ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1223/2018 от 05.03.2018 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-1223/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 марта 2018 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Захаровой О.В.,

при секретаре Власовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету финансов города Челябинска об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету финансов города Челябинска о признании незаконным действие по возврату исполнительного листа серии ФС , выданного 17.11.2017 г. Центральным районным судом г.Челябинска по делу о взыскании задолженности в отношении МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени городская клиническая больница №1» г.Челябинска в пользу ФИО1 денежных средств и расходов по оплате госпошлины, и обязании Комитет финансов города Челябинска принять к исполнению исполнительный лист серии ФС , выданный 17.11.2017 г. Центральным районным судом г.Челябинска по делу г. о взыскании задолженности в отношении МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени городская клиническая больница №1» г.Челябинска в пользу ФИО1 денежных средств и расходов по оплате госпошлины, в установленные ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации сроки, считая срок его предъявления - 27.12.2017 г.

В обоснование иска указано, что ФИО1 27.12.2017 г. обратилась в Комитет финансов г.Челябинска с заявлением о принятии к исполнению исполнительного листа серия ФС , выданного 17.11.2017г. Центральным районным судом г.Челябинска. К заявлению ею было приложено решение суда Центрального района г.Челябинска от 17.07.2017г. по делу , согласно которому с МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени Городская Клиническая Больница № 1» в пользу ФИО1 взысканы денежные средства в размере **** рублей, компенсация морального вреда в размере **** руб., и расходы по оплате госпошлины в размере **** руб. и **** руб. Также к заявлению истцом было приложено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10.11.2017г. по делу , согласно которому решение Центрального районного суда г.Челябинска от 17.07.2017 г. в части взыскания компенсации морального вреда было отменено, а в остальной части решение оставлено без изменения. Сопроводительным письмом от 28.12.2017г. № 04-17/3278 Комитет финансов г.Челябинска возвратил ФИО1 заявление о принятии к исполнению исполнительного листа, с указанием того, что Комитет рассмотрел по существу требования исполнительного листа и приложенные к нему документы и установил, что в исполнительном листе серия ФС , а также в резолютивной части решения Центрального районного суда г.Челябинска от 17.07.2017г. по делу , на основании которого выдан лист, имеется несоответствие данных относительно сумм, подлежащих взысканию (в исполнительном листе упущена сумма, подлежащая взысканию за причинение морального вреда), что в силу закона об исполнительном производстве делает исполнение вышеуказанного исполнительного листа невозможным. В письме Комитет указал административному истцу на необходимость обратиться в суд с заявлением об исправлении в судебном акте опечатки и выдаче нового судебного акта. Считает требование Комитета о необходимости исправления опечатки в судебном акте и действие Комитета по возврату исполнительного документа незаконными, нарушающими ее законный интерес и право на получение присужденного имущества с учетом сроков, установленных ст. 242.5 БК РФ.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснила, что в Комитет финансов г.Челябинска ею был предоставлен полный пакет документов, в том числе, копии решений судов первой и апелляционной инстанции, исполнительный лист был выдан в соответствии с апелляционным определением, весь пакет документов Комитетом был ей возвращен. Считает, что Комитет намеренно затягивает время. 22.02.2018 г. ею повторно сдан тот же самый пакет документов с исполнительным листом в Комитет, никакие исправления и описки в исполнительный лист, либо решение суда не вносились. До настоящего времени оплата по исполнительному листу ей не произведена.

Представитель административного ответчика Комитета финансов г.Челябинска в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, уважительность причины неявки, либо ходатайства об отложении судебного заседания, суду не представил.

Представитель заинтересованного лица администрации г.Челябинска в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представил суду письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому требования ФИО1 считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Исполнительный лист Комитетом был возвращен взыскателю в связи с несоответствием в нем сумм, подлежащих взысканию. Возвращение взыскателю исполнительного документа, не являлось препятствием для повторного предъявления его к исполнению.

Суд, выслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу статьи 227 КАС РФ административное исковое заявление может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам; нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, для признания оспариваемого отказа Комитета незаконным, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя.

