Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2022 года пос. Володарский
Володарский районный суд Астраханской области в составе:
Председательствующего судьи Насыровой Т.А.
с участием: представителя административного истца - помощника прокурора Володарского района Астраханской области Сафаралиева И.Н. и административного ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области – Остапенко Т.В.
При секретаре судебного заседания Федуловой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-121/2022 по административному исковому заявлению прокурора Володарского района Астраханской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области о возложении обязанности обеспечить учет в реестр федерального имущества защитные сооружения гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Володарского района Астраханской области обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Володарский район" (далее по тексту – администрация МО "Володарский район"), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обосновании требований административный истец указал, что прокуратурой Володарского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что на территории района расположено 11 защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО): 1) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1981 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты> 2) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1986 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты> 3) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1975 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 4) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении 2<данные изъяты> 5) укрытие, инвентаризационный номер – № принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 6) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1975 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 7) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1960 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 8) укрытие, инвентаризационный номер – № принятое в эксплуатацию в 2006 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 9) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты> 10) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1966 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты> 11) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1988 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты> Указанные защитные сооружение гражданской обороны кому-либо в установленном порядке в пользование не передавались, собственника не имеют. Согласно актам инвентаризации защитных сооружений, являются бесхозяйными. В реестре федерального имущества вышеуказанные объекты не значатся. Учредителем образовательных учреждений, в которых расположены защитные сооружения гражданской обороны, является администрация МО «Володарский район» Астраханской области. Таким образом, полномочия правообладателя в отношении указанных защитных сооружений, расположенных на территории Володарского района Астраханской области, выполняет администрация МО «Володарский район» Астраханской области. Согласно ответу руководителя территориального управления Росимущества в Астраханской области от 24.12.2021г. в реестре федерального имущества вышеуказанные объекты не значатся. Вместе с тем, должностными лицами администрации МО «Володарский район» ежегодно с 2018 года осуществляется инвентаризация защитных сооружений, расположенных на территории района, в том числе вышеуказанных объектов гражданской обороны, что подтверждается актами оценки содержания защитных сооружений. Таким образом, администрацией МО «Володарский район» в нарушении п.20 Постановления Правительства РФ от 16.07.2007г. № 447 допущено длительное бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на обращение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в целях включения в реестр федерального имущества вышеуказанных 11 защитных сооружений гражданской обороны. В нарушении абз. 2 п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002г. № 583, паспорта вышеуказанных 11 защитных сооружений гражданской обороны (укрытия) отсутствуют. Административный истец просил признать незаконным бездействие администрации МО «Володарский район», выразившееся в непринятии мер, направленных на оформление паспортов защитных сооружений гражданской обороны и обращение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в целях включения в реестр федерального имущества защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО): 1) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1981 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 2) укрытие, инвентаризационный номер – № принятое в эксплуатацию в 1986 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 3) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1975 году, расположенное в подвальном помещении 2<данные изъяты>; 4) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 5) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении 2<данные изъяты> 6) укрытие, инвентаризационный номер – № принятое в эксплуатацию в 1975 году, расположенное в подвальном помещении 2<данные изъяты>; 7) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1960 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 8) укрытие, инвентаризационный номер – № принятое в эксплуатацию в 2006 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 9) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 10) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1966 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 11) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1988 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>. Обязать администрацию МО «Володарский район», в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в целях включения в реестр федерального имущества 11 вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны. Обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области включить в реестр федерального имущества 11 вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны. Обязать администрацию МО «Володарский район», в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оформить паспорта 11 вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны.
Определением суда от 03.03.2022г. прекращено производство по делу в части, в связи с отказом административного истца от всех исковых требований к администрации МО «Володарский район» и от части исковых требований к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, а именно о возложении обязанности включить в реестр федерального имущества следующие защитные сооружения гражданской обороны: 1) укрытие, инвентаризационный номер №, принятое в эксплуатацию в 1960 году, расположенное в подвальном помещении 2<данные изъяты>; 2) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 2006 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты> с учетом уточнения к административному исковому заявлению, административный истец просит обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области обеспечить учет в реестр федерального имущества следующих защитных сооружений гражданской обороны: 1) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1981 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты> 2) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1986 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 3) укрытие, инвентаризационный номер – № принятое в эксплуатацию в 1975 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 4) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении 2<данные изъяты>; 5) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 6) укрытие, инвентаризационный номер – № принятое в эксплуатацию в 1975 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты> 7) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 8) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1966 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 9) укрытие, инвентаризационный номер – №, принятое в эксплуатацию в 1988 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>.
Представитель административного истца – помощник прокурора Володарского района Астраханской области Сафаралиев И.Н. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области ФИО1 исковые требования не признала, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку указанные 9 защитных сооружений гражданской обороны являются частью объектов недвижимости, являющихся муниципальной собственностью, переданных в оперативное управление муниципальным образовательным учреждениям.
