Дело № 2а-121/2022 (УИД 69RS0040-02-2021-007472-58)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2021 года г. Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Райской И.Ю.
при секретаре Соколовском А.Д.,
с участием: представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации города Твери о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление и сообщить об исполненном решении,
у с т а н о в и л:
ФИО3 в лице представителя по доверенности ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным отказ администрации города Твери в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу (описание местоположения) установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: почтовый адрес ориентира: <адрес>, без проведения торгов, выраженный в письме исх. №05-238/02-и от 07 июля 2021 года; возложить на администрацию города Твери обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 о предоставлении в аренду без проведения торгов вышеуказанного земельного участка в установленном законом порядке; обязать администрацию города Твери сообщить об исполнении решения по данному административному делу административному истцу в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что обратился в администрацию города Твери с заявлением о предоставлением в аренду земельного участка общей площадью 976 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под нежилые строения, расположенный по адресу (описание местоположения) установлено относительно ориентира; расположенного в границах участка: Почтовый адрес ориентира: <...>. Письмом исх. №05-238/02-и от 07 июля 2021 года администрация города Твери отказала административному истцу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что в границах спорного земельного участка помимо объектов, принадлежащих административному истцу, расположен объект незавершенного строительства – трехэтажное здание, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Полагает, что отказ ответчика в предоставлении земельного участка в аренду неправомерен и подлежит признанию незаконным по следующим основаниям. Административный истец является собственником нежилых зданий: нежилого строения площадью 188,2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ; нежилого строения площадью 80 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием права собственности является Соглашение об отступном № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между административным истцом и ООО «ФАРИД». Здания расположены в границах земельного участка общей площадью 976 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под нежилые строения, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ООО «МИЛАНО» приобрело вышеуказанные здания, ранее находившиеся в собственности Российской Федерации. 16 июня 2004 года на основании постановления администрации г. Твери № 1254 и договора аренды №881-1 от 27 декабря 2004 года земельный участок был предоставлен под вышеуказанные нежилые строения сроком до 31 декабря 2006 года. 20 декабря 2006 года распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области № 910 земельный участок был предоставлен ООО «МИЛАНО» под те же цели в аренду сроком на 49 лет (до 21 января 2056 года). 22 января 2007 года между ООО «МИЛАНО» и Комитетом был подписан договор аренды №0009-з/07, который в последующем был зарегистрирован в установленном законом порядке. 05 сентября 2007 года на основании распоряжения Комитета №1564 было подписано дополнительное соглашение от 12 октября 2007 года, согласно которому в договор аренды были внесены изменения: земельный участок предоставляется под реконструкцию нежилых строений под предприятие общественного строения; срок аренды – до 21 января 2009 года. ООО «МИЛАНО» в Администрации г. Твери было получено разрешение на строительство объекта – предприятие общественного питания в комплексе с реставрацией двух существующих зданий. Общая площадь объекта: 1 259,9 кв.м. 06 июля 2010 года распоряжением Комитета №1845 был продлен срок договора аренды до 21 января 2012 года, по поводу чего 07 июля 2010 года между сторонами было подписано дополнительное соглашение, зарегистрированное в последующем в установленном законом порядке. 21 февраля 2012 года письмом за исх. №1793-09 Министерство имущественных отношений Тверской области сообщило, что договор аренды от 22 января 2007 года №0009-3/07 возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок. 09 июля 2014 года, т.е. в период действия арендных отношений, по договору купли-продажи ООО «Милано» продало ООО «Фарид» вышеуказанные здания. В последующем, в связи с заключением договора купли-продажи, ООО «МИЛАНО» обратилось в Администрацию города Твери с заявлением о расторжении заключенного ранее договора аренды земельного участка №0009-3/07 от 22 января 2007 года, на основании чего между ними было заключено соглашение о расторжении указанного договора аренды, а запись об обременении в виде аренды на участок – исключена из ЕГРН. В силу п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. В абзаце 2 п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования, на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка. Соответствующая правовая позиция применяется и в случае продажи объектов незавершенного строительства (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 мая 2010 года № 82/09). В п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» подтверждена позиция, согласно которой к покупателю недвижимости переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды). По смыслу названных норм и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при отчуждении объекта недвижимого