ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1223/19 от 28.05.2019 Волжского районного суда (Самарская область)

КОПИЯ

63RS0007-01-2018-003192-55

Дело № 2а-1223/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.о. Самара 28 мая 2019 года

Волжский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Тимагина Е.А., при секретаре Жарковой И.А., с участием адвоката Спиридонова Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Перепелицына Константина Ивановича к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Администрации городского поседения Рощинский муниципального района Волжский Самарской области о признании нуждающимся в жилом помещении, признании права на обеспечение жилым помещением и получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании рассмотреть вопрос и принять решение о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Перепелицын К.И. обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав в обоснование заявленных требований, что приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ он уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе в воинском звании старшего прапорщика. Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ общая продолжительность военной службы составила в календарном исчислении 26 лет. Жильем он не обеспечен. На основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ ему на состав семьи из 4-х человек (он сам, супруга - Перепелицына Т.П., дети - Перепелицына Н.К., Перепелицын Е.К.) предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>, площадью кв.м. В соответствии с расчетом размер жилищной субсидии должен составлять руб., которая до настоящего времени не представлена, чем нарушены его права на обеспечение жилым помещением и представление жилищной субсидии. Просит, с учетом уточнения требований, просит признать его нуждающимся в жилом помещении, признать его право на обеспечение жилым помещением и получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере руб., обязать административных ответчиков принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязать рассмотреть вопрос и принять решение о предоставлении ему и членам его семьи субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в размере руб.

В судебном заседании представитель административного истца Перепелицына К.И. - адвокат Спиридонов Д.Г. требования поддержал, ссылаясь на положения ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», указал на то, что административный истец имеет право на обеспечение его жилищной субсидией за счет федерального бюджета, просил административный иск удовлетворить.

Административный истец Перепелицын К.И. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился, воспользовавшись правом на ведение дела в суде через представителя.

Административный ответчик - Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, кроме того, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Административный ответчик - Администрация городского поседения Рощинский муниципального района Волжский Самарской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, с ходатайствами не обращался.

Суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав сторону, изучив материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину право оспорить в суде решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, их действия (бездействие), если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, их действия (бездействие) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 2.1 ст. 15 названного Федерального закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01.01.2005, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Статьей 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», распространяются на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054, в п. п. 9, 13 которого установлено, что военнослужащие не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями должны подать рапорт по команде с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, при этом ставятся они на такую очередь по ходатайству командиров воинских частей.

По делу судом установлено, что Перепелицын К.И. проходил военную службу в войсковой части и приказами Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы с зачислением в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Перепелицын К.И. в период прохождения военной службы, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, обращался с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, был принят на такой учет, снят с него, стороной административного истца не представлено и таких фактов судом не установлено.

Представитель административного истца не оспаривал тот факт, что до августа 2017 года Перепелицын К.И. с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении не обращался.

На основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>Перепелицыну К.И. на состав семьи из 3-х человек (он сам, супруга - Перепелицына Т.П., сын - Перепелицын Е.К.) предоставлена двухкомнатная служебная квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью кв.м.

Согласно выписке из поквартирной карточки, выданной ООО «ГУЖФ» от ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <адрес>, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы: Перепелицын К.И., г.р., (ответственный квартиросъемщик); Перепелицына Т.П., г.р. (жена), Перепелицына Н.К., г.р. (дочь), Перепелицын Е.К., г.р. (сын).

ДД.ММ.ГГГГПерепелицын К.И. обратился к начальнику отдела <адрес> ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением (вх. -э от ДД.ММ.ГГГГ) о постановке его с составом семьи из 4-х человек в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со ст. 52 ЖК РФ.

Как следует из письма начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ адресованного Перепелицыну К.И., в компетенцию 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» входит принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма исключительно военнослужащих-граждан Российской Федерации. Осуществлять принятие на учет граждан Российской Федерации иных категория, в том числе ранее проходивших военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации не входит в компетенцию 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье». Заявление по компетенции направлено в Администрацию городского поселения Рощинйский муниципального района <адрес>.

Из письма Главы городского поселения Рощинский от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Перепелицыну К.И. следует, что в администрацию городского поселения Рощинский муниципального района <адрес> от 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» перенаправлено заявление Перепелицына К.И. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Перепелицыну К.И. предложено обратиться в администрацию городского поселения, заполнить заявление установленного образца и представить документы, необходимые для принятия решения о постановке в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилищного фонда.

Согласно ответу на запрос суда Глава городского поселения Рощинский (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) сообщил, что Перепелицын К.И. с заявлением о принятии его на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в администрацию городского поселения Рощинский не обращался.