В судебном заседании установлено, что решением Центрального районного суда г.Челябинска от 17.07.2017 г. по делу удовлетворены требования ФИО1 о взыскании с МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени Городская Клиническая Больница № 1» в пользу ФИО1 денежных средств в размере **** руб., компенсации морального вреда в размере **** руб., и расходы по оплате госпошлины в размере **** руб. и **** руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10.11.2017 г. решение Центрального районного суда г.Челябинска от 17.07.2017 г. отменено в части взыскания с МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени Городская Клиническая Больница № 1» в пользу ФИО1 компенсации морального вреда, в указанной части принято новое решение, в удовлетворении требований ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда с МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени Городская Клиническая Больница № 1» отказано, в остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба с МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени Городская Клиническая Больница № 1» - без удовлетворения.

Решение Центрального районного суда г.Челябинска от 17.07.2017 вступило в законную силу 10.11.2017 г.

17.11.2017 г. ФИО1 выдан исполнительный лист ФС по гражданскому делу по иску ФИО1 к МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени Городская Клиническая Больница № 1», о взыскании с МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени Городская Клиническая Больница № 1» в пользу ФИО1 денежных средств в размере **** руб., расходов по оплате госпошлины в размере **** руб. и **** руб.

27.12.2017 г. ФИО1 обратилась в Комитет финансов г.Челябинска с заявлением о принятии к исполнению исполнительного листа ФС по гражданскому делу , выданный Центральным районным судом г.Челябинска на основании решения Центрального районного суда г.Челябинска от 17.07.2017 г. В заявлении ФИО1 были указаны реквизиты для перечисления денежных средств, а также к заявлению были приложенный документы: оригинал исполнительного листа ФС , копия решения Центрального районного суда г.Челябинска от 17.07.2017 г., копия определения Челябинского областного суда от 10.10.2017 г., копия доверенности.

28.12.2017 года Комитетом финансов г.Челябинска ФИО1 письмом № 04-17/3278 исполнительный лист ФС и приложенные к нему документы возвращены ФИО1 без исполнения. Основанием для возвращения заявителю исполнительного листа без исполнения послужило то, что в исполнительном листе и в резолютивной части решения суда от 17.07.2017 г., на основании которого исполнительный лист был выдан, имеется несоответствие данных относительно сумм, подлежащих взысканию (в исполнительном листе упущена сумма, подлежащая взысканию за причинение морального вреда), что делает невозможным исполнение исполнительного документа. Также взыскателю рекомендовано обратиться в суд, выдавший исполнительный лист, с заявлением об исправлении соответствующей опечатки в судебном акте и выдаче нового исполнительного листа.

Согласно ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В соответствии с п.1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику, как получателю, средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Статьей 242.1 Бюджетного кодекса РФ установлены перечень документов, направляемых взыскателем на исполнение, требования предъявляемые к указанным документам, а также основания для возврата документов, поступивших на исполнение.

В соответствии с ч.3 ст.242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:

- непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;

- несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным ГПК РФ, КАС РФ, АПК РФ и законодательством РФ об исполнительном производстве;

- предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника;

- нарушение установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

При наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242.1 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

В соответствии с п.6 ст.13 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Как установлено, и указывалось выше, исполнительный лист ФС по гражданскому делу по иску ФИО1 к МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени Городская Клиническая Больница № 1» о взыскании денежных средств, был выдан Центральным районным судом г.Челябинска 17.11.2017 г. на основании решения Центрального районного суда г.Челябинска от 17.07.2017 г., с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10.11.2017 г., которым данное решение суда от 17.07.2017 г. было отменено в части взыскания с МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени Городская Клиническая Больница № 1» в пользу ФИО1 компенсации морального вреда в размере **** руб., и в указанной части в удовлетворении требований ФИО1 было отказано, в остальной части решение оставлено без изменения.

При этом, в исполнительном листе, в соответствии с требованиями статьи 13 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», верно указана резолютивная часть решения суда от 17.07.2017 г., с учетом апелляционного определения от 10.11.2017 г., о взыскании с МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени Городская Клиническая Больница № 1» в пользу ФИО1 денежных средств в размере **** руб., расходов по оплате госпошлины в размере **** руб. и **** руб.