Заинтересованное лицо – Главное управление МЧС России по Астраханской области извещены надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Заинтересованные лица, привлеченные к участию в деле определением суда от 10.02.2022г.: <данные изъяты> извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились.
Представитель заинтересованного лица и.о. директора МБОУ «Сизобугорская СОШ» ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора района.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ), в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне), гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (часть 1).
Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты (часть 2).
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации (часть 6).
Статьей 7 Закон о гражданской обороне предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 №1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ).
В соответствии пунктом 2 Порядка создания убежищ, к объектам гражданской обороны относятся, в том числе укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.
Федеральные органы исполнительной власти, в том числе, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 8 Порядка создания убежищ).
Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений), рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В частности, в режиме повседневной деятельности допускается использование встроенных защитных сооружений гражданской обороны в качестве помещений для учебных занятий и складских помещений для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения (пункт 3.1.2).
В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.
В соответствии с пунктами 1 и 2 раздела 3 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности и подлежат внесению в реестр федерального имущества.
Согласно пункту 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.
Таким образом, в силу действующего законодательства защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Материалами дела установлено, что на территории Володарского района Астраханской области расположено 10 защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО): 1) укрытие, принятое в эксплуатацию в 1981 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты> 2) укрытие, принятое в эксплуатацию в 1986 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 3) укрытие, принятое в эксплуатацию в 1975 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 4) укрытие, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 5) укрытие, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты> 6) укрытие, принятое в эксплуатацию в 1975 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 7) укрытие, принятое в эксплуатацию в 2006 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 8) укрытие, принятое в эксплуатацию в 1980 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты> 9) укрытие, принятое в эксплуатацию в 1966 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>; 10) укрытие, принятое в эксплуатацию в 1988 году, расположенное в подвальном помещении <данные изъяты>
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, Росимущество и его территориальные органы осуществляют учет и ведение реестра федерального имущества.
Из сообщения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области от 24.12.2021г. следует, что в реестре федерального имущества, ведение которого обеспечивает территориальное управление, вышеуказанные объекты отсутствуют.
Спорные объекты в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность не передавались, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывали.
Учитывая, что объекты гражданской обороны относятся к федеральной собственности, и рассматриваемые защитные сооружения гражданской обороны, продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, суд приходит к выводу о том, что Территориальным управлением Росимущества в Астраханской области в нарушение требований действующего федерального законодательства указанные объекты в реестр федеральной собственности до настоящего времени не включены.
Вместе с тем, как следует из административного искового заявления, прокурор Володарского района Астраханской области обратился в суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области о возложении обязанности обеспечить учет в реестр федерального имущества защитных сооружений гражданской обороны, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 220 КАС РФ, в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, поданном прокурором, должны быть указаны сведения о правах, свободах и законных интересах иных лиц, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием).
Однако, прокурором в административном исковом заявлении не указано какие права и законные интересы неопределенного круга лиц нарушены административным ответчиком - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области.
Более того, согласно паспортам 9 защитных сооружений гражданской обороны, указанных прокурором района, данные объекты являются "укрытиями" и предназначены для укрытия жителей.
Однако, как следует из актов инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (укрытия) от 2018 года, вышеуказанные прокурором района 9 защитных сооружений гражданской обороны не предназначены для использования по назначению, к приему укрываемых не готовы, комиссией рекомендовано снять их с учета в связи с непригодностью к использованию по назначению ЗС.
Согласно паспортам защитных сооружений, в них отсутствует отопление и энергоснабжение, герметизация не установлена.
Таким образом, обращение прокурора Володарского района Астраханской области в суд с вышеуказанными требованиями фактически не направлено на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как формальное включение указанных прокурором защитных сооружений гражданской обороны в реестр федерального имущества и их учет, при том что их рекомендовано снять с учета, к восстановлению прав жителей Володарского района Астраханской области не приведет, поскольку указанные защитные сооружения гражданской обороны не предназначены для использования по назначению при возникновении опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а комиссией рекомендовано снять их с учета в связи с непригодностью к использованию по назначению.
Учет названных прокурором защитных сооружений гражданской обороны в реестр федерального имущества будет противоречить положениям статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", повлечет невыполнение в полном объеме задач в области гражданской обороны, в том числе, необеспечение постоянной готовности сил, средств гражданской обороны и, как следствие, приведет к нарушению права неопределенного круга лиц.
О том, что требования прокурора района не направлены на защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга свидетельствует и то, что административный истец отказался от требований обеспечить учет в реестр федерального имущества защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в подвальном помещении <данные изъяты>, несмотря на то, что данное защитное сооружение гражданской обороны также как и остальные не предназначено для использования по назначению, но с учета не снято.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. ст.174-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления прокурора Володарского района Астраханской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области о возложении обязанности обеспечить учет в реестр федерального имущества защитные сооружения гражданской обороны.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 марта 2022 года.
Судья - Т.А.Насырова