ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1225/2021 от 12.03.2021 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-1225/2021

УИД 92RS0002-01-2021-000801-26

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

12 марта 2021года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Гавуры О.В.,

секретаря судебного заседания Нежмидиновой Д.С.,

при участии:

представителя административного истца ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка,

у с т а н о в и л:

Административный истец ФИО1 в феврале 2021 года обратился с административным иском в суд к Департаменту капитального строительства г.Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка.

В исковых требованиях с учетом заявленных уточнений административный истец просит признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. <адрес>, <адрес>, площадью кв.м, на кадастровом плане территории. Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка, по адресу: г. <адрес>, <адрес>, площадью кв.м, на кадастровом плане территории. Обязать Департамент капитального строительства г.Севастополя рассмотреть вопрос о согласовании образования земельного участка по адресу: г.<адрес>, <адрес>, площадью кв.м, из земель, находящихся в государственной собственности города Севастополя, при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В обоснование исковых требований истец ссылается на незаконность и необоснованность решения Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе ему в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. <адрес>. <адрес>, площадью кв.м, на кадастровом плане территории. Указывает на то, что отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на строения, расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения, не входит в перечень оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке завершения оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик - Департамент капитального строительства г. Севастополя в судебное заседание не явился, предоставил суду письменные возражения, в которых считает исковые требования к Департаменту капитального строительства г. Севастополя не подлежащими удовлетворению, поскольку права административного истца в спорных правоотношениях Департаментом капитального строительства г.Севастополя не нарушены, просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента капитального строительства г. Севастополя.

Ответчик – Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя предоставил в суд ходатайство о приобщении к материалам административного дела испрашиваемых судом документов, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, доказательств подтверждающих уважительность причин неявки в судебное заседание суду не предоставил.

В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части второй статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из анализа вышеуказанных положений следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Изучив по имеющимся в деле материалам доводы лиц, участвующих в деле, оценив доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Решением <адрес> городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О даче согласия гр. ФИО1 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью, 0,048 га, расположенного по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)» дано согласие ФИО1 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,048 га, расположенного по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), а также обязано его разработать через соответствующее лицензированное землеустроительное предприятие и предоставить в городской Совет проект землеустройства по отводу земельного участка, в составе которого предусмотреть ограничение использования земельного участка согласно ст. 111 Земельного кодекса Украины.

Через МФЦ, расположенный по адресу <адрес>, г.<адрес>, под запись от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченный доверенностью ФИО1 представитель ФИО3 обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) от имени доверителя ФИО1 с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью кв.м, по адресу: г.<адрес>, <адрес>, на кадастровом плане территории.

В приложении к заявлению в Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя вх. № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлены: копия паспорта гражданина Российской Федерации на имя ФИО1; паспорт гражданина РФ Российской Федерации на имя ФИО3; нотариально удостоверенная доверенность ФИО1а, предоставляющая полномочия представителю ФИО3- от ДД.ММ.ГГГГ; решение <адрес> городского совета от ДД.ММ.ГГГГ о даче ФИО1 согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,048 га, расположенного по адресу: г.<адрес>, <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек; схема расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории; устав Товарищества ТСН «СНТ «<данные изъяты>»; справка о том, что ФИО1 является членом ТСН «СНТ «<данные изъяты>» с 2006 года и на праве членства занимает земельный участок, площадью 0,048 га, по адресу: <адрес>, г. <адрес>; лист записи ЕГРЮЛ в отношении ТСН «СНТ «<данные изъяты>»; свидетельство о постановке ТСН «СНТ «<данные изъяты>» на учет в налоговом органе; выписка з ЕГРЮЛ в отношении ТСН «СНТ «<данные изъяты>»; членская книжка ОК «<данные изъяты>» индивидуальных застройщиков «<данные изъяты>»; свидетельство о постановке ТСН «СНТ «<данные изъяты>»; проект землеустройства по отводу земельного участка по <адрес>, г.<адрес>, изготовленный в 2013 году <адрес> филиалом государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра» Государственного агентства земельных ресурсов Украины.

Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении государственной услуги по заявлению ФИО1 вх. № от ДД.ММ.ГГГГ (МФЦ <адрес>, запись от ДД.ММ.ГГГГ) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. <адрес>. <адрес>, площадью кв.м.

Принятое решение от ДД.ММ.ГГГГ Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя обосновал тем, что в составе предоставленных с заявлением материалов отсутствуют сведенья о принадлежности строения (сооружения), расположенного на испрашиваемом земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения, что не позволяет сделать вывод о соблюдении п. 7 ст. 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон), законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии с п. 1.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

На основании ч. 1 ст. 12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.

Часть 2 ст.12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» устанавливает, что предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», проведение кадастровых работ, осуществляется за счет граждан и юридических лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок в соответствии с настоящей статьей.

Частью 5 ст. 12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» предусмотрено, что порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.

Частью 6 ст. 12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС установлено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статей является: нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.

Правилами части 7 ст. 12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка Предоставления в собственность гражданам земельных участков, расположенных в границах города Федерального значения Севастополя, в отношении которых до ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о разрешении на разработку документации по землеустройству» установлено, что предоставление земельных участков юридическим и физическим лицам в собственность, в аренду на основании ст. 12 Закона города Федерального значения Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» при отсутствии утвержденной в установленном порядке схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемого земельного участка не допускается.

Пунктом 10 Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству» утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП (с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что при наличии обстоятельств, указанных в части 6 ст. 12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ ЗС «Об особенностях регулирования земельных и имущественных отношений на территории г.Севастополя», уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждения схемы.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения, за исключением образования земельного участка, предоставление которого осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» является основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории на наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

По смыслу вышеуказанных норм следует, что отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения не входит в перечень оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории на наряду с основаниями, предусмотренными частью 6 ст. 12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об особенностях регулирования земельных и имущественных отношений на территории г.Севастополя», который регулирует специальный порядок завершения оформления права на земельные участки на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя и на эти правоотношения не распространяет свое действие Закон города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».

В соответствии с п. 2.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденного Департаментом по имущественным и земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ-РДЗ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ-РДЗ, от ДД.ММ.ГГГГ-РДЗ, от ДД.ММ.ГГГГ-РДЗ, от ДД.ММ.ГГГГ-АР) ответственным органом исполнительной власти за предоставление государственной услуги является Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

При предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с МФЦ, Управлением государственной регистрации права и кадастра по г. Севастополю (далее – Севреестр), Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя.

Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя согласно пункту 3.26 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, согласовывает образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, обеспечивает подготовку и рассмотрение землеустроительной документации в пределах полномочий.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. <адрес>, <адрес>, площадью кв.м, по заявлению ФИО1 вх. № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, нарушает права административного истца, в связи с чем, исковые требования к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя подлежат удовлетворению.

Административным истцом не доказано совершения действий и принятия решений Департаментом капитального строительства г. Севастополя об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. <адрес>, <адрес>, площадью кв.м, в связи с чем суд пришел к выводу, что исковые требования к Департаменту капитального строительства г.Севастополя не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ с административного ответчика -Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по делу, связанные с оплатой государственной пошлины при обращении с настоящим иском суд в размере 300, 00 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. <адрес>, <адрес>, площадью кв.м, на кадастровом плане территории.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка, по адресу: по адресу: г. <адрес>, <адрес>, площадью кв.м, на кадастровом плане территории.

В удовлетворении требований к Департаменту капитального строительства г. Севастополя - отказать.

Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий по делу

судья /подпись/ О.В. Гавура

Копия верна:

Решение не вступило в законную силу

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя О.В. Гавура