ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-121/22 от 02.02.2022 Михайловского районного суда (Рязанская область)

Дело № 2а-121/22

УИД62RS0014-01-2022-000026-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Михайлов 02 февраля 2022 года

Михайловский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Моцевика А.М.,

при секретаре Комарьковой Н.Ф.,

рассмотрев дело №2а-121/22 по административному иску прокурора Михайловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности по принятию мер по организации оборудования автомобильной дороги стационарными источниками электрического освещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Михайловского района Рязанской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности по принятию мер по организации оборудования автомобильной дороги стационарными источниками электрического освещения, мотивируя его тем, что прокуратурой Михайловского района по поступившей информации из отделения ГИБДД МОМВД России «Михайловский», проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге 61 ОП М3 61Н-309 «Михайлов-Щетиновка», проходящей по населенному пункту с. Щетиновка, Михайловского района, Рязанской области, протяженностью 900 метров.

Было установлено, что названная автомобильная дорога включена в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области, с присвоением им идентификационных номеров», утвержденный постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 № 184.

На протяжении 900 метров указанной автодороги, проходящей по территории населенного пункта с.Щетиновка Михайловского района Рязанской области, отсутствует стационарное электрическое освещение, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007. Данный факт подтверждается актом от 15.12.2021 и фототаблицей.

Приводя правовое обоснование, указывают, что согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации).

Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст.3); ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (п.1 ст.12); обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12).

В силу п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Так же отмечают, что согласно ст.6 Федерального закона № 196-ФЗ осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с Распоряжением Правительства Рязанской области от 11 сентября 2018 г. №431-р учреждено ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области», целью деятельности которого является обеспечение реализации полномочий министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области.

Статьями 3 и 24 Федерального закона № 196-ФЗ определено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Статьями 4, 18 Конституции РФ установлено, что Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, полагают, что нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 на вышеуказанном участке автомобильной дороги влечет за собой нарушение прав и охраняемых Законом интересов граждан на безопасность дорожного движения.

Отмечают, что установить круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, привлечь таких лиц в процесс в качестве истцов, указать их в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении административного дела не представляется возможным. В этой связи, считают, что в соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.39, 125, 218 КАС РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», просят суд признать незаконным бездействие ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», выразившееся в непринятии мер к оборудованию автомобильной дороги с идентификационным номером 61 ОП М3 61Н-309 «Михайлов-Щетиновка», проходящей по населенному пункту с. Щетиновка, Михайловского района, Рязанской области, протяженностью 900 метров, стационарными источниками электрического освещения в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007. Обязать ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» принять меры по организации оборудования автомобильной дороги с идентификационным номером 61 ОП М3 61Н-309 «Михайлов-Щетиновка», проходящей по населенному пункту с. Щетиновка, Михайловского района, Рязанской области, протяженностью 900 метров, стационарными источниками электрического освещения в соответствие с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. В соответствии со ст. 178 КАС РФ, установить срок для исполнения решения - 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Прокурор Михайловского района Рязанской области, представив в суд письменное заявление, настаивая на исковых требованиях, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель административного ответчика - ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», по доверенности Королев С.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и дате рассмотрения дела, так же в судебное заседание не явился, представив письменные возражения на административный иск, ходатайствовал рассмотреть дело без его участия.

Обосновывая возражения на иск, указал, что в соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 г. № 184 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров», автомобильная дорога Михайлов - Щетиновка с идентификационным номером 61 ОП М3 61Н-309 в Михайловском районе Рязанской области автодорога общего пользования межмуниципального значения, находится в собственности Рязанской области и в соответствии с Распоряжением Правительства Рязанской области от 11 сентября 2018 г. № 431—р, Приказами министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 29.12.18 г. № 1115—р и от 25.12.2018 г. № 977-р в оперативном управлении государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области».

Законом Рязанской области от 24.12.2021 г. № 101-03 «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», государственной программой Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт», утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 30.10.2013 г. № 358 (с учетом изменений и дополнений) не предусмотрено финансирование работ по строительству, в том числе проектированию освещения на вышеуказанном участке автомобильной дороги Михайлов - Щетиновка.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии с нормами статей 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). То есть, исходя из принципа разделения властей, вмешательство в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджета, по исполнению установленных полномочий, недопустимо.

В статье 3 Федерального Закона№196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» определен перечень основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе - программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, реализованной в положениях ст.10 Закона, посвященных программам обеспечения безопасности дорожного движения.

Названной нормой материального права предусмотрено, что в целях реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

За период с 2017 года по настоящее время судебными органами Рязанской области было вынесено более 100 решений по административным исковым заявлениям районных прокуроров об обязании министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» установить стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Рязанской области.

Для исполнения решений судов ГКУ Рязанской области «ДДРО» необходимо дополнительно <данные изъяты> рублей, о чем 18.03.2020 г. Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области было направлено обращение в Минфин Рязанской области № ВР/6 -1312 на выделение дополнительного финансирования, ГКУ Рязанской области «ДДРО» обращалось в Минтранс Рязанской области с просьбой ходатайствовать перед Правительством Рязанской области о выделении дополнительных средств на устройство искусственного освещения с письмом от 26.02.2021 6 МС-810-Исх, однако на сегодняшний день необходимых финансовых средств не выделено.

