26RS0020-01-2022-001754-13
№2а – 1225/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кочубеевское 07 сентября 2022 года
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Шереметьевой И.А.,
при секретаре судебного заседания Ращупкиной О.С.,
с участием административного истца Скидана В.В., принимающего участие посредством видеоконференц-связи,
представителя административных ответчика МВД РФ, ГУ МВД РФ по СК, ОМВД России «Кочубеевский» в лице Игонькиной О.Н., действующей на основании доверенностей и диплома,
представителя административного ответчика ОМВД России «Кочубеевский» в лице Лукъянец К.А., действующего на основании доверенности и диплома,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Скидан В.В. к отделу МВД России «Кочубеевский», Главному Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании действий незаконными, возложении обязанности устранения допущенных нарушений за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания ОВД,
УСТАНОВИЛ:
Скидан В.В. обратился в суд с административным иском к отделу МВД России «Кочубеевский» о признании действий незаконными, возложении обязанности устранения допущенных нарушений за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания ОВД.
В обоснование административного искового заявления сослался на то, что в отношении него была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, будучи осужденным по другому приговору, он, находясь в ИВС отдела МВД России «Кочубеевский», ДД.ММ.ГГГГ обратился к начальнику отдела о совершении телефонного звонка. В ответ на его обращение, начальником отдела ОМВД «Кочубеевский» было разъяснено, что он лишен возможности реализовать свои права на телефонные звонки, в виду отсутствия технической возможности. Полагает, что при таких обстоятельствах нарушен ряд конституционных положений, закрепленных в ст. 2, 15, 17, 18, 19, 21, 23, 45, 48, 55 Конституции РФ, выраженных в том, что государство в лице ОМВД РФ «Кочубеевское», пренебрегая взятыми на себя обязательствами по охране прав граждан независимо от их социальной принадлежности, ущемляет в праве на звонки, включая разговоры с адвокатом, ссылаясь при этом на отсутствие технической возможности. Конституционный суд в своих решениях неоднократно подчеркивал, что «Задачи одной только рациональной деятельности органов государственной власти не могут служить оправданием ограничения прав граждан». В отношении него была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, а в ИВС он находился будучи осужденным. Иные лица, содержащиеся в ИВС, осуществляли звонки в вечерний период времени. Лишение его возможности осуществлять телефонный разговор с адвокатом существенным образом влияет на участие в уголовном судопроизводстве, где решается такой важный вопрос как свобода. Полагает, что разрешить данный вопрос возможно путем установки в ИВС с. Кочубеевское таксофона.
Просит суд для исключения нарушений условий содержания в изоляторе временного содержания ОВД, обязать ОМВД РФ «Кочубеевское» инициировать процедуру в соответствии с регламентом по формированию бюджета на следующий финансовый год и заложить денежные средства на закупку и установку таксофона в ИВС.
Определением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю, МВД РФ.
В судебном заседании административный истец Скидан В.В. поддержал административные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме, поскольку находясь в ИВС он имел статус осужденного, и в силу своего статуса имел право на телефонные звонки.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ОМВД России «Кочубеевский», ГУ МВД РФ по СК, МВД РФ в лице Игонькиной О.Н. возражала против удовлетворения административных исковых требований, просила в удовлетворении требований Скидана В.В. отказать, в обоснование указала, что административное исковое заявление подано с нарушением требований п.1, п.2, п.З, п.9 ч.2 ст.125 КАС РФ, п.2 ч.1 ст.126 КАС РФ. Согласно п.18 Положения об Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кочубеевский» (ред.14.09.2021г.), Отдел МВД России «Кочубеевский» является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения; имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; выступает истцом и ответчиком в суде. Самостоятельные требования к МВД России и ГУ МВД России по Ставропольскому краю административными истцом не предъявлены, действия (бездействия) МВД России и ГУ МВД России по Ставропольскому краю в рассматриваемом споре не обжалуются, в связи с чем МВД России и ГУ МВД России по Ставропольскому краю являются ненадлежащими административными ответчиками по рассматриваемому спору, в связи с чем подлежат исключению из состава административных соответчиков.
