Дело №2а-1220/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Туапсе «26» августа 2016 года
Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи: Кошевого В.С.,
С участием административного истца: ФИО1
Представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности;
Представителя административного ответчика: Межрайонной Инспекции ФНС России № 6 по Краснодарскому краю – ФИО3, действующей на основании доверенности.
При секретаре судебного заседания: Беловой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Краснодарскому краю об оспаривании действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Туапсинский городской суд с административным иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Краснодарскому краю об оспаривании действий налогового органа, мотивировав свои требования тем, что ФИО1, является собственником ? доли жилого дома по адресу: <адрес>А и налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. В сентябре 2015 года, Административный истец получил в Межрайонной инспекции ФНС России №6 по Краснодарскому краю, налоговое уведомление № 616040 от 28.03.2015 о том, о начислении налога на имущество за 2012 год. Но так как, налог на имущество за 2012 год оплачен 06.02.2014 года, он обратился в Инспекцию с заявлением об отмене начисленного налога. Из ответа заместителя начальника инспекции ФИО4 от 29.03.2016г., исх. № 10- 20/02842 следует, что 02.04.2014г. у него имелась переплата по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 668.00 руб., а также задолженность по земельному налогу в размере 167.73 руб., кроме того был произведён перерасчёт налога на имущество за 2008 год в сторону увеличения в связи с повышением инвентарной стоимости дома в размере 1111608 руб. и сформировано уточнённое налоговое уведомление №135317 на сумму 9448.67 руб. Впоследствии, на эти суммы ответчиком, были начислены пени в сумме 224,92 руб. Налог на имущество за 2008 год оплачен 27.09.2008г., на основании налогового уведомления № 64335 от 18.07.2008г. в сумме 1667,41 рублей. 21.04.2016 года ФИО1 обратился с административным исковым заявлением в Туапсинский городской суд об обжаловании незаконных действий Инспекции по начисленному имущественному налогу. Определением Туапсинского городского суда от 11.05.2016 года иск оставлен без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного урегулирования спора. 18.05.2016 года ФИО1 обратился в управление ФНС по Краснодарскому краю с заявлением о принятии мер по неправомерно начисленному налогу и 26.06.2016г. получил ответ от 17.06.2016 года № 18-36/16922@, за подписью заместителя руководителя ФИО5 о том, что Межрайонной ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю не предоставлены документы подтверждающие вручение уведомления № 135317 от 01.12.2009 года, в связи с чем указанное уведомление подлежит отмене. Вышеуказанный ответ заместителя руководителя ФИО5 не понятен Административному истцу в связи с чем, он повторно обратился с заявлением в суд для защиты своих нарушенных прав, считая, что налоговое уведомление №135317 от 01.12.2009 года, на сумму 9 448 рублей 67 копеек с начисленными суммами перерасчёта налога за 2008 год, является незаконным. Считает, что налоговое уведомление налагает обязанность по уплате налога в противоречие требованиям Налогового кодекса РФ, нарушает его права как налогоплательщика. Так перерасчёт налога на имущество за 2008 год в части на сумму 9448,67 рублей (налоговое уведомление № 135317) к доплате в бюджет принято в нарушение установленного НК РФ порядка исчисления налоговой базы и с превышением полномочий налоговых органов. На основании налогового уведомления №64335 об уплате налога на имущество за 2008 год в сумме 1667,41 рублей данная сумма налога была уплачена Административным истцом в бюджет посредством внесения денежных средств в банк, то в соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ, обязательства налогоплательщика в отношении налогового периода 2008 года исполнены. При таких обстоятельствах перерасчёт по налогу на имущество за 2008 год на сумму 9448.67 рублей (налоговое уведомление №135317 от 01.12.2009 года), к доплате в бюджет является незаконным, поскольку оно принято в нарушение установленного НК РФ порядка и с превышением полномочий налоговых органов. Кроме того, Инспекцией с 2010 года неправомерно начисляются пени и штрафы на начисленный налог за 2008 год. Согласно предоставленных ответчиком сведений сумма начисленных пени составила -1347 рублей 93 копеек. В связи с чем вынужден обратиться в суд с требованиями о признании незаконным решения Межрайонной инспекции России № 6 по Краснодарскому краю о взыскании доплаты по налогу на имущество физических лиц за 2008 год, и обязании аннулировать начисленный налог на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 9448 рублей 67 копеек, а также штрафы, пени.
