земельных участка, один из которых, площадью 112 кв.м., будет изъят для муниципальных нужд (л.д.27-41).

По заказу Администрации кадастровым инженером Щекиной В.В. в результате кадастровых работ ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен межевой план в целях исправления кадастровой ошибки в местоположении границ исходного земельного участка с кадастровым , определены его истинные геодезические координаты характерных точек границ земельного участка, позволяющие идентифицировать его фактическое местоположение на местности (л.д.48-60).

Проведению кадастровых работ в целях исправления ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым предшествовало обращение Администрации в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о постановке земельного участка, подлежащего изъятию, площадью 112 кв.м., на кадастровый учет.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ. Управление отказало Администрации в осуществлении кадастрового учета по основанию несовпадения границ исходного земельного участка с границами образуемых земельных участков, Администрации рекомендовано представить межевой план с целью устранения выявленных замечаний (подтверждения реестровой ошибки) (л.д.45,46,63).

Получив вместе с обращением Администрации межевой план, содержащий сведения об истинных координатах исходного и испрашиваемого земельного участков, Управление решением от ДД.ММ.ГГГГ сначала приостановило осуществление кадастрового учета, а затем решением от ДД.ММ.ГГГГ отказало в учете изменений объекта недвижимости (л.д.63,64).

В качестве основания для отказа в решении от ДД.ММ.ГГГГ указано на то, что:

с заявлением об учете изменений объекта недвижимости обратилось ненадлежащее лицо,

не представлены картографические документы, подтверждающие существование земельного участка в устанавливаемых границах при его образовании относительно смежных земельных участков, тем самым обосновывающие наличие реестровой ошибки,

отсутствует акт согласования местоположения границ.

Администрация не согласна с отказом, полагая его незаконным, создающим препятствия для реализации Администрацией своих прав и обязанностей.

В силу статьи 14 Закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

В статье 26 Закона № 218-ФЗ приведен перечень оснований для приостановления по решению государственного регистратора прав осуществления государственного кадастрового учета.

Статья 27 названного выше Закона № 218-ФЗ предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В приведенном случае, из содержания решений Управления следует, что основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета являются случаи, указанные в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, в соответствии с которыми осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается в случае, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо и если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

При этом следует отметить, что обращение Администрации в Управление имело под собой цель – исправление реестровой ошибки в соответствии с положениями ч.3 ст. 61 Закона № 218-ФЗ.

Так согласно частям 3,4,6 и 7 статьи 61 Закона № 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.

В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.

Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.

Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

При рассмотрении настоящего дела представитель административного ответчика не отрицал, что имеется реестровая ошибка в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым , о наличие реестровой ошибки относительно названного земельного участка указано и в решении Управления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45).

По истечении шести месяцев со дня направления указанным в ч.6 статьи 61 Закона № 218-ФЗ лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя.

Изменение в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в статье 61 Закона № 218-ФЗ, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Из анализа названных норм следует, что обжалуемое решение Управления Росреестра по <адрес> обусловлено невыполнением органом регистрации прав своих обязанностей по исправлению реестровой ошибки, сведениями о которой Управление Росреестра по <адрес> располагало на дату обращения Администрации с заявлением.

При такой ситуации Управление было обязано исправить выявленную реестровую ошибку.

При этом суд учитывает, что изменение в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости у его собственников, поскольку изменение площади объекта недвижимости, объема прав названных лиц, уточнение местоположения границ земельного участка не влечет, процедуру изъятия земельного участка для муниципальных нужд не подменяет.

Поскольку выявление реестровой ошибки установлено в ходе межведомственного взаимодействия, постольку применение положений ст. 15, 26 Закона № 218-ФЗ к обращению органа местного самоуправления не обоснованно. Управление после получения подтверждения наличия реестровой ошибки было обязано ее исправить.

В связи с тем, что не выполнение административным ответчиком обязанности по устранению реестровой ошибки создает для Администрации препятствия в осуществлении прав и обязанностей по реализации процедуры изъятия земельного участка с кадастровым для муниципальных нужд, постольку ответчика надлежит обязать устранить нарушение прав истца путем исправления реестровой ошибки.

Таким образом, следует признать незаконным решение Управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации муниципального образования <адрес> муниципальный район <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым , площадью 1381 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания здания магазина, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> городское поселение, д. <адрес>, <адрес>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> устранить допущенное нарушение прав администрации муниципального образования <адрес> муниципальный район <адрес> путем исправления реестровой ошибки в сведениях содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым , площадью 1381 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания здания магазина, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> городское поселение, д. <адрес>, <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд путем подачи апелляционной жалобы через <адрес> городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Удюкова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.В. Удюкова