Дело № 2а-121/2020
УИД: 33RS0002-01-2020-004551-32
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
21 января 2021 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при секретаре Новикове А.Е.,
с участием
представителя административного истца Русанена А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> административное исковое заявление Комоловой О. В. к ИФНС России по Октябрьскому району <...> о признании незаконным решения ###А от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации юридического лица, обязании произвести государственную регистрацию,
У С Т А Н О В И Л:
Комолова О.В. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением к ИФНС России по Октябрьскому району <...>, в котором просит признать незаконным решение ###А от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО «Пошли-поехали», обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию юридического лица.
Требования мотивированы тем, что Комолова О.В., являясь учредителем ООО «Пошли-поехали» (далее также Общество), ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ИФНС России по Октябрьскому району <...> (далее также Инспекция) с заявлением по форме № Р11001 о государственной регистрации юридического лица по адресу: <...> офис 307.
Однако рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, Инспекция ДД.ММ.ГГГГ вынесла решение об отказе в регистрации юридического лица.
В качестве основания отказа Инспекция указала на недостоверность представленных Комоловой О.В. сведений о месте нахождения юридического лица, поскольку ими получено заявление собственника о том, что он не разрешает регистрацию по названному адресу.
Административный истец полагает решение незаконным, нарушающим его права, поскольку пункт 1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ содержит закрытый перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица. При этом все необходимые документы были предоставлены.
Доказательств того, что адрес Общества был указан без намерения его использовать не имеется, отказ не мотивирован, а неразрешение собственника предоставить помещение само по себе не является достаточным доказательством недостоверности сведений для регистрации изменений ЕГРЮЛ.
УФНС России по Владимирской области жалоба Общества оставлена без удовлетворения ДД.ММ.ГГГГ.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Учреждение общественного объединения «Управление по хозяйственному обслуживанию объединения профсоюзов», Региональный союз "Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов", УФНС России по Владимирской области.
В судебном заседании Комолова О.В. не присутствовала, о времени и месте судебного заседания извещена.
Представитель административного истца требования поддержал.
Представитель Инспекции в суде не присутствовал, ранее в данных им пояснениях административный иск не признавал, указав, что документы на регистрацию Общества представлены ДД.ММ.ГГГГ, в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе. В ходе проводимой проверки возникли сомнения в достоверности представленных сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. К заявлению установленной формы Комолова О.В. как единственный учредитель ООО «ПОШЛИ-ПОЕХАЛИ» определила и утвердила адрес юридического лица: <...> офис 307. Между тем, от собственника помещений по названному адресу - Учреждения общественного объединения «Управление по хозяйственному обслуживанию объединения профсоюзов» поступили возражения на регистрацию юридического лица. Просит в административном иске отказать.
УФНС России по Владимирской области в суд представителя не направили, ранее просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, в представленном отзыве полагали требования не подлежащими удовлетворения, указав, что место нахождения юридического лица имеет существенное значение для отчетности и налогового контроля. ЕГРЮЛ должен содержать достоверные сведения о юридическом лице, его адресе. Необходимым условием для государственной регистрации является не только предоставление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации. Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ получено заявление Учреждения общественного объединения «Управление по хозяйственному обслуживанию объединения профсоюзов» с возражениями относительно регистрации по названному адресу ООО «ПОШЛИ-ПОЕХАЛИ».
Остальные участники процесса в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались.
Суд на основании ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.
Положениями части 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Согласно статье 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 статьи 5).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 129-ФЗ определен перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган для государственной регистрации создания юридического лица.
Статьей 9 названного Закона установлено, что заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
На основании пункта 1.3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного Федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 4.2 ст. 9 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно абз. 2 п. 1 раздела 1 "Общие положения" Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 506 Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Инспекции поступило заявление о государственной регистрации ООО «ПОШЛИ-ПОЕХАЛИ» по адресу: <...> офис 307. Учредителем Общества указана Комолова О.В.
Согласно расписке от ДД.ММ.ГГГГ (рег.###) Комолова О.В., обращаясь в ИФНС России по Октябрьскому району <...> с заявлением о регистрации ООО «ПОШЛИ-ПОЕХАЛИ», предоставила заявление о создании Общества, документ об оплате госпошлины, Устав Общества, решение о создании Общества.
Решением Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ###А отказано в государственной регистрации Общества на основании п.1 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ. Решение получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивируя свой отказ, налоговый орган указал на недостоверность сведений об адресе (месте нахождения Общества). Из содержания решения следует, что по поступившей ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган информации собственник помещения по названному адресу возражает против регистрации юридического лица.
Не согласившись с указанным решением, Комолова О.В. обратилась в УФНС России по Владимирской области с жалобой.
Решением УФСН России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 13-15-07/9495@, решение ИФНС России по Октябрьскому району <...> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Полагая оспариваемое решение Инспекции незаконным, Комолова О.В. обратилась с настоящим административным иском в суд.
Из дела видно, что нежилое административное здание по адресу: <...> общественного объединения «Управление по хозяйственному обслуживанию объединения профсоюзов» (свидетельство <...>).
ДД.ММ.ГГГГ офис 307 в здании по указанному адресу передан по договору аренды Региональному центру общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере «ЖКХ-Контроль».
ДД.ММ.ГГГГ письмом ВРОО «ЖКХ-Контроль» гарантировало Комоловой О.В. заключение с ООО «Пошли-поехали» в течение 35 календарных дней после государственной регистрации юридического лица договора субаренды кабинета 307 (площадь 10,9 кв.м.).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ИФНС России по Октябрьскому району <...> (вх.###) поступило заявление Учреждения общественного объединения «Управление по хозяйственному обслуживанию объединения профсоюзов» с просьбой не регистрировать ООО «Пошли-Поехали» по адресу: <...>.
Как пояснил суду представитель Инспекции дата названного документа ДД.ММ.ГГГГ проставлена ошибочно.
При этом при контрольной проверке таких сведений, на запрос Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ, Учреждение общественного объединения «Управление по хозяйственному обслуживанию объединения профсоюзов» письмом от ДД.ММ.ГГГГ повторно заявило об отсутствии согласия регистрировать Общество по названному адресу.
Кроме того, Региональный союз «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов» письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщили об отсутствии договорных отношений в части предоставления помещений по указанному адресу ООО «Пошли-поехали». При этом письмо от ДД.ММ.ГГГГ, равно как и названный выше договор аренды предметом изучения при вынесении Инспекцией оспариваемого решения не являлись.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Формирование записей государственного реестра о местонахождении юридического лица осуществляется согласно статье 12, пункту 1 статьи 14, пункту 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ, в частности, на основании соответствующего заявления о государственной регистрации, в котором наряду с иными сведениями указывается адрес юридического лица.
Как указано в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
Представленные для регистрации документы об адресе юридического лица, на основании которых формируется соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию. Поэтому представление заявления, не отражающего действительного адреса юридического лица, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
При указанных выше обстоятельствах у Инспекции имелись основания отказать Комоловой О.В. в государственной регистрации юридического лица.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Доказательств, свидетельствующих о незаконном действии Инспекции при установленных обстоятельствах, суду не представлено.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Комоловой О. В. к ИФНС России по Октябрьскому району <...> о признании незаконным решения ###А от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации юридического лица, обязании произвести государственную регистрацию – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.С.Игнатович
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья М.С.Игнатович