ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1225/2022 от 27.04.2022 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело №2а- 1225/2022

61RS0002-01-2022-001560-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2022 года город Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Дубовик О.Н.

при секретаре судебного заседания Лапшиной В.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России №24 по Ростовской области к Р о взыскании недоимки,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Р о взыскании недоимки, указав в обоснование на следующее.

На налоговом учёте в Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области состоит в качестве налогоплательщика Р и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса РФ обязан уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п.1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными с иными налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл.26.2 НК РФ. В соответствии со ст.346.12. НК РФ В соответствии со ст. 346.12. НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл.26.2 НК РФ. В соответствии со ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. В соответствии со ст. 346.21 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Индивидуальный предприниматель Р снят с учета ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается выпиской из ЕГРИП. Требованием должнику было предложено уплатить задолженность. В добровольном порядке указанное требование не исполнено.

В соответствии со статьей 3 Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 01.01.2010 г. по 31.12.2016 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязателъ пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральными законами от 03.07.2016г. № 243- ФЗ « О внесении изменений в первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочие администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицин^ страхование» и от 03.07.2016г. № 250- ФЗ « О внесении изменений в части первую и BTOIJ Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное медицинское страхование» установлено, что с 1 января 2017 года полномочия администрированию страховых взносов возлагаются на налоговые органы.

Согласно п. 1 ст. 419 главы 34, "Налогового кодекса Российской Федерации (ч вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Плательщиками страховых взносов (д в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователя: соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социаль страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим ли организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющ индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвок медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляю оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установлен законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В случае прекращения деятельности страхователей в установленном порядке до декабря текущего года фиксированный платеж, подлежащий уплате в текущем го уплачивается за фактический период деятельности не позднее даты ее прекращения.

Должник в качестве индивидуального предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ прекратил деятельность.Требованием от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ должнику было предложено уплатить взносы и пени по упл страховых взносов. В добровольном порядке указанное требование не исполнено.

Согласно п.1 ст. 48 Налогового кодекса РФ «В случае неисполнения налогоплательщик (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющи: индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штра налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбор страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налоп сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскан?: налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежны средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежны средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налоп сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настояше статьей».

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органе (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (п.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №5 Железнодорожном судебной района г. Ростова-на-Дону было вынесено определение об отказе в принятии заявления взыскании судебного приказа.

В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный федеральны» законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенны срок может быть восстановлен. Заявление о вынесении судебного приказа в отношени Р было направлено в мировой суд своевременно, однако, Мировым судьей было вынесено Определение об отказе в принятии заявления.

В связи с необходимостью проверки налоговым органом расчетов задолженности по ущественным налогам и для подготовки пакета документов для направления в суд суммы. алолженности, для направления в адрес административного ответчика копии иска для дтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования административного спора, -алоговому органу потребовалось определенное время.

На основании изложенного административный истец просит суд взыскать с Р, ИНН недоимки по:

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2018 в размере 2276.34 руб., пеня в размере 122.99 руб.

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог за 2018 в размере 10346.84 руб., пеня в размере 565.84 руб.

- Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: пеня в размере 2918.55 руб.

на общую сумму 16230.56 рублей..

Восстановить пропущенный срок подачи пакета документов для взыскания задолженности.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, об отложении судебного разбирательства суд не просил.

Административный ответчик Р в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался судом надлежащим образом, однако, судебные извещения возвращены без вручения адресату по причине истечения срока хранения.

Согласно п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации уведомления, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В силу п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 23.06.2015 года «О применении судами положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).

Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

На основании п. 68 того же Постановления Пленума Верховного Суда РФ статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 6 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» каждый человек имеет право на разбирательство его дела в суде в разумный срок.

По указанным основаниям дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации).

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

На основании пунктов 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законом установленные налоги.

В соответствии с п.1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными с иными налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл.26.2 НК РФ.

В соответствии со ст. 346.12. НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения обложения и применяющие ее в порядке, установленном гл.26.2 НК РФ.

В соответствии со ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии со ст. 346.21 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

В соответствии с п.1 ст. 346.23. по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании пункта 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Соответственно, по смыслу действующего законодательства юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинается с даты истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, а также с даты принятия определения об отмене судебного приказа.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012г. №479-О-О).

Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области Р было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налогоплательщику было предложено уплатить недоимку до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налогоплательщику было предложено уплатить недоимку до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налогоплательщику было предложено уплатить недоимку до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налогоплательщику было предложено уплатить недоимку до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налогоплательщику было предложено уплатить недоимку до ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что МИФНС №24 по Ростовской области обращалось в суд за принудительным взысканием недомки по страховым взносам.

Согласно требованию МИФНС России № 24 по РО от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения требования об уплате налога – ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения требования об уплате налога – ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения требования об уплате налога – ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения требования об уплате налога – ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения требования об уплате налога – до ДД.ММ.ГГГГ, заявление о вынесении судебного приказа поступило мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, то есть заявление о взыскании недоимки подано налоговым органом в суд по истечении установленного шестимесячного срока подачи заявления, в связи с чем, в силу п.5 ч.1 ст. 128 КАС РФ, определением мирового судьи судебного участка №5 Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в принятии заявления МИФН России №24 по РО о взыскании штрафа с Р

В силу ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Пропуск срока подачи административного искового заявления является основанием для отказа в его удовлетворении.

МИФНС России №24 по Ростовской области подано ходатайство о восстановлении пропущенного для подачи иска срока, мотивированное необходимостью времени для проверки налоговым органом расчетов задолженности по обязательным платежам и для подготовки пакета документов для направления в суд суммы задолженности, для направления в адрес административного ответчика копии иска для подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования административного спора.

Разрешая данное ходатайство, суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) для совершения всех необходимых действия как для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, так и с настоящим иском в суд. Тем более, что МИФНС России № 24 по Ростовской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны процессуальные правила обращения в суд как с заявление о вынесении судебного приказа, так и с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность подачи заявления о вынесении судебного приказа в максимально короткий срок с момента окончания установленного требованием срока уплаты штрафа, материалы дела не содержат.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Анализируя приведенные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства МИФНС России № 24 по Ростовской области о восстановлении срока на обращение с настоящим иском в суд, поскольку при проявлении достаточной меры заботливости административный истец не был лишен возможности обратиться как с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с настоящим административным иском в установленный срок.

Приведенные в ходатайстве административного истца обстоятельства не свидетельствуют о наличии каких-либо объективных препятствий для подачи в суд административного иска в установленный законом срок.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в вязи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Учитывая, что убедительных аргументов в подтверждение уважительности пропуска срока обращения в суд с настоящим иском административным истцом не приведено и соответствующих доказательств не представлено, суд приходит к выводу об отказе в восстановлении срока на обращение в суд, и, как следствие, об отказе в удовлетворении административных исковых требований МИФНС России №24 по Ростовской области к Р о взыскании недоимки.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований МИФНС России №24 по Ростовской области о взыскании с Р о взыскании недоимки - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.