имущества его покупатель в силу прямого указания закона приобретает право пользования земельным участком, занятым объектом недвижимости, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний его собственник, и тем самым принимает права и обязанности арендатора земельного участка, а прежний собственник объекта недвижимости выбывает из обязательства по аренде данного земельного участка. Таким образом, при продаже объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке, находящемся в аренде у продавца, к покупателю (ООО «ФАРИД», а в последующем – к административному истцу) перешли права и обязанности арендатора по договору №0009-з/07 от 22 января 2007 года. Об указанных обстоятельствах административный орган не мог не знать в силу своего статуса органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю. Обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, административный истец, по сути, просил административного ответчика оформить с ним как с покупателем объектов недвижимости право аренды земельных участков на тех же условиях, которые были изложены в договоре аренды земельного участка №0009-з/07 от 22 января 2007 года, ранее заключенного с ООО «МИЛАНО». В целях подтверждения права аренды покупателя с ним могло быть заключено как дополнительное соглашение о замене стороны в договоре аренды, заключенном с продавцом, так и новый договор аренды на прежних или иных условиях с учетом действующего на момент подписания такого договора гражданского и земельного законодательства. Из подпункта 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ следует, что исключительное право на приобретение земельных участков (находящихся в государственной или муниципальной собственности) в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. При этом здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (п.2 ст. 39.20 ЗК РФ). В силу п. 6 ст. 39.20 ЗК РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора. В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок. В соответствии с п. 7 ст. 39.20 ЗК РФ в течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с п. 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды. Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 1-4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок (п. 8 ст. 39.20 ЗК РФ). В связи с вышеизложенным собственник зданий, обращаясь с заявлением о предоставлении спорного земельного участка на основании подпункта 9 пункта 2 ст. 39.6 ЗК РФ, как минимум имел право на заключение договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, что прямо вытекает из норм ЗК РФ. При этом согласия (совместного волеизъявления) продавца недвижимости – предыдущего арендатора участка и иных собственников недвижимого имущества, расположенного на этом участке, на котором расположена недвижимость, не требуется. Право административного Истца возникает в силу прямого указания закона в момент государственной регистрации права собственности на приобретенный объект недвижимости. Данная позиция высказана ВАС РФ в Постановлении от 15 апреля 2014 года № 18182/13 по делу № А40-139999/12-84-1444. Мало того, в силу п. 6 ст. 39.20 ЗК РФ законодатель ставит в обязанность уполномоченного органа в течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений направить иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора. Следовательно, уполномоченный орган не выполнил надлежащим образом свои обязанности и не предпринял мер по заключению договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора. Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельных участков без торгов. Согласно подп. 19 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Документами, приложенными к настоящему заявлению подтверждено, что административному истцу принадлежат на праве собственности нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес>, а именно: нежилое строение площадью 80 кв.м., с кадастровым номером № и нежилое строение площадью 188,2 кв.м., с кадастровым номером №. Вышеуказанные здания расположены в границах спорного земельного участка, в связи с чем, истец имеет исключительное право на приобретение такого земельного участка в аренду без проведения торгов в соответствии с положениями подп. 9 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.17, ст. 39.20 ЗК РФ. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером № площадью 976 кв.м. был поставлен на кадастровый учет 29 сентября 2004 года и имеет разрешенное использование «под нежилые строения». Как следует из письма Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от 23 августа 2021 года исх. № ОГ-0Ю75/21/01-25, земельный участок является ранее учтенным объектом недвижимости, был образован на основании описания границ земельного участка от 19 октября 2003 года (1071/2003) и предоставлен 16 июня 2004 года администрацией г. Твери под вышеуказанные здания в аренду. Из оспариваемого письма административного ответчика также следует, что причиной отказа не является несоответствие площади испрашиваемого земельного участка целям его будущего использования. ООО «Милано» (предыдущему собственнику) было выдано разрешение на строительство №69-Ц-13 от 15 октября 2007 года на строительство предприятия общественного питания в комплексе с реставрацией двух существующих зданий в границах испрашиваемого земельного участка. В соответствии с п.1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Статья 51 кодекса определяет, что выдача разрешения на строительство предусматривает наличие у застройщика правоустанавливающих документов на земельный участок. Следовательно, ООО «Милано» являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400063:32, площадью 976 кв.