Из анализа приведенных выше норм права следует, что реализация гражданином права на обеспечение жильем после увольнения с военной службы носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий. При этом законом гарантировано обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений за счет средств федерального бюджета при условии их нуждаемости в жилом помещении на момент увольнения с военной службы.

В соответствии с ч. 1. ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В нарушение указанной нормы права, административный истец не представил суду доказательств, того что до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее, он обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию войсковой части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Не представлено административным истцом и доказательств, что он был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы признавался нуждающимся в получении жилого помещения по выбранному месту жительства.

Таким образом, доказательств того, что на момент ДД.ММ.ГГГГ или увольнения со службы административный истец состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении суду не представлено.

Отказывая в удовлетворении требований, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не представлено доказательств соблюдения установленного законом заявительного порядка постановки его на учет нуждающихся в получении жилого помещения, факт обращения административного истца в уполномоченный орган с рапортом о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а также рассмотрения такого рапорта на заседании жилищной комиссии не подтвержден соответствующими доказательствами.

Доводы представителя административного истца о том, что Перепелицын К.И. на основании положений ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на обеспечение его жилищной субсидией за счет федерального бюджета, суд отклоняет по следующим основаниям.

Порядок реализации права на жилище, условия обеспечения жилищных прав военнослужащих и уволенных в запас определены в ст. ст. 15, 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которым обязанность обеспечения жильем, как в форме предоставления жилого помещения, так и в денежной форме возникает при совокупности ряда установленных законом условий. К числу таких условий относятся: нуждаемость военнослужащего в жилье, при этом такой военнослужащий должен быть учтен в качестве нуждающегося в жилых помещениях перед увольнением с военной службы, включен в единый реестр нуждающихся, а также продолжительность военной службы.

Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти.

На момент увольнения Перепелицына К.И. с военной службы, а также в пределах 3-годичного срока до его увольнения порядок учета военнослужащих-граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался ЖК РФ, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от .

В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района (п. 27 Инструкции).

В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Между тем, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт его обращения до увольнения с военной службы к командованию войсковой части с рапортом, в целях признания его нуждающимся в получении жилого помещения, а также факт постановки его на учет нуждающихся в получении жилого помещения до момента увольнения с военной службы. Также отсутствуют доказательства того, что до увольнения административного истца с военной службы его рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии, по результатам которого было принято решение о признании истца нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, и это решение жилищной комиссии, оформленное протоколом, было утверждено командиром воинской части.

Приказ об исключении Перепелицына К.И. из списков личного состава войсковой части не содержит сведений о нахождении (оставлении) его в списках очередников, нуждающихся в получении жилья, в том числе на условиях социального найма.

Поскольку на момент увольнения административный истец в установленном законом порядке по последнему перед увольнением месту военной службы не признавался нуждающимся в получении жилого помещения, в том числе, по избранному месту жительства, и не состоял в соответствующих списках очередников, то, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, он не вправе претендовать на предоставление административным ответчиком жилого помещения или единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Приказ от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о возникновении у административного истца права на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации, поскольку не подтверждает признание Перепелицына К.И. нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что оборонное ведомство на момент исключения административного истца из списков личного состава войсковой части не признавало за ним права на получение жилого помещения. Сам административный истец свое увольнение с военной службы и исключение из списков личного состава войсковой части в судебном порядке также не оспаривал.

Доводы на ненадлежащее исполнение ФГКУ «Центррегионжилье» своих должностных обязанностей не могут быть признаны состоятельными, поскольку доказательств того, что административный истец не был поставлен на учет нуждающихся в получении жилья в результате виновных действий ФГКУ «Центррегионжилье», не представлено. Бездействие командования войсковой части Перепелицыным К.И. в установленном порядке не обжаловалось

Суд при этом отмечает, что Перепелицын К.И. не лишен возможности реализовать свои права путем обращения в Администрацию городского поселения Рощинский с соответствующим заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, либо путем процедуры приватизации занимаемого им жилого помещения, которым он обеспечен по линии Министерства обороны Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Перепелицына К. И. к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Администрации городского поседения Рощинский муниципального района Волжский Самарской области о признании нуждающимся в жилом помещении, признании права на обеспечение жилым помещением и получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании рассмотреть вопрос и принять решение о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме через Волжский районный суд Самарской области.

Судья: (подпись) Е.А. Тимагин

Решение суда составлено в окончательной форме 31 мая 2019 года.

Судья: (подпись) Е.А. Тимагин

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи _______________________________

Наименование должности

уполномоченного работника аппарата

федерального суда общей юрисдикции

_________________________________И.А.Жаркова (Инициалы, фамилия)

"___" ______________ 20___ г.