Также пояснила, что изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, в изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета ( статьи 7 и 9 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Перечень прав подозреваемых и обвиняемых содержится в статье 17 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон №103- ФЗ). В соответствии с п. 6 ч.2 ст.17 Закона №103-Ф3 - подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют также право на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится место содержания под стражей.
В соответствии со статьей 16 Закона №103-Ф3, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с п.194 - 197, п.199 - 200 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022г. №110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы».- «194. Подозреваемому или обвиняемому телефонные разговоры с родственниками или иными лицами предоставляются администрацией СИЗО при наличии технических возможностей на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда. 195. В письменном разрешении на предоставление телефонного разговора, заверенном гербовой печатью соответствующего органа или суда, должно быть указано, кому и с какими лицами он предоставляется, адрес их места жительства и номер телефона абонента. Разрешение действительно только на один телефонный разговор. 196. Телефонный разговор предоставляется по письменному заявлению подозреваемого или обвиняемого, или по заявлению, оформленному им с помощью информационного терминала (при его наличии и технической возможности), в течение пяти рабочих дней со дня поступления в СИЗО письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда, за исключением случаев, когда у подозреваемого или обвиняемого отсутствуют денежные средства на лицевом счете или он отказался от телефонного разговора либо убыл из СИЗО. 197. В заявлении подозреваемого или обвиняемого на предоставление телефонного разговора с абонентом указываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, а также язык, на котором будет вестись телефонный разговор. 196. Телефонные разговоры подозреваемых и обвиняемых проводятся под контролем сотрудников СИЗО в специально оборудованном для этих целей помещении. 200. Телефонный разговор прослушивается сотрудниками СИЗО, о чем перед его началом информируются подозреваемый или обвиняемый и его абонент. При необходимости перевода разговора на государственный язык Российской Федерации приглашается переводчик.»
Приказом МВД России от 22.11.2005г. №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» не предусмотрено предоставление содержащимся в ИВ С подозреваемых и обвиняемых телефонных разговоров.
Из вышеизложенных правовых норм следует, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений имеют право на телефонные разговоры только в условиях содержания в следственных изоляторах и тюрьмах. Следовательно, требования административного истца об обязании Отдела МВД России «Кочубеевский» инициировать процедуру по формированию бюджета на следующий финансовый год с заложением денежных средств на закупку и установку таксофона в ИВС Отдела МВД России «Кочубеевский» носят неправомерный характер, в связи с чем не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель административного ответчика ОМВД России «Кочубеевский» в лице Лукьянец К.А., возражал против удовлетворения административных исковых требований, просил в удовлетворении требований Скидана В.В. отказать.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы административного дела, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 103- ФЗ от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Согласно выписке из приговора Кочубеевского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГСкидан В.В. осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 228 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет. На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по настоящему приговору, частично присоединено неотбытое наказание, назначенное по приговору Промышленного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Мера пресечения в отношении Скидан В.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу, взят под стражу немедленно. Приговор не вступил в законную силу.
Как следует из материалов дела, ранее Скидан В.В. был осужден ДД.ММ.ГГГГ приговором Промышленного районного суда , по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УКРФ к 08 годам 06 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Скидан В.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю, неотбытая часть наказания на дату вынесения приговора ДД.ММ.ГГГГ составляла 2 года 1 месяц 24 дня.
В соответствии с ч. 2 ст. 77? УИК РФ при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
Постановлением судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ осужденный Скидан В.В. был переведен из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России подля участия в судебных заседаниях подсудимого по уголовному делу.
Согласно выписке из журнала учета лиц, содержащихся в ИВС Отдела МВД России «Кочубеевский» (инв. №, стр. 163, 164, 168), Скидан В.В. принимался в ИВС на основании постановлений р/с от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, числился за р/с ФИО6
Из заявления Скидан В.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он обращался к начальнику ИВС по вопросу разрешения телефонного звонка по прибытию.
