ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-121/2022 от 05.05.2022 Кореневского районного суда (Курская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Кореневский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Глушковой Е.А.,

с участием представителя административного истца Черной О.С.,

представителя административного ответчика ФИО1,

при секретаре Сорокиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Кореневского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Викторовский сельсовет» Кореневского района Курской области о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кореневского района Курской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Викторовский сельсовет» Кореневского района Курской области, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Викторовский сельсовет» Кореневского района Курской области, выразившееся в не организации доступа к информации о ее деятельности в сети «Интернет» в сфере обращений граждан; обязать Администрацию муниципального образования «Викторовский сельсовет» Кореневского района Курской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на сайте муниципального образования «Викторовский сельсовет» Кореневского района Курской области по адресу: <данные изъяты> обзоры обращений граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах, за ДД.ММ.ГГГГ год. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Кореневского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в деятельности ответчика, по результатам которой установлено, что на официальном сайте Администрации по адресу:<данные изъяты> отсутствует необходимая для размещения информация, а именно в разделе «Обращения граждан и организаций» не содержатся обзоры обращений граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах, что является нарушением законодательства о противодействии коррупции.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Черная О.С. заявленные требования поддержала в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «Викторовский сельсовет» Кореневского района Курской области, выразившееся в не организации доступа к информации о ее деятельности в сети «Интернет» в сфере обращений граждан. Пояснила, что в настоящее время необходимая информация административным ответчиком на сайте размещена, однако полагает, что имеет место быть незаконное бездействие, поскольку данная информация размещена несвоевременно.

Представитель административного ответчика глава Викторовского сельсовета ФИО1 в судебном заседании не отрицал, что информация в разделе «Обращения граждан и организаций» размещена на сайте ДД.ММ.ГГГГ. Просил учесть, что в связи с пандемией, согласно распоряжению Губернатора Курской области и постановлению Администрации Викторовского сельсовета, в ДД.ММ.ГГГГ году прием граждан Администрацией Викторовского сельсовета не осуществлялся, информация об остальных обращениях и результатах их рассмотрения в настоящее время на сайте размещена. Принятие решения по существу иска оставил на усмотрение суда.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Федеральный закон от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 Закона N 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

В силу части 1 статьи 10 Закона N 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

В силу ст. 13 ч. 1 п. 9 Закона N 8-ФЗ, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит, информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, помощником прокурора Черной О.С. установлено, что в ходе мониторинга сайта муниципального образования «Викторовский сельсовет» Кореневского района Курской области, имеющего в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адрес <данные изъяты>в разделе «Обращения граждан и организаций» не содержатся обзоры обращений граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

В судебном заседании установлено и не оспорено представителем административного истца, что информация о поступивших в ДД.ММ.ГГГГ году обращениях на официальном сайте административного ответчика в разделе «Обращения граждан и организаций» в настоящее время размещена, что также подтверждается скриншотом страницы официальной сайта Администрации Викторовского сельсовета Кореневского района Курской области.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Исходя из системного толкования положений статьей 218, 226 и 227 КАС РФ, необходимо учитывать, что для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца. В иных случаях принимается решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Суд приходит к выводу, что права неопределенного круга лиц, в интересах которых подано прокурором административное исковое заявление, на обеспечение административным ответчиком доступа к информации о его деятельности, восстановлены, заявленная в административном исковом заявлении информация административным ответчиком размещена, следовательно, в данном случае предусмотренная законом совокупность вышеуказанных условий, необходимых для признания незаконным бездействия, отсутствует.

Таким образом, на момент рассмотрения спора, принятие решения об удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в не организации доступа к информации о его деятельности в сети «Интернет» в сфере рассмотрения обращений граждан, в условиях фактического восстановления прав лишено юридического смысла и последствий, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по заявленным требованиям.

В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 46 КАС РФ предусмотрено, что основание или предмет административного иска административный истец вправе изменить до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции.

Именно административный истец наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда.

Однако прокурором свои требования в части признания незаконным бездействия административного ответчика изменены не были, требование о признании бездействия незаконным, выразившееся в несвоевременной организации доступа граждан к соответствующей информации, не заявлено.

Помощник прокурора процессуальным правом на изменение основания или предмета заявленных прокурором требований не обладает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Прокурора Кореневского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Викторовский сельсовет» Кореневского района Курской области о признании незаконным бездействия, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Кореневский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.А. Глушкова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