К делу № 2а-1220/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Крымск «02» апреля 2018 года.
Крымский районный суд, Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Корныльева В.В.,
при секретаре Кривопуск Л.А.,
с участием административного истца Кельш Людмилы Александровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кельш Людмилы Александровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в лице Межмуниципального отдела по Абинскому и Крымскому районам об изменении вида разрешённого использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Кельш Л.А. обратилась в Крымский районный суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в лице Межмуниципального отдела по Абинскому и Крымскому районам об изменении вида разрешённого использования земельного участка.
Свои доводы мотивирует тем, что она владеет нежилым зданием, назначение – нежилое, площадью 257,70 кв.м., кадастровый №, право собственности на основании решения Крымского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, произведена государственная регистрация права ДД.ММ.ГГГГ и сделана запись регистрации №. Указанное здание находится на земельном участке, с кадастровым номером №, площадью 224 кв.м., из земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под автосервис. На основании постановления главы муниципального образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения № от ДД.ММ.ГГГГ, договор действует 49 лет – с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. На основании её заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка вышло постановление администрации Крымского городского поселения Крымского района за № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: <адрес>, №», и постановили - предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 224 кв.м., по адресу: <адрес>, № используемого под автосервис и считать его – «4.9.1. Объекты придорожного сервиса». На основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ необходимо обратиться в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) об изменении условно разрешённого вида использования выше указанного земельного участка, но т.к. собственником земельного участка является администрация Крымского городского поселения Крымского района, то в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР), должна обращаться она, но её обращение должно быть в электронном виде. На сегодняшний день администрация Крымского городского поселения Крымского района не имеет такой технической возможности, поэтому обратиться в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) об изменении условно разрешённого вида использования выше указанного земельного участка может только заинтересованное лицо, т.е. собственник здания – она (Кельш Людмила Александровна). Полагает, что в настоящее время нет возможности поставить на кадастровый учёт выше указанный земельный участок во вне судебном порядке, и она вынуждена обратиться в суд с настоящим административным иском.
На основании изложенного, она просит обязать Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) филиал Федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю принять заявление об изменении условно разрешённого вида использования земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 224 кв.м., по адресу: <адрес> от неё (Кельш Людмилы Александровны), обязать Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) филиал Федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> изменить условно разрешённый вид использования земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 224 кв.м., по адресу: <адрес>, используемого под автосервис и считать его – «4.9.1. Объекты придорожного сервиса» и внести изменения в государственный кадастровый учёт.
Административный истец Кельш Л.А. в судебном заседании поддержала заявленные административные требования, по основаниям, изложенным в административном иском, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в лице Межмуниципального отдела по Абинскому и Крымскому районам, надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения административного дела, не обеспечил участие своего представителя в судебном заседании. О причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности данных причин не представил, об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал. Суд принял решение о рассмотрении административного дела в отсутствие указанного представителя ответчика.
Выслушав административного истца, изучив письменные материалы дела, всесторонне оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Кельш Л.А. подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) декларирует, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ – гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов административного дела следует, что Кельш Людмила Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет на праве собственности нежилое здание, назначение – нежилое, площадью 257,70 кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чём произведена государственная регистрация права ДД.ММ.ГГГГ и сделана запись регистрации №. Указанное нежилое здание находится на земельном участке, с кадастровым номером №, площадью 224 кв.м., из земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под автосервис.
На основании постановления главы муниципального образования Крымский район № от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Крымский район, в лице начальника управления имущественных отношений ФИО2 (арендодатель) и Кельш Людмилой Александровной (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия договора 49 лет – с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что на основании заявления Кельш Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка администрацией Крымского городского поселения <адрес> вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка, по адресу: <адрес>», в котором Кельш Л.А. предоставлено разрешение на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 224 кв.м., по адресу: <адрес>, № используемого под автосервис и считать его – «4.9.1. Объекты придорожного сервиса».
На основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Крымского городского поселения Крымского района необходимо обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) об изменении условно разрешённого вида использования выше указанного земельного участка, но так как указанное обращение должно быть подано в электронном виде, а такой технической возможности в настоящее время в администрации Крымского городского поселения Крымского района не имеется, Кельш Л.А. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. При этом, согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Как следует из положений пунктов 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство. Изменение вида разрешенного использования земельного участка на жилищное строительство принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Как следует из положений статьи 7 Земельного кодекса РФ целевое назначение земельных участков определяется исходя из принадлежности земельных участков к той или иной категории земель (земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда и т.д.).
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в ч. 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды и состав территориальных зон (зонирование территории) установлены статьей 35 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых природных территорий, зоны специального назначения, зоны размещения водных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться:
зоны застройки индивидуальными жилыми домами,
зоны застройки малоэтажными жилыми домами,
зоны застройки среднеэтажными жилыми домами,
зоны застройки многоэтажными жилыми домами,
зоны жилой застройки иных видов.
При этом, согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Анализируя вышеуказанные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что в границах жилых зон закон не запрещает размещение объектов, связанных с обслуживанием населения, к каковым могут относится в том числе объекты придорожного сервиса.
Принадлежащий Кельш Л.А. на праве аренды земельный участок согласно сведений, содержащихся в кадастровом паспорте относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – под автосервис, что позволяет суду сделать вывод о том, что изменение данного вида разрешенного использования на испрашиваемый – под объекты придорожного сервиса, не будет противоречить его территориальной зоне.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. При этом, согласно статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Пунктом 26 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2010 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентировано, что вопросы утверждения генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов документации по планировке территории, относятся исключительно к вопросам местного значения городского округа.
Из изложенного следует, что подготовка и утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана городского округа, а также проектов планировки территории является обязанностью органов местного самоуправления городского округа, а не отдельно взятого гражданина – собственника земельного участка. Так, из смысла статьи 45 Градостроительного кодекса РФ следует, что возложение обязанности по подготовке документации по планировке территории на отдельно взятое лицо возможно только в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории. В этом случае подготовка документации по планировке территории осуществляется лицом, с которым заключен соответствующий договор.
Суд принимает во внимание, что вид разрешённого использования земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 224 кв.м., используемого под автосервис, расположенный по адресу: <адрес>, изменён постановлением администрации Крымского городского поселения <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ под «объекты придорожного сервиса».
При таких обстоятельствах, административные требования Кельш Л.А. подлежат удовлетворению в полном объёме, поскольку они основаны на законе и подтверждаются письменными материалами дела.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 188 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кельш Людмилы Александровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в лице Межмуниципального отдела по Абинскому и Крымскому районам об изменении вида разрешённого использования земельного участка – удовлетворить в полном объёме.
Обязать Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) филиал Федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю принять заявление от Кельш Людмилы Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения об изменении условно разрешённого вида использования земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 224 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) филиал Федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> изменить условно разрешённый вид использования земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 224 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, используемого под автосервис и считать его – «4.9.1. Объекты придорожного сервиса» и внести изменения в государственный кадастровый учёт.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 02.04.2018 года.
Судья: подпись.
Решение вступило в законную силу 04.05.2018 года.
Копия верна.
Судья: В.В. Корныльев
Секретарь: