ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1222/20 от 15.06.2020 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело №2а-1222/2020

УИД 73RS0013-01-2020-001531-40

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Инкина В.А., при секретаре Давыдовой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кошубы Д. С. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Ульяновской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, Прокуратуре Ульяновской области, Управлению Федеральной Службы исполнение наказаний России по Ульяновской области», Федеральному казенному учреждению «Колония-поселения № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

Кошуба Д.С. обратился в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту- ФСИН России), Ульяновской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, указав в обосновании своих требований следующее. 26.09.2019 на территории ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области с ним произошел несчастный случай в результате производственной травмы по вине сотрудников ФКУ ИК-10, установленный заключением гострудинспектора 27.11.2019. Несмотря на его многочисленные обращения в нарушение ст.22 УИК РФ специализированной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не принято мер прокурорского реагирования, что является нарушением условий содержания в исправительном учреждении, установленном уголовно- исполнительном законодательством РФ. Просил суд признать незаконным нарушения условий отбывания наказания в части бездействия действия Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов исправительных учреждениях по осуществлению прокурорского надзора,; взыскать с ФСИН РФ компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 50000 рублей.

В судебном заседании участие административного истца Кошубы Д.С. обеспечено посредством видеоконференцсвязи. Административный истец Кошуба Д.С. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объеме. Суду дал пояснения, аналогичные, изложенным в административном иске.

Представитель административного истца Голиков М.В. извещался судом о времени и месте рассмотрения административного дела, однако в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине.

Определением суда от 14.05.2020 в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной Службы исполнение наказаний России по Ульяновской области» (далее по тексту –УФСИН России по Ульяновской области, Федеральное казенное учреждение «Колония-поселения № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» (далее по тексту- ФКУ КП-5 УФСИН России по Ульяновской области).

Определением суда от 27.05.2020 в качестве административных ответчика привлечена Прокуратура Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 10 управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» (далее по тексту- ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области), Государственная инспекция труда Ульяновской области.

Представитель Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Абанин Д.П. в судебном заседании административный иск административного истца не признал. Суду пояснил следующее. 21.01.2020 из Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Прокуратуру Ульяновской области поступила жалоба Кошубы Д.С. (вх. № 6ОФЛ-1086), которая по указанию прокуратуры области от 14.02.20 (исх.№ 17-17220 3573-20 была рассмотрена Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области. В ходе проведенной проверки фактов, свидетельствующих о вмешательстве прокурорских работников в деятельность комиссии, созданной в целях расследований несчастного случая, произошедшего с Кошуба Д.С. 26.09.2019 в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области не установлено. По итогам проверки Кошубе Д.С. направлено письмо 16.03.2020 за подписью заместителя прокурора Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Абанина Д.П., в котором указано, что основания для принятия мер прокурорского реагирования отсутствуют.

Представитель административных ответчиков УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России, ФКУ КП-5 УФСИН России по Ульяновской области Шевчик В.В., действующий на основании доверенностей в судебном заседании административный иск административного истца не признал. Суду пояснил, что из административного иска не ясно какие права нарушены ответчиками. Полагал, что ФСИН России является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области Афанасьева Т.Е., Дитяткина Т.П., действующие на основании доверенностей полагали, что административный иск административного истца не подлежит удовлетворению.

Представитель административного ответчика прокуратуры Ульяновской области, представитель заинтересованного лица Государственной инспекции труда Ульяновской области, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в связи со следующим.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено право подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей, лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительном учреждении на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Согласно п. 2.1 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды рассматривают и разрешают административные дела о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Административное исковое заявление может содержать требование о присуждении компенсации за нарушение административным ответчиком прав в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 6 ч. 1 ст. 124 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации закреплены в ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно нормам которой лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Административный истец свои требования о взыскании в денежной форме компенсации за нарушение условий содержания мотивирует не принятием мер прокурорского реагирования Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов исправительных учреждениях по факту получения им травмы 26.09.2019 по вине сотрудников ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области.

Давая оценку данным доводам, суд исходит из следующего.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения Федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В связи с отбыванием наказания в исправительном учреждении уголовно-исполнительной системы, на осужденного распространяются действия норм уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, в частности Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее - Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений). Данными нормативными актами регламентированы основные права и обязанности осужденных.

В соответствии с частью второй ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Согласно ст. 22 Уголовного исполнительного Кодекса Российской Федерации прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

В силу ч.1 ст.33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе требовать от администрации исправительных учреждений создания условий, обеспечивающих права осужденных лиц, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.

Из материалов административного дела следует, что обращение Кошубы Д.С. в суд имело место в пределах срока давности, установленного ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой, если настоящим Кодексом установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Судом установлено, что истец Кошуба Д.С. приговором Октябрьского районного суда г.Краснодара осужден по ч.4 ст.159 УК РФ к 5 годам лишения свободы.

Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 07.04.2016. наказание истцу увеличено до 6 лет 6 мес. лишения свободы с дополнительным наказанием в виде штрафа в размере 500 000 руб., на основании ст.70 УК РФ присоединено наказание по приговору Прикубанского районного суда г.Краснодара от 16.12.2015 по ст.177 УК РФ о назначении штрафа в размере 100 000 руб., окончательно к отбытию определено наказание в виде 6 лет 6 мес. лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Постановлением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 15.01.019 на основании прим. 1 ч.3 ст. 72 УК РФ зачтен с 11.11.2015 по 07.04.2016 в срок л/св из расчета день за полтора дня отбывания наказания. Постановлением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 28.03.2019 переведен в колонию-поселение.

В местах лишения свободы Кошуба Д.С. содержится с 11.11.2015.

С 18.05.2019 Кошуба Д.С. отбывает наказание в ФКУ КП-5 УФСИН России по Ульяновской области.

Приказом врио начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ульяновской области от 04.07.2019 № 208 осужденный Кошуба Д.С. трудоустроен на должность подсобного рабочего 1 разряда.

26.09.2019 на основании договора № 24, заключенного 12.02.2019 между ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ульяновской области и ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области Кошуба Д.С. был привлечен к разгрузке продуктов питания, которая происходила на территории хозяйственного двора ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, расположенного за пределами охраняемой территории исправительного учреждения.

26.09.2019 по вине ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области произошел несчастный случай на производстве, в результате которого Кошуба Д.С. был травмирован. Поставлен диагноз: закрытый перелом 4 плюсневой кости правой стопы. Полученное повреждение Кошуба Д.С. относится к категории легкой.

Происшествие было зарегистрировано в установленном законом порядке.

Приказом начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области от 27.09.2019 № 318 была создана комиссия по расследованию несчастного случая.

Согласно акта о несчастном случае на производстве от 08.10.2019 установлена вина Кошуба Д.С. в несоблюдении ст.214 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также инструкции, факт грубой неосторожности не установлен.

Заключением государственного инспектора труда установлена вина заместителя начальниками ФКУ ИК-010 УФСИН России по Ульяновской области Кочерыгина О.С., который допустил недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда.

В связи с нарушением требований ст.212 ТК РФ, п.п. 2.1.1.,2.1.2 и 2.1.3 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.203 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации», на основании приказа начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области от 31.10.2019 № 123-к, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (объявлен выговор).

Постановление государственного инспектора труда от 29.11.2019 ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения, при этом установлено, что причиной, вызвавшей несчастный случай на производстве с подсобным рабочим Кошуба Д.С. послужил недостаток в организации и проведении подготовки работников по охране труда, выразившееся в не проведении с подсобным рабочим инструктажа по охране труда.

Данные обстоятельства в судебном заседании участниками судебного процесса не оспаривались.

Судом установлено, что 21.01.2020 из Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Прокуратуру Ульяновской области поступила жалоба Кошубы Д.С. (вх. № 6ОФЛ-1086), которая по указанию прокуратуры области от 14.02.20 (исх.№ 17-17220 3573-20 была рассмотрена Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области.

По итогам проверки составлено заключение о результатах жалобы осужденного Кошубы Д.С. составленное заместителем Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области советником юстиции Абанина Д.П., утвержденное Ульяновским прокурором по надзору за срблюдением законов в исправительных учреждениях области страшим советником юстиции Ворончук И.А. 16.03.2020 из которого следует, в ходе проведенной проверки были установлены вышеуказанные обстоятельства, однако фактов, свидетельствующих о вмешательстве прокурорских работников в деятельность комиссии, созданной в целях расследований несчастного случая Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области не установлено.

В этот же день осужденному Кошубе Д.С. направлено письмо за подписью заместителя прокурора Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Абанина Д.П., в котором указано, что основания для принятия мер прокурорского реагирования отсутствуют.

Кошубе Д.С. данным письмом было разъяснено, что принятое решение по его жалобе он вправе обжаловать вышестоящему прокурору либо в установленном законом порядке в суд, а незаконные действия (бездействие) сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ и иных лиц могут обжалованы в судебном порядке.

Данное письмо в установленный законом срок было вручено Кошубе Д.С. и получено им, что последним не оспаривалось.

Судом также установлено, что решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 06.05.2020 по гражданскому делу по иску Кошуба Д.С. к Министерству финансов Российской Федерации, ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России о компенсации морального вреда исковые требования Кошуба Д.С. удовлетворены частично.

Взыскана с ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области в пользу Кошуба Д.С. компенсация морального вреда в размере 20 000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска Кошуба Д.С. о взыскании компенсации морального вреда, а также в удовлетворении иска к Министерству финансов Российской Федерации, УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России отказано.

Исследовав все имеющиеся по административному делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для вывода о признании незаконными нарушения условий отбытия наказания Кошуба Д.С., а также нарушений со стороны Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в ходе проведенной проверки по факту получения Кошуба Д.С. травмы 26.09.2019 по вине сотрудников ФКУ ИК-10 УФСИН по Ульяновской области, а, следовательно, не подлежит удовлетворению его требование о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В удовлетворении административного иска Кошубы Д.С. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Кошубы Д. С. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Ульяновской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, Прокуратуре Ульяновской области, Управлению Федеральной Службы исполнение наказаний России по Ульяновской области», Федеральному казенному учреждению «Колония-поселения № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 22 июня 2020 года.

Председательствующий судья В.А.Инкин