В уведомлении на обращение Скидан В.В. начальник ОМВД России «Кочубеевский» со ссылкой на п. 6 ч. 2 ст. 17 ФЗ №103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» указал, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, имеют право на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда, однако ИВС Отдела МВД России «Кочубеевский» не располагает техническими возможностями, дающими осуществлять телефонные звонки лицам, содержащимся под стражей. Скидан В.В. разъяснено, что он может обжаловать принятое решение в соответствии с ч. 4 ст. 5 ФЗ № 59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ».
Согласно ст. 7 и 9 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, в изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета.
Перечень прав подозреваемых и обвиняемых содержится в статье 17 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон №103- ФЗ).
В соответствии с п. 6 ч.2 ст.17 Закона №103-Ф3 подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют также право на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится место содержания под стражей.
В соответствии со статьей 16 Закона №103-Ф3, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с п.194 - 197, п.199 - 200 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022г. №110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы».- «194. Подозреваемому или обвиняемому телефонные разговоры с родственниками или иными лицами предоставляются администрацией СИЗО при наличии технических возможностей на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда. 195. В письменном разрешении на предоставление телефонного разговора, заверенном гербовой печатью соответствующего органа или суда, должно быть указано, кому и с какими лицами он предоставляется, адрес их места жительства и номер телефона абонента. Разрешение действительно только на один телефонный разговор. 196. Телефонный разговор предоставляется по письменному заявлению подозреваемого или обвиняемого, или по заявлению, оформленному им с помощью информационного терминала (при его наличии и технической возможности), в течение пяти рабочих дней со дня поступления в СИЗО письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда, за исключением случаев, когда у подозреваемого или обвиняемого отсутствуют денежные средства на лицевом счете или он отказался от телефонного разговора либо убыл из СИЗО. 197. В заявлении подозреваемого или обвиняемого на предоставление телефонного разговора с абонентом указываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, а также язык, на котором будет вестись телефонный разговор. 199. Телефонные разговоры подозреваемых и обвиняемых проводятся под контролем сотрудников СИЗО в специально оборудованном для этих целей помещении. 200. Телефонный разговор прослушивается сотрудниками СИЗО, о чем перед его началом информируются подозреваемый или обвиняемый и его абонент. При необходимости перевода разговора на государственный язык Российской Федерации приглашается переводчик.»
Приказом МВД России от 22.11.2005г. №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» не предусмотрено предоставление содержащимся в ИВС подозреваемых и обвиняемых телефонных разговоров.
Из вышеизложенных правовых норм следует, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений имеют право на телефонные разговоры только в условиях содержания в следственных изоляторах и тюрьмах. Утверждение административного истца, что находясь в ИВС он имел статус осужденного, и в силу своего статуса имел право на телефонные звонки, ошибочно, поскольку Скидан В.В. был этопирован в ИВС для участив в судебном заседании Кочубеевского районного суда Ставропольского края в качестве подсудимого по уголовному делу.
Таким образом, доводы осужденного Скидан В.В., изложенные в административном исковом заявлении о нарушениях со стороны Отдела МВД России по Кочубеевскому району не нашли своего подтверждения и опровергаются установленными судом фактическими обстоятельствами. Доказательств обратного административным истцом представлено не было и судом не установлено.
Следовательно, требования административного истца об обязании Отдела МВД России «Кочубеевский» инициировать процедуру по формированию бюджета на следующий финансовый год с заложением денежных средств на закупку и установку таксофона в ИВС Отдела МВД России «Кочубеевский» носят неправомерный характер, в связи с чем не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Скидан В.В. к отделу МВД России «Кочубеевский», Главному Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании действий незаконными, возложении обязанности устранения допущенных нарушений за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания ОВД, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд Ставропольского края в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2022 года.
Судья И.А. Шереметьева