В судебном заседании административный истец ФИО1, заявленные требования поддержал, в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, пояснил, что в настоящее время, его требования исполнены, однако просил рассмотреть вопрос о взыскании с Административного ответчика судебных издержек.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержал позицию своего доверитель, пояснил, что на момент рассмотрения дела исковые требования со стороны МИФНС России № 6 по Краснодарскому краю удовлетворены и аннулирована неправомерно выставленная задолженность по налогу и пени, однако данные требования исполнены после обращения в суд с данным административным иском, в связи с чем, подлежат удовлетворению требования включая судебные издержки понесенные в результате обращения в суд для защиты нарушенных прав.
Представитель Межрайонной Инспекции ФНС России № 6 по Краснодарскому краю – ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что на стадии досудебного урегулирования спора, 17.06.2016 года, по факту обращения ФИО1, Управлением ФНС России по Краснодарскому краю принято решение об отмене налогового уведомления №135317 от 01.12.2009г., о чем своевременно был уведомлен налогоплательщик. Из чего следует, что повторное обращение в суд по указанному вопросу, являлось нецелесообразным. По факту исполнения вынесенного Управлением ФНС России по Краснодарскому краю решения налогоплательщик мог обратиться в налоговый орган, где ему были бы даны разъяснения о порядке исполнения данного акта. Кроме того инспекцией в целях реализации исполнения указанного решения УФНС России по Краснодарскому краю направлен запрос в Отдел налогообложения имущества и доходов физических лиц Управления ФНС по Краснодарскому краю на отражение операций в КРСБ АИС «Налог-3» в соответствии с письмом ФНС России от 27.05.2016 № АС-4-12/9529@ «Об отражении в КРСБ АИС «Налог-3» информации по решениям вышестоящих налоговых органов и судов», доведенным УФНС России по Краснодарскому краю письмом от 15.06.2016 № 18-08/16499@. Управлением ФНС России по Краснодарскому краю аналогичный запрос направлен в МИ ФНС России по ЦОД. Таким образом, Инспекцией приняты меры по исполнению решения УФНС России по Краснодарскому краю об уменьшении начислений по налогу на имущество за 2008 год в сумме 9448,67 руб. и пене в сумме 1150 руб., в связи с чем, на момент обращения в суд с Административным иском, отсутствовал предмет спора, на основании изложенного, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав в судебном заседании представленные доказательства и материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и(или) сборы.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (в том числе, порядок определения налоговой базы по налогу на строения, помещения и сооружения) регулируется нормами Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу ст.2 указанного Закона, объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности.
На основании п.1 ст. 3 названного Закона ставки по налогам на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», исчисление налогов производится налоговыми органами (п.1). Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (п.2). Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (п. 4). Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщиками налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом РФ (п. 8). В соответствии с п.9 ст.5 указанного Закона РФ и ст.397 НК РФ срок уплаты налогов - до 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В целях применения Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" Министерством Российской Федерации по налогам и сборам издана Инструкция по применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 02.11.1999 г. N 54.
Пунктом 10 названной Инструкции был разъяснен порядок расчета налога в зависимости от ставок, установленных представительным органом местного самоуправления и, в частности, установлено, что налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости указанного имущества по состоянию на 1 января каждого года.
Статьей 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с абз. 4 п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
На основании п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частями 1-3 ст. 138 НК РФ установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.
Соблюдая установленный порядок судебного обжалования решения налогового органа, ФИО1 обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган – Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю. 17.06.2016 года Управлением Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю принято решение об отмене налогового уведомления № 135317 от 01.12.2009 года.
