ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-121/2021 от 23.04.2021 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Резолютивная часть оглашена 23 апреля 2021 года.

Мотивированное решение составлено 31 мая 2021 года.

№ 2а-121/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 апреля 2021 года г. Ижевск

Индустриальный районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Коротковой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Усмановой Д.В.,

с участием административного истца ФИО6,

с участием представителя административного истца ФИО6 – ФИО1., действующего на основании доверенности,

с участием представителей административного ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР – ФИО2., действующего на основании доверенности, ФИО3., действующей на основании доверенности,

с участием представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «ФИО7 специализированный застройщик» - ФИО4., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР об оспаривании действий органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально ФИО6 обратился в суд с административным иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР (далее – Минстрой УР) которым просил признать незаконным и отменить решение Минстроя УР о выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома на земельном участке по адресу: ...

Требования мотивированы тем, что в 2019 году по адресу: ... начато строительство многоквартирного жилого дома. Строительство начато на основании разрешения от -Дата-, выданного Минстроем РФ. Однако в нарушение норм действующего законодательства на момент выдачи разрешения на строительство и по настоящее время отсутствует решение о развитии застроенной территории микрорайона «Культбаза». Разработанный и утвержденный проект планировки (межевания) территории в микрорайоне «Культбаза» (...) и «Карлутский» так же отсутствует. Документов о замене разрешенного использования по участкам нет, отведенный земельный участок с адресом: ... под строительство многоквартирного жилого дома, согласно территориального зонирования Правил застройки г. Ижевска частично попадают в зону Р5 особо охраняемую природную территорию, где строительство запрещено. Зона Р5 граничит с зоной Ж1. Граница зон не закоординирована. Просит признать разрешения от -Дата- незаконным, и отменить его.

Административным истцом в ходе рассмотрения дела неоднократно уточнялись требования, с учетом последних уточненных требований просит признать незаконными действия Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР по выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома на земельном участке, расположенном по адресу: .... Отменить разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: ... - от -Дата-

Протокольным определением Индустриального районного суда г. Ижевска от -Дата- к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «ФИО7 специализированный застройщик».

Протокольным определением Индустриального районного суда г. Ижевска от -Дата- к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ГУАиГ Администрации г. Ижевска не явился, извещены судом надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст. 226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании административный истец ФИО6, на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям изложенным в иске и в письменных дополнениях.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО6 – ФИО1, действующий на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям изложенным в иске и в письменных дополнениях.

В судебном заедании представитель административного ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР - ФИО2., действующий на основании доверенности, требования административного искового заявления не признал, поддержал приобщенный к материалам дела письменный отзыв.

В судебном заедании представитель административного ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР - ФИО3., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, полагала, что выданным разрешением права и интересы административного истца не нарушаются.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «ФИО7 специализированный застройщик» - ФИО4., действующий на основании доверенности, поддержал доводы представителей административного ответчика, полагал, что разрешение на строительство выдано в соответствии с действующим порядком, нарушений прав и законных интересов административного ответчика нет. Многоквартирный дом сдан в эксплуатацию и заселен более 500 человек, и если будет принято решение суда в пользу истца, то оно будет неисполнимо.

Суд, выслушав объяснения сторон и лиц участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства в письменной форме, приходит к выводу, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст.219 КАС РФ).

Заявителем оспариваются действия ответчика по принятию оспариваемого решения - выдаче разрешения на строительство от -Дата- С заявлением об оспаривании указанного уведомления ФИО6 обратился в суд -Дата-. Как указывается административным истцом и следует из материалов дела, административному истцу о нарушении его прав стало известно не раньше даты направления в его адрес Минстроем УР ответа на обращение, которое было получено истцом -Дата-. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что о нарушении своих прав, ФИО6 узнал не раньше даты получения ответа Минстроя УР, направленного ему -Дата-, и своевременно, в установленные законом сроки, обратился в суд. Данных о том, что истцу стало известно о действиях административного ответчика по принятию оспариваемого решения в более ранний срок, материалы дела не содержат, административными ответчиками суду не представлено.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51).

Частью 7 указанной статьи (в редакции, действующей на момент издания разрешения) в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 28.11.2014 года № 69-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики» полномочием по выдаче разрешения на строительство наделено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела:

согласно выписке из ЕГРН от -Дата- земельный участок с кадастровым номером площадью 5454+/-25,80кв.м. по адресу: ... имеет вид разрешенного использования: постоянно5е и временно проживание. Постоянное проживание. Многоквартирные жилые дома 10-17 этажей (Ж1 – Зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей).

