ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1221/20 от 01.03.2021 Усинского городского суда (Республика Коми)

Дело №2а-77/2021

11RS0006-01-2020-002264-53

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе: председательствующего судьи Брагиной Т.М.,

при секретаре судебного заседания Г.Р.,

с участием А.А., представителя ответчика О.А.,

дд.мм.гггг. 2021 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению А.А. к администрации МОГО «Усинска» о признании незаконным отказа в присвоении адреса, обязании присвоить адрес

Установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику администрации МОГО «Усинска» о признании незаконным отказа в присвоении адреса, обязании присвоить адрес. В обоснование своей позиции указал, что истец обратился к ответчику с заявлением о присвоении адреса индивидуальному жилому дому с кадастровым номером , общей площадью кв.м. расположенном на земельном участке с кадастровым номером (земли населенных пунктов).

Ответчик отказал истцу в присвоении адреса, по основанию отсутствуют адресообразующие элементы внутри садово-огороднического товарищества «», элемент планировочной структуры, элемент уличной сети. Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью кв.м. с разрешенным использованием «ведение садоводства», что подтверждается выпиской из ЕГРН. На указанном участке расположен жилой дом, площадью кв.м., которой так же принадлежит истцу на праве собственности, о чем содержатся сведения в ЕГРН. Согласно выписки из ЕГРН, в отношении земельного участка, площадью кв.м., расположенного по адресу: ..., категории «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «Ведение садоводства», произведен государственный кадастровый учет и присвоен кадастровый .

Определением Усинского городского суда от дд.мм.гггг. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены СОТ «», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК.

Определением Усинского городского суда от дд.мм.гггг. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены КУМИ АМОГО «Усинск», Управление ФНС России по Республике Коми, ОВМ ОМВД РФ по г.Усинску.

Заинтересованные лица Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми, Управление Росреестра по Республике Коми, КУМИ АМОГО «Усинск» представителей в судебное заседание не направили, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Заинтересованные лица ОВМ ОМВД РФ по г.Усинску, СОТ «» представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика, исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв на иск.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действия (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административному истцу А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый , общей площадью кв. м, расположенный по адресу: г... (л.д. ), а также жилой дом, расположенный на данном земельном участке, кадастровый , имеются сведения о кадастровом квартале , общей площадью . м. (л.д. )

дд.мм.гггг. административный истец обратился в АМОГО «Усинск» с заявлением о присвоении адреса принадлежащему ему на праве собственности дому. (л.д.

дд.мм.гггг. администрацией МОГО «Усинск» А.А. отказано в присвоении адреса объекту адресации на основании подп. "г" п. 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, - отсутствуют адресообразующие элементы внутри садово-огороднического товарищества «»: элемент планировочной структуры, элемент уличной сети (улиц, переулков, проездов, проспектов и т.д.). (л.д. )

Согласно ст. 2 Устава "Устав муниципального образования городского округа "Усинск", границы территории муниципального образования городского округа "Усинск" устанавливаются законом Республики К.. Картографическое описание границ муниципального образования городского округа на территории города "Усинск" с подчиненной ему территорией являются приложением к Уставу.

В силу ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся в частности присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

В силу п. 5 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

По смыслу п. 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы.

Случаи, в которых осуществляется присвоение адреса зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства, содержатся в п. 8 указанных Правил.

При присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства (пункт 9 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов).

Условия и особенности присвоения адреса объектам адресации содержатся также в п. п. 10, 11 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов.

По смыслу п. п. 27, 29 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником либо титульным владельцем объекта адресации по собственной инициативе, представителем такого лица, а в соответствующих случаях - также представителем собственников помещений в многоквартирном доме, членов садоводческого, огороднического и (или) дачного некоммерческого объединения граждан.

Основания для отказа в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса закреплены в п. 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

По смыслу данного Федерального закона заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги.

Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 29 октября 2002 года N 150 (действовавшей до 23 июля 2018 года), в подпунктах 3.2.1 и 3.2.2 было предусмотрено, что проект планировки - это градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки по заказу застройщиков или органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В силу ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления городского округа по инициативе данного органа либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Исходя из положений Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ, орган местного самоуправления, предоставляющий государственные или муниципальные услуги, должен использовать все предоставленные ему законодательством возможности для получения необходимой информации и оказания услуги, за которой обратился заявитель.

Отказывая в присвоении адреса объекту адресации, администрация МО ГО «Усинск» исходила из того, что отсутствуют адресообразующие элементы внутри садово-огороднического товарищества «Нефтяник»: элемент планировочной структуры, элемент уличной сети (улиц, переулков, проездов, проспектов и т.д.).

Вместе с тем, из п. п. 5, 8 - 11, 14 - 18 вышеуказанных Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, отсутствие разработанной градостроительной документации на территорию, на которой расположен объект недвижимости, и как следствие отсутствие наименований элементов улично-дорожной сети не являются основаниями для отказа в присвоении адреса объекту адресации.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что действующее нормативное регулирование не предусматривает возможности отказа в присвоении адреса объекту адресации в связи с отсутствием разработанной градостроительной документации на территорию, на которой расположен объект недвижимого имущества, несовершение АМОГО «Усинск» действий, направленных на оказание заявителю такой муниципальной услуги по причине отсутствия разработанной градостроительной документации, не соответствует законодательству и нарушает права административного истца.

Согласно отзыва заинтересованного лица Минфина России ФНС ссылка администрации в обоснование причин отказа в присвоении адреса, в отношении заявленных А.А. объектов на отсутствие элементов планировочной структуры, элементов уличной сети не может быть признана законной, поскольку в силу положений статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопрос организации работ по присвоению наименований элементам улично-дорожной сети, наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа, следовательно является вопросом, подлежащим разрешению непосредственно органом местного самоуправления.

Таким образом, законных оснований отказа истцу в присвоении адреса, у ответчика не было, в связи с чем административные исковые требования о признании незаконным отказа в присвоение адреса, обязании присвоить адрес подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 179-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое требование А.А. к Администрации МО ГО «Усинск» о признании незаконным отказа в присвоении адреса, обязании присвоить адрес удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. в присвоении адреса индивидуальному жилому дому с кадастровым номером , общей площадью кв.м, расположенном на земельном участке с кадастровым номером (земли населенных пунктов) принадлежащих А.А.

Обязать Администрацию МО ГО «Усинск» присвоить адрес индивидуальному жилому дому с кадастровым номером , общей площадью кв.м, расположенном на земельном участке с кадастровым номером (земли населенных пунктов) принадлежащих А.А.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.

Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг..

Председательствующий – Т.М.Брагина