м. получило право возвести на данном земельном участке дополнительное трехэтажное здание, что также подразумевает что испрашиваемая площадь земельного участка (976 кв.м.) не может превышать необходимую для нормальной эксплуатации существующих нежилых строений и строительство нового трехэтажного здания. На сегодняшний день строительные работы не завершены. Работы были приостановлены в 2009 году в связи с тем, что срок действия разрешения на строительство истек 15 октября 2009 года. При обращении в администрацию города Твери за продлением разрешения на строительство ООО «Милано» было отказано, т.к. отсутствовали надлежащим образом оформленные документы на земельный участок (Письмо Администрации города Твери №01/2327-и от 05 мая 2010 года). Из данной ситуации возникает правовая неопределенность при которой права на объект незавершенного строительством трехэтажное здание оформить в установленном законом порядке не представляется возможным в связи с отсутствием надлежащим образом оформленных прав на земельный участок. Данных документов у административного истца не имеется только лишь в связи с тем, что при покупке нежилых зданий, расположенных в пределах испрашиваемого земельного участка, продавец и покупатель не заключили между собой соглашение о переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №0009-з/07 от 22 января 2007 года. Хотя такое право у покупателя имеется исходя из статьи 552 ГК РФ и статьи 35 ЗК РФ. На основании вышеизложенного полагают, что нахождение на испрашиваемом земельном участке помимо объектов, принадлежащих истцу на праве собственности, объекта капитального строительства, который был возведен на основании разрешения на строительство №69-Ц-13 от 15 октября 2007 года и еще не введен в эксплуатацию, само по себе не может препятствовать реализации исключительного права, установленного ст. 39.20 ЗК РФ. Возведение на спорном земельном участке трехэтажного объекта капитального строительства не изменило конфигурацию и не привело к увеличению площади сформированного в 2004 году земельного участка. Вопрос о судьбе незавершенного строительством объекта может быть решен только при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок (п. 3 ст. 55 ГрК РФ) либо в рамках отдельного спора и не имеет правового значения при оценке условий приобретения заявителем прав на земельный участок в порядке, предусмотренном действующим земельным законодательством. Поскольку единственным основанием для принятия уполномоченным органом оспариваемого отказа явилось обстоятельство нахождения на испрашиваемом земельном участке объекта незавершенного строительством, права на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, полагают, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов. Исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ, другими федеральными законами, иное лицо не обладает. При этом, как следует из буквального прочтения статьи 39.16 ЗК РФ, такое основание для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов как наличие на испрашиваемом земельном участке строения, на которое не зарегистрировано право собственности, в соответствии с действующим законодательством, в указанной норме права отсутствует. Отсутствует также и какое-либо иное основание для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренное статьей 39.16 ЗК РФ. В соответствии со статьей 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при нахождении на земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.363К РФ, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (подпункт 4). Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка в аренду по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ, также незаконен. В результате принятия административным ответчиком незаконного решения административный истец лишается права на заключение нового договора аренды в упрощенном порядке, без проведения торгов, в связи с чем, объект аренды, по результатам торгов, может быть предоставлен иному лицу. Кроме того, возникает правовая неопределенность относительно объема прав административного истца на земельный участок, находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, поскольку Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ), вступившим в силу с 01 марта 2015 года, был изменен ранее существовавший порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исходя из совокупного применения подпункта «б» п. 14 ст. 1 Закона № 171-ФЗ, п. 3 ст. 39.6 и п. 15 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ, после 01 марта 2015 года исключается предоставление преимущественного права на заключение (продление) договора аренды земельного участка на новый срок (как на определенный, так и на неопределенный срок), следовательно, исключается применение статьи 621 ГК РФ к отношениям в сфере землепользования. Безосновательные препятствия административному истцу в добросовестном пользовании и владении земельным участков недопустимы и, очевидно, нарушают его права. Тем более, что вопрос о судьбе незавершенного строительством объекта может быть решен только при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок (пунктом 3 ст. 55 ГрК РФ). В связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Определениями Центрального районного суда г. Твери от 11 ноября 2021 года, от 08 декабря 2021 года, от 17 декабря 2021 года, от 14 января 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Фарид», Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, ФИО4, ФИО3, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Министерство по обеспечению контрольных функций в Тверской области.
