ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1226/20 от 13.07.2020 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 2а-1226/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2020 года город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Чуряева А.В.,

при секретаре Рохлиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области и к Правительству Орловской области о признании незаконным бездействия по проведению территориального охотустройства,

установил:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области и к Правительству Орловской области о признании незаконным бездействия по проведению территориального охотустройства. В обоснование заявленных требований указано, что действующим законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов предусмотрена обязанность составления на территории субъекта Российской Федерации такого документа территориального охотустройства, как схема размещения, использования и охраны охотничьи угодий. В Орловской области это полномочие возложено на Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области, а в полномочия Правительства Орловской области входит утверждение этой схемы. Между тем, несмотря на эти обязанности, в Орловской области подобная схема не составлена и не утверждена, в связи с чем Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой в адрес правопредшественника Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области неоднократно вносились соответствующие представления, оставленные без исполнения. Исходя из этого, прокурор с учетом уточнений административных исковых требований просит суд признать незаконным бездействие Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области по ведению территориального охотустройства и составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области, обязать Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в силу обеспечить составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области в соответствии с действующим законодательством, представить данную схему Правительству Орловской области для утверждения, а также обязать Правительство Орловской области утвердить данную схему в течение одного месяца со дня представления ее для утверждения Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент финансов Орловской области.

Орловский природоохранный межрайонный прокурор Булгакова И.П. и ее помощник ФИО1 в судебном заседании поддержали заявленные уточненные административные исковые требования, просили их удовлетворить.

Представители административных ответчиков Правительства Орловской области по доверенности ФИО2 и Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании, не оспаривая возложенных на данные органы обязанностей по составлению и утверждению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области, возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований, ссылаясь на отсутствие финансирования для исполнения данной обязанности. Кроме этого, представитель административного ответчика Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области полагала невозможным удовлетворение требования о признании незаконным бездействия данного административного ответчика, поскольку этим административным ответчиком неоднократно предпринимались меры по получению финансирования для составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области.

Заинтересованное лицо Департамент финансов Орловской области, извещенное о дате и месте судебного заседания, в суд своих представителей после перерыва в судебном заседании не направил.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства регулируются положениями Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из статьи 39 указанного Федерального закона следует, что а целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство (часть 1).

Территориальное охотустройство направлено на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации (часть 2).

Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (часть 3).

В схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов (часть 4).

К схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий (часть 5).

Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 8).

Состав и структура схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, порядок ее составления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9).

Порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требования к составу и структуре схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГ№***.

Из утвержденного названным приказом Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации следует, что составление схемы осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (пункт 4), а ее утверждение осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 5).

Схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления Схемы и отражающих реальное состояние экосистем (пункт 7).

Отдельные отношения в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Орловской области, а также полномочия органов государственной власти Орловской области в данной сфере, порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях на территории Орловской области установлены положениями Закона Орловской области от 7 апреля 2016 г. № 1932-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Орловской области».

Из статьи 5 данного Закона Орловской области следует, что Правительство Орловской области утверждает схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области.

Из Положения о Департаменте надзорной и контрольной деятельности Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 21 октября 2015 г. № 475, следует, что данный орган является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим среди прочего функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции в сфере охраны, надзора и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания (в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов).

Из пункта 7 данного Положения следует, что одним из полномочий Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области является организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира, в том числе организация и осуществление сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Из приведенных правовых норм федерального и регионального законодательства следует, что полномочия по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области возложены на Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области, а по ее утверждению – на Правительство Орловской области.

Представители сторон с таким толкованием правовых норм согласились, представители административных ответчиков не оспаривали наличие у них названных полномочий.

Между тем из пояснений представителей сторон в судебном заседании следует, что схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области не разработана и не утверждена.

Неисполнение указанными органами возложенных на них обязанностей влечет возникновение споров между участниками охотничьих правоотношений, что подтверждается пояснениями представителей сторон со ссылкой на региональную судебную практику.

В связи с этим суд соглашается с прокурором в том, что со стороны Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области имеется незаконное бездействие, связанное с неисполнением возложенной на него обязанности по составлению указанной схемы.

Ссылку представителей административных ответчиков на отсутствие финансирования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области для исполнения возложенной на него обязанности суд отклоняет, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о возможности органов власти не исполнять возложенные на них публичные обязанности.

На вывод суда о бездействии Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области не влияет и то, что названный Департамент на протяжении последних нескольких лет направлял в Департамент финансов Орловской области и Губернатору и Председателю Правительства Орловской области запросы о предоставлении финансирования для составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области, поскольку направление таких запросов не свидетельствует о принятии Департаментом всех соответствующих исчерпывающих мер для получения средств бюджета на эти расходы, а также для составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области из иных источников.

Таким образом, суд считает возможным удовлетворить заявленное административное исковое требование прокурора о признании незаконным бездействия Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области по несоставлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области, а также возложить на этот Департамент обязанность обеспечить составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области и представить ее для утверждения Правительству Орловской области.

Прокурор в административном иске просит суд указать об исполнении указанной обязанности в течение пяти месяцев с даты вступления в силу решения суда. Между тем каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих возможность составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области в данный период времени прокурор суду не представил, несмотря на то, что данный вопрос был поставлен на обсуждение судом.

Напротив, из представленных административным ответчиком Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области документов следует, что ими запрашивались коммерческие предложения по стоимости размещения указанной схемы.

Например, из письма <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ следует, что составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации предполагает выполнение следующих работ: сбор, оценку и структурирование данных об охотничьих угодьях; проведение инвентаризации и оценки качестве среды обитания охотничьих ресурсов; корректировка границ охотничьих угодий; создание тематического картографического материала на территорию региона; преобразование всех имеющихся документов в цифровой вид; разработка прикладного программного обеспечения для автоматизированного управления процессами и т.п.

Из письма <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ следует, что срок выполнения данных работ составит не менее 12 месяцев.

Возражая против представленных документов, прокурор указывