ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1221/2022 от 10.10.2022 Моздокского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2а-1221/2022

Решение

именем Российской Федерации

Судья Моздокского районного суда РСО-Алания Карабахциева О.К., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по административному исковому заявлению УФНС России по РСО-Алания к административному ответчику ФИО1 о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц: налог за 2015 г. в сумме 2625 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18,37 руб., а всего на сумму 2643,37 руб.,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по РСО-Алания обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением к ФИО1, истец просил о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.

Ответчик ФИО1 о слушании дела уведомлялся по адресу регистрации, конверт возвращен в суд с отметкой об истечении срока хранения.По смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Таким образом, суд исходит из того, что ответчик о производстве по делу уведомлен в установленном законом порядке.

Исследовав материалы дела в порядке ст.ст. 59, 62 КАС РФ и оценив письменные доказательства в порядке ст. 61 КАС РФ, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6 ст.289 КАС РФ).

На основании п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Физические лица уплачивают транспортный, земельный налог, налог на имущество физических лиц (имущественные налоги), а также НДФЛ (в отдельных случаях) на основании присланных им налоговым органом уведомлений (или уведомлений, полученных через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС России). Указанные налоги нужно уплатить не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом)(п. 6 ст. 228, п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ).

Налогоплательщики могут добровольно перечислить единый налоговый платеж в счет предстоящей уплаты имущественных налогов, а также НДФЛ, подлежащего уплате на основании налогового уведомления (п. 1 ст. 45.1, п. 6 ст. 228 НК РФ).

Обязанность по уплате налогов возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Оно направляется не позднее 30 рабочих дней до наступления срока уплаты налога (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 52, п. 4 ст. 57 НК РФ).

Если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 руб., налоговый орган не направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Исключением является случай, когда по истечении календарного года налоговый орган утратит право направлять налоговое уведомление в связи с тем, что истекут три календарных года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления (п. 4 ст. 52 НК РФ; Письмо ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N БС-4-21/8462@).

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплатить налог нужно в срок, указанный в налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 НК РФ).

Если у физического лица есть налогооблагаемые имущество или доходы, но налоговое уведомление не пришло в срок, физическое лицо может обратиться с заявлением в любую налоговую инспекцию (за исключением межрегиональных налоговых инспекций и инспекций по централизованной обработке данных), в том числе через МФЦ, также можно направить информацию о неполучении уведомления через личный кабинет налогоплательщика или сервис "Обратиться в ФНС России" на официальном сайте ФНС России (п. 2 ст. 11.2, п. 4 ст. 52 НК РФ; п. 7.17 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 219-ПП; Информация ФНС России).

Налоговое уведомление, направленное заказным письмом, считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправки письма (п. 6 ст. 6.1, п. 4 ст. 52 НК РФ).

В соответствии с требованиями действующего налогового законодательства должнику было направлены налоговое уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о расчете транспортного налога на сумму 2625,00 руб. за 2015 г., которое не было исполнено в установленный законом срок.

Неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок явилось основанием для направления в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ, которое не было исполнено в добровольном порядке.

Пунктами 1, 2 ст. 57 НК РФ определено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и сроки, установленные НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пунктам 3, 4 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяются за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени оплачиваются в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка России за каждый календарный день просрочки платежа.

В связи с несвоевременным погашением недоимки за налогоплательщиком числится задолженность по налогу в сумме 2525 руб. и пене в размере 18,37 руб.

Инспекцией направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с вышеуказанного налогоплательщика задолженности, однако, мировой судья судебного участка Моздокского судебного района РСО-Алания вынес ДД.ММ.ГГГГ определение об отказе в принятии заявления, в связи с тем, что налоговым органом пропущен 6-месячный срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.

О каких-либо причинах, которые могли бы расцениваться как уважительные, истцом не заявлено.

Установленный законом срок для обращения в суд пропущен налоговым органом без уважительных на то причин.

Частью 5 ст. 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Согласно ч.5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. В данном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. В связи с этим заявленное ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, у суда нет оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-182, 286-290, 291-294 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления УФНС России по РСО-Алания к административному ответчику ФИО1, ИНН проживающему по адресу: , о восстановлении срока обращения с иском в суд и взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц: налог за 2015 г. в сумме 2625 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18,37 руб., а всего на сумму 2643,37 руб. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Моздокский районный суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО-Алания в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья О.К.Карабахциева