В судебное заседание административный истец ФИО3, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явился, причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 - ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, а также в письменных пояснениях к иску (т. 1 л.д. 204-205).
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации города Твери и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенным к материалам дела (т. 1 л.д. 165-167).
В судебное заседание представители заинтересованных лиц Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Твери, ООО фирма «Фарид», Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Министерства по обеспечению контрольных функций в Тверской области, заинтересованные лица ФИО4, ФИО3, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, отзыв на иск суду не представили.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явился, однако, ранее представил суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, а также представил суду письменный отзыв на иск, приобщенный к материалам дела (т. 1 л.д. 131-132).
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.
В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов административного дела следует, что в границах земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № расположен выявленный объект культурного наследия «Культурный слой г. Твери, XV-XIX вв.» (объект археологического наследия). Использование указанного земельного участка осуществляется в соответствии с требованиями п. 5 ст. 5.1 и ст. 36 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с Приказом Главного управления «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская, кон. XVIII в., нач. XIX в., 2-ая пол. XIX в.: Главный дом, кон. XVIII-нач. XIX в.в., 2-ая пол. XIX в.» от 22 августа 2013 года № 107 и Приказом Главного управления «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская, кон. XVIII в., нач. XIX в., 2-ая пол. XIX в.: Флигель, 2-ая пол. XIX в.» от 22 августа 2013 года № 108 вышеуказанный участок расположен в границе территории объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская, кон. XVIII в., нач. XIX в., 2-ая пол. XIX в.».
Для территории объекта культурного установлен следующий правовой режим использования земель и земельных участков: разрешается: реставрация, консервация, ремонт, приспособление памятника для современного использования; благоустройство территории, реконструкция инженерных сетей. Запрещается: снос памятника, новое строительство, изменение объемно-пространственных характеристик здания; проведение земляных работ без археологических исследований.
Особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, а также особенности распоряжения объектами культурного наследия регулируются статьями 49, 50.1 Федерального закона № 73-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером № площадью 976 кв.м. является земельным участком, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области № 910 от 20 декабря 2006 года ООО «Милано» был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, под нежилыми строениями сроком на 49 лет. На основании данного распоряжения между Комитетом по управлению имуществом Тверской области и ООО «Милано» был заключен договор аренды земельного участка № 0009-з/07 от 22 января 2007 года, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером №, площадью 976 кв.м., по адресу: <адрес>, участок предоставляется под нежилыми строениями, указанными в п. 1.3 договора, сроком с 22 января 2007 года по 21 января 2056 год.
В соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка № 0009-з/07 от 22 января 2007 года – от 12 октября 2007 года были внесены изменения в п. 1.2 и 2.1, а именно: п. 1.2 изложен в следующей редакции «участок предоставляется арендатору под реконструкцию нежилых строений под предприятие общественного питания»; в п. 2.1 слова «с 22.01.2007г. по 21.01.2056г.» заменены словами «с 22.01.2007г. по 21.01.2009г.».
В соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка № 0009-з/07 от 22 января 2007 года – от 07 июля 2010 года были внесены изменения в п. 2.1, а именно: слова «до 21.01.2009г.» заменены словами «до 21.01.2012г.».
Согласно сообщению Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области № 1793-09 от 21 февраля 2012 года (т. 1 л.д. 69) поскольку ни одна из сторон договора аренды земельного участка от 22 января 2007 года № 0009-з/07 не заявляла об отказе от договора, данный договор на основании ст. 621 ГК РФ является возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В соответствии с ответом Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери № 30/136-и от 12 января 2022 года (т. 1 л.д. 168) договор аренды земельного участка от 22 января 2007 года № 0009-з/07, заключенный между Комитетом по управлению имуществом Тверской области и ООО «Милано», прекращен в связи с ликвидацией общества 22 мая 2020 года согласно сведениям ЕГРЮЛ. Подписанное сторонами соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 22 января 2007 года № 0009-з/07 в Департаменте отсутствует.