Таким образом, указанная в исполнительном листе резолютивная часть решения суда от 17.07.2017 г., полностью соответствовала резолютивной части решения суда от 17.07.2017 г., с учетом апелляционного определения от 10.11.2017 г., воспроизведенной в исполнительном листе.

Не смотря на соблюдение ФИО1 установленного законом порядка обращения за взысканием на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе с соблюдением требований установленных ст.242.1 и ст.242.5 БК РФ, Комитетом финансов г.Челябинска исполнительный лист ФС и приложенные к нему документы возвращены ФИО1 без исполнения.

При этом, в письме Комитета о возврате ФИО1 исполнительного документа без исполнения от 28.12.2017 г. № 04-17/3278, каких-либо законных оснований возврата исполнительного документа заявителю, не указано, в том числе, отсутствует указание на то, каким именно требованиям ГПК РФ и законодательства РФ об исполнительном производстве, не соответствовали приложенные к заявлению документы.

Кроме того, частью 3 статьи 242.1 БК РФ не предусмотрено такое правовое основание для возврата исполнительного документа без исполнения, как несоответствие данных, указанных в исполнительном документе, данным судебного акта, на основании которого исполнительный документ выдан.

В соответствии с ч.1 ст.13 ГПК РФ суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.

В соответствии с ч.2,3 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, решения, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Учитывая изложенное, обжалуемые административным истцом действия Комитета финансов города Челябинска по возврату исполнительного листа серии ФС , выданного 17.11.2017 г. Центральным районным судом г.Челябинска по делу г. о взыскании задолженности в отношении МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени городская клиническая больница №1» г.Челябинска в пользу ФИО1 денежных средств и расходов по оплате госпошлины, не могут быть признаны законными и обоснованными, и доказательств обратного административным ответчиком в ходе рассмотрения дела суду не представлено.

Таким образом, заявленные ФИО1 требования подлежат удовлетворению, а обжалуемые ей действия Комитета финансов города Челябинска по возврату исполнительного листа без исполнения, следует признать незаконным.

При данных обстоятельствах, в целях устранения нарушенных прав и законных интересов ФИО1, суд возлагает на административного ответчика - Комитет финансов г.Челябинска обязанность по принятию к исполнению исполнительный лист серии ФС , выданного 17.11.2017 г. Центральным районным судом г.Челябинска по делу г. о взыскании задолженности в отношении МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени городская клиническая больница №1» г.Челябинска в пользу ФИО1 денежных средств и расходов по оплате госпошлины, в установленные ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации сроки, считав срок его предъявления - 27.12.2017 г.

На основании ст.111 КАС РФ, в связи с удовлетворением требований административного истца, с Комитет финансов г.Челябинска подлежит взысканию в пользу ФИО1 компенсация расходов по оплате госпошлины в сумме **** рублей, понесенные при обращении последним в суд с заявленными требованиями.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 59, 62, 175-178 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного истца ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконным действие Комитета финансов города Челябинска по возврату исполнительного листа серии ФС , выданного 17.11.2017 г. Центральным районным судом г.Челябинска по делу г. о взыскании задолженности в отношении МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени городская клиническая больница №1» г.Челябинска в пользу ФИО1 денежных средств и расходов по оплате госпошлины.

Обязать Комитет финансов города Челябинска принять к исполнению исполнительный лист серии ФС , выданного 17.11.2017 г. Центральным районным судом г.Челябинска по делу г. о взыскании задолженности в отношении МБУЗ «Ордена Трудового Красного Знамени городская клиническая больница №1» г.Челябинска в пользу ФИО1 денежных средств и расходов по оплате госпошлины, в установленные ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации сроки, считав срок его предъявления 27.12.2017 г.

Взыскать с Комитета финансов города Челябинска в пользу ФИО1 компенсацию расходов по оплате госпошлины в сумме **** рублей.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: О.В.Захарова