Продолжительность выполнения проектно-изыскательских и подрядных работ по оборудованию стационарными источниками электрического освещения участка автомобильной дороги Михайлов - Щетиновка с идентификационным номером 61 ОП М3 61Н-309 проходящего через населенный пункт с. Щетиновка в Михайловском районе Рязанской области, с учетом всех необходимых мероприятий, составляет 26 мес. с момента открытия финансирования, согласно расчету:

Внесение изменений в государственную программу Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт» требует до 3-х месяцев.

Согласно ст. 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на линейные объекты требуется разрабатывать проекты планировки территории (ППТ) и проекты межевания территории (ПМТ). Срок разработки ППТ и ПМТ составляет ~ 6 (шесть) месяцев.

В соответствии с проектами - аналогами срок выполнения проектно - изыскательских работ по устройству электроосвещения составляет 6 (шесть) месяцев.

Экспертиза проекта до 2-х месяцев (Постановление Правительства РФ от 05 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»).

При наличии проектной документации и открытия финансирования на устройство освещения, продолжительность подрядных работ по объектам - аналогам составляет 3 (три) месяца.

Кроме указанных сроков, требуется не менее 2-х месяцев на проведение торгов для разработки ППТ и ПМТ, не менее 2-х месяцев на выполнение проектно - изыскательских работ и не менее 2-х месяцев на выполнение подрядных работ по устройству освещения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 КАС РФ административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляется в разумный срок.

Просят в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия и об обязании государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» выполнить работы по оборудованию стационарными источниками электрического освещения участков автомобильной дороги Михайлов - Щетиновка с идентификационным номером 61 ОП М3 61Н-309 проходящего через населенный пункт с. Щетиновка в Михайловском районе Рязанской области - отказать.

В соответствии с ч. 7 ст.150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

При указанных обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке упрощенного (письменного) производства.

Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Дорожная деятельность согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Как указано в п. 12 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона под "содержанием автомобильной дороги" понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования" стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Согласно п. 2.5. СНиП 2.05.02-85 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог.

Согласно ст.6 Федерального закона № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с Распоряжением Правительства Рязанской области от 11 сентября 2018 г. №431-р учреждено ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области», целью деятельности которого является обеспечение реализации полномочий министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области.

Статьями 3 и 24 Федерального закона № 196-ФЗ определено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Из материалов дела следует и, что не оспаривается и административным ответчиком, на автомобильной дороге с идентификационным номером 61 ОП М3 61Н-309 «Михайлов-Щетиновка», проходящей по населенному пункту с. Щетиновка, Михайловского района, Рязанской области, протяженностью 900 метров, отсутствует стационарное электрическое освещение, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007 и это влияет на безопасность дорожного движения. Данные факты подтверждаются актом от 15.12.2021 года и фототаблицей к нему (л.д. 7-11).

Обстоятельства обнаружения указанных нарушений, подтверждены прокурорской проверкой по поступившему обращению Хохнова В.В., ходатайствовавшего принять меры прокурорского реагирования для их устранения, что явствует из заявления от 06.12.2021 г. (л.д.6).

Указанная автомобильная дорога включена в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области, с присвоением им идентификационных номеров», утвержденный постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 № 184, что следует из данного постановления и перечня (л.д.14-17).

В соответствии с Распоряжением Правительства Рязанской области от 11 сентября 2018 г. № 431-р, Приказами министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 29.12.18 г. № 1115-р и от 25.12.2018 г. № 977-р, дорога находится в оперативном управлении административного ответчика - государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», что не оспаривается административным ответчиком и явствует из его письменных возражений.

Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следовательно, охрана жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, является первоочередной задачей в правовом регулировании и прямой обязанностью государства. В связи с тем, что безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, то прокурор вправе предъявить указанные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Поскольку администрация государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», в ведении которой находится дорога, при осуществлении полномочий по решению вопросов об организации дорожной деятельности, нарушены требования законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, не устранили нарушения, влияющие на безопасность дорожного движения, суд приходит к выводу, что бездействие административного ответчика следует признать незаконным и, по мнению суда, ответчика необходимо обязать устранить указанные нарушения федерального законодательства.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора Михайловского района законны и подлежат удовлетворению, а доводы ответчика по возражениям на иск, суд находит необоснованными и отклоняет их, поскольку отсутствие финансов, финансирования и т.п., не может являться основанием к не принятию ответчиком мер к устранению нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, влияющий на безопасность дорожного движения.

Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ суд, при принятии решения устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Поскольку в силу п. 9 и п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве административного истца или административного ответчика освобождены от уплаты государственной пошлины, суд не находит оснований для взыскания с административного ответчика государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 293, 294 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск прокурора Михайловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности по принятию мер по организации оборудования автомобильной дороги стационарными источниками электрического освещения, удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», выразившееся в непринятии мер к оборудованию автомобильной дороги с идентификационным номером 61 ОП М3 61Н-309 «Михайлов-Щетиновка», проходящей по населенному пункту с. Щетиновка, Михайловского района, Рязанской области, протяженностью 900 метров, стационарными источниками электрического освещения в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.

Обязать ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» принять меры по организации оборудования автомобильной дороги с идентификационным номером 61 ОП М3 61Н-309 «Михайлов-Щетиновка», проходящей по населенному пункту с. Щетиновка, Михайловского района, Рязанской области, протяженностью 900 метров, стационарными источниками электрического освещения в соответствие с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.

В соответствии со ст. 178 КАС РФ, установить срок для исполнения решения - 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Рязанского областного суда через Михайловский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.

Судья А.М. Моцевик