Также из материалов дела следует, что здания, расположенные по адресу: <адрес>, являются объектами культурного наследия регионального значения «Усадьба городская, кон. XVIII в., нач. XIX в., 2-ая пол. XIX в.: Главный дом, кон. XVIII-нач. XIX в.в., 2-ая пол. XIX в.; Флигель, 2-ая пол. XIX в.» (Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 27 ноября 1997 года № 647). Указанный ансамбль включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за № 691821312510005.
Административный истец ФИО3 является собственником вышеуказанных нежилых зданий со следующими характеристиками: нежилого строения площадью 188,2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; нежилого строения площадью 80 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Основанием возникновения права собственности административного истца явилось соглашение об отступном №1 от 01 июня 2020 года, заключенное между административным истцом и ООО «ФАРИД», зарегистрированное в установленном законом порядке (т. 1 л.д. 61-62).
ООО «ФАРИД» являлось собственником нежилого строения площадью 188,2 кв.м., с кадастровым номером №, и нежилого строения площадью 80 кв.м., с кадастровым номером №, расположенных по адресу<адрес>, на основании договора купли-продажи нежилых строений от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 64-66).
Также из материалов дела следует, что инспекцией архстройконтроля администрации города Твери 15 октября 2007 года ООО «Милано» выдавалось разрешение на строительство предприятия общественного питания в комплексе с реставрацией двух существующих зданий, общей площадью 1 259,9 кв.м., сроком до 15 октября 2009 года (т. 1 л.д. 67).
В соответствии с письмом администрации города Твери № 01/2327-и от 05 мая 2010 года срок действия разрешения № 69-Ц-13 на строительство вышеуказанного объекта истек 15 октября 2009 года, срок действия договора аренды земельного участка по адресу: <адрес>, также не продлен, в связи с чем, для возобновления строительных работ на объекте недвижимости необходимо получить новое разрешение на строительство в установленном законом порядке.
Доказательств того, что кем-либо из застройщиков в установленном законом порядке было получено новое разрешение на строительство, суду не представлено. Вместе с тем, административным истцом в материалы дела представлен технический паспорт на здание предприятия общественного питания в комплексе с реставрацией двух существующих зданий лит. А,А-1,А-2, с инвентарным номером 14376, площадью застройки 642,5 кв.м., с отметкой «разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не предъявлено», по состоянию на 09 апреля 2014 года.
Из материалов дела следует, что административный истец ФИО3 обратился в администрацию города Твери с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Однако письмом № 05-238/02-и от 07 июля 2021 года администрацией города Твери административному истцу отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Как указано в оспариваемом отказе, в соответствии с заявлением административного истца на земельном участке с кадастровым номером № расположены нежилые здания с кадастровыми номерами: №, № и незавершенное строительством трехэтажное здание.
Согласно Перечню документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02 сентября 2020 года № П/0321, в случае предоставления земельного участка на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ к обращению необходимо приложить сообщение, содержащее перечень всех зданий сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров принадлежащих на соответствующем праве заявителю. Также к обращению должны быть приложены документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРН.
Регистрация права собственности на незавершенное строительством трехэтажное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу (описание местоположения): установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, отсутствует. Документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на объект незавершенный строительством трехэтажное здание не представлены.
Согласно пункту 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок) или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частой собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно подпункту 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещенный предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
На основании изложенного, предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью 976 кв.м, расположенного по адресу (описание местоположения) установлено относительно ориентира, расположена границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, под объекты недвижимого имущества без проведения торгов, по мнению административного ответчика, не представляется возможным.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд учитывает следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу положений ч. 1, 2, 5 ст. 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с положением подпункта 9 пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии с положениями ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности, на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что административный истец ФИО3 является собственником двух объектов недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>; правопреемником ООО «Милано», получившего разрешение на строительство объекта капитального строительства по вышеуказанному адресу, который как самостоятельный объект недвижимости в силу положений ст. 222 ГК РФ не мог был быть отчужден иному лицу; ООО «Милано» было ликвидировано.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 данной статьи.
Согласно пункту 5 указанной статьи предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (подпункт 1);
собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 данного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с данным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта (подпункт 2).