-Дата- ООО «ФИО7 специализированный застройщик» обратилось в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: ...

-Дата- Министерством строительства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР выдано ООО «ФИО7 специализированный застройщик» разрешение на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: .... Данное разрешение выдано при предъявлении заявителем полного пакета документов, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ, в том числе, положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий ( от -Дата-., выданного ООО «Инжиниринг+»).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права выданному -Дата- ФИО6 является собственником в праве общей долевой собственности (доля в праве ?) на трехкомнатную квартиру, назначение жилое, общая площадь 74,3 кв.м., этаж 10, адрес объекта ...

Административным истцом в материалы дела представлено консультационное заключение специалиста от -Дата-., выполненное специалистом ФИО5., из выводов которого следует, что строительство жилых домов ведется на застроенной территории, это может оказать негативное влияние на безопасность жителей прилегающих домов в случае отсутствия мероприятий в границах планировочной инфраструктуры направленных на устранение негативных факторов. Установление таких факторов и оценка их влияния может быть установлена лишь после проведенных исследований существующей социальной, транспортной, коммунальной и др. инфраструктур, безусловно, влияющих на условия жизни населения в рамках планировочной структуры и интеграции её в общую инфраструктуру города. Проведение таких исследований может быть выполнено в рамках судебной экспертизы. Исследования, необходимые для конкретного ответа на поставленные вопрос проводятся в рамках выполнения и согласования проекта планировки территории или проекта развития территории. При отсутствии указанных документов возможность (угроза) ухудшения условий жизнедеятельности, угроза жизни и здоровья граждан возможна. Для оценки влияния негативных факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности и окружающую среду, определения способов их устранения необходимо выполнить исследования с определением плотности и параметры застройки территории микрорайона, характеристик существующих и новых объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан, объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. «Красные линии» устанавливаются с учетом выполнения всех технических требований, охранных зон, что напрямую влияет на безопасность движения автотранспорта и пешеходов по дорогам общего пользования. Отсутствие «красных линий» не позволяет оценить обеспечение исполнения всех технических требований и может негативно повлиять на безопасность движения по дорогам общего пользования.

Суд отклоняет как несостоятельные доводы истца о том, что строительство объекта, предусмотренного оспариваемым разрешением, приведет к нарушению норм инсоляции жилых помещений в соседних домах, транспортному и парковочному коллапсу в квартале, существенно снизит комфортность проживания жителей домов, поскольку в нарушение требований ст. 62 КАС РФ объективных доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, заявителем не приведено; представленное консультационное заключение специалиста от -Дата-., выполненное специалистом ФИО5., суд оценивает критически, поскольку оно по существу имеет характер предположения и его выводы противоречат положительному заключению экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, представленной при получении разрешения на его строительство, которое ничем не опровергнуто.

При рассмотрении дела судом применительно к изложенному было установлено, что -Дата- Министерство строительства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР выдало ООО «ФИО7 специализированный застройщик» разрешение на строительство ; нарушений действующего законодательства и прав, свобод и законных интересов административного истца в связи с оспариваемым разрешением не установлено; все необходимые документы, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, застройщиком были представлены, указанные документы недействительными не признаны, оснований для отказа в оформлении оспариваемого разрешения на строительство у Минстроя УР не имелось; разрешение на строительство соответствует требованиям действующего законодательства, подготовлено уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Основанием для принятия решения суда о признании действий незаконными является одновременное их несоответствие закону, а также нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Исходя из изложенного выше, в связи с отсутствием нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО6 оспариваемыми действиями административного ответчика, а также их соответствием закону, административный иск удовлетворению не подлежит.

Доказательств того, что какие-либо права, свободы и законные интересы административного истца оспариваемыми действиями нарушены, в нарушении ст. 226 КАС РФ, административным истцом не представлено.

Таким образом, основания для удовлетворения требований административного истца отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований ФИО6 к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР о признании незаконными действий по выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома на земельном участке, расположенном по адресу: ..., отмене разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: ..., от -Дата- – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, через суд, вынесший решение.

Резолютивная часть решения вынесена в совещательной комнате.

Судья Т.Н. Короткова