Однако, ФИО1 обратился в суд 27.07.2016 года, таким образом, срок обращения ФИО1 в суд с настоящим административным иском не пропущен.
Из материалов дела следует, что ФИО1, является собственником ? доли жилого дома по адресу: <адрес> и соответственно налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п.2 ст.44 НК РФ).
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п.1 ст.38 НК РФ).
Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» (п.1 ст.1, п.1 ст.2) связывает возникновение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц с моментом приобретения физическим лицом права собственности на объект недвижимости.
В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, обязанность уплачивать налог на имущество физических лиц возникает у такого лица с момента регистрации за ним права собственности, то есть с момента внесения записи в Едином государственном реестре и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на подлежащий налогообложению объект недвижимости.
Из ответа заместителя начальника инспекции ФИО4 от 29.03.2016г., исх. № 10-20/02842 следует, что в 2009 году, на имущество ФИО1, был произведён перерасчёт налога за 2008 год в сторону его увеличения в связи с повышением инвентарной стоимости дома в размере 1111608 руб., сформировано уточнённое налоговое уведомление №135317 на сумму 9448.67 руб. Впоследствии, на эти суммы ответчиком, были начислены пени в сумме 224,92 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона «О налогах на имущество физических лиц» пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.
Налог на имущество за 2008 год оплачен 27.09.2008г., на основании налогового уведомления № 64335 от 18.07.2008г. в сумме 1667,41руб.
18.05.2016г. ФИО1 обратился в управление ФНС по Краснодарскому краю с заявлением о принятии мер по неправомерно начисленному налогу.
17.06.2016 года, по факту обращения ФИО1, Управлением ФНС России по Краснодарскому краю принято решение об отмене налогового уведомления №135317 от 01.12.2009г., о чем своевременно был уведомлен налогоплательщик.
Межрайонной Инспекцией ФНС России № 6 по Краснодарскому краю в целях реализации исполнения указанного решения УФНС России по Краснодарскому краю направлен запрос в Отдел налогообложения имущества и доходов физических лиц Управления ФНС по Краснодарскому краю на отражение операций в КРСБ АИС «Налог-3» в соответствии с письмом ФНС России от 27.05.2016 № АС-4-12/9529@ «Об отражении в КРСБ АИС «Налог-3» информации по решениям вышестоящих налоговых органов и судов», доведенным УФНС России по Краснодарскому краю письмом от 15.06.2016 № 18-08/16499@. Управлением ФНС России по Краснодарскому краю аналогичный запрос направлен в МИ ФНС России по ЦОД. Таким образом, Инспекцией приняты меры по исполнению решения УФНС России по Краснодарскому краю об уменьшении начислений по налогу на имущество за 2008 год в сумме 9448,67 руб. и пене в сумме 1150 руб.
Из представленной карточки расчета с местным бюджетом усматривается, что на основании решения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 17.06.2016 года, об отмене налогового уведомления №135317 от 01.12.2009г., произведено уменьшение начислений по налогу на имущество за 2008 год и пене.
Вышеуказанный факт, свидетельствует о том, что на момент обращения ФИО1 с указанными исковыми требованиями, относительно отмены налогового уведомления №135317 от 01.12.2009г., отсутствовал предмет спора, так как заявленные требования удовлетворены в порядке досудебного обращения, вышестоящим налоговым органом, т.е. Управлением ФНС России по Краснодарскому краю, в связи с чем, заявленные исковые требования не могут быть удовлетворены в рамках данного судебного разбирательства.
Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8 статьи 226 КАС РФ).
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Оценив представленные сторонами доказательства, в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми и достаточными, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства, изложенные сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 111, 112 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, включая расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного иска, поскольку действиями Управления ФНС России по Краснодарскому краю, на момент обращения в суд, устранены нарушения Налогового законодательства ущемляющие права административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 6 по Краснодарскому краю об оспаривании действий налогового органа - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Туапсинский городской суд.
Резолютивная часть решения оглашена 26 августа 2016 года
Решение в окончательной форме изготовлено 31 августа 2016 года
Председательствующий: _____