В силу пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с данным пунктом.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения правовой судьбы объекта незавершенного строительства после истечения срока договора аренды земельного участка, предоставленного из публичной собственности для строительства, внесены изменения как в Земельный кодекс Российской Федерации, так и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), который дополнен статьей 239.1, предусматривающей продажу такого объекта с публичных торгов в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, действующим земельным законодательством предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства, правомерно возведенного в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов на земельном участке, предоставленном для его строительства, на заключение (пролонгацию) после 1 марта 2015 года однократно договора аренды для завершения строительства без торгов на три года при условии, что такой земельный участок после указанной даты не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам (подпункт 8 пункта 8 статьи 39.11).
В силу пункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
В силу ч. 1 ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Приведенные законоположения направлены на реализацию основополагающего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Из содержания подпункта 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ следует, что при прекращении договора аренды публичный собственник земли не может распорядиться объектом незавершенного строительства, созданным в период действия договора аренды и на основании надлежащей разрешительной документации, без судебного решения.
Закон допускает возможность изъятия такого объекта лишь при определенных обстоятельствах (при злоупотреблении собственником объекта незавершенного строительства своим правом, в частности, при неиспользовании земельного участка в целях строительства в течение длительного времени без уважительных причин), которые подлежат установлению судом в рамках рассмотрения требований публичного собственника участка, заявленных в порядке статьи 239.1 ГК РФ.
Эта норма корреспондирует к ограничениям, предусмотренным статьей 10 ГК РФ, устанавливающей пределы осуществления гражданских прав, и является гарантией защиты прав и законных интересов добросовестных лиц, предпринимавших соответствующие меры, но допустивших нарушение сроков строительства не по своей вине.
В отсутствие такого судебного акта собственник объекта незавершенного строительства вправе требовать заключения с ним договора аренды для завершения строительства.
Данные права публичного собственника земельного участка и собственника расположенного на нем объекта незавершенного строительства связаны между собой, что следует из анализа пункта 5 статьи 1 и подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ.
С учетом нахождения на испрашиваемом земельном участке объекта незавершенного строительства, право собственности на который в отсутствии доказательств обратного, перешли к админисративному истцу, и отсутствия судебного акта об изъятии этого объекта, данный участок не может быть предоставлен иным лицам, не может быть предметом аукциона.
Применительно к рассматриваемому делу, поскольку публичный собственник земельного участка с кадастровым номером № не воспользовался правом на обращение в суд с иском об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды указанного земельного участка, на котором расположен этот объект, как то установлено подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ, у ФИО3 имеется как у правопредшественника право на однократное продление срока действия договора аренды без проведения торгов для завершения строительства этого объекта.
Таким образом, анализируя вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, следует вывод о том, что само по себе нахождение на земельном участке объекта незавершенного строительством не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателя в отношении земельного участка.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что отказывая административному истцу в предоставлении в аренду земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктом 4 ст. 39.16 Земельного кодека РФ, без учета иных вышеприведенных положений закона, администрация города Твери нарушила нормы действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о признании незаконным и отмене решения администрации города Твери от 07 июля 2021 года № 05-238/02-и об отказе в реализации ФИО3 преимущественного права аренды имущества.
Одной из задач административного судопроизводства является судебная защита нарушенных прав, свобод и законных интересов. Суд проверяет законность действий или бездействия органов публичной власти, но не вправе подменять своими решениями их полномочия. Если орган публичной власти фактически не принимал решения в том виде и того содержания, которые предусмотрены требованиями закона, суд не вправе самостоятельно принимать решения, не относящиеся к его компетенции.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на администрацию города Твери обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 о предоставлении преимущественного права аренды имущества – земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3 к администрации города Твери о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление и сообщить об исполненном решении – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение администрации города Твери от 07 июля 2021 года № 05-238/02-и об отказе в реализации ФИО3 преимущественного права аренды имущества.
Возложить на администрацию города Твери обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 о предоставлении преимущественного права аренды имущества – земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме 14 февраля 2022 года.
Председательствующий И.Ю. Райская
Дело № 2а-121/2022 (УИД 69RS0040-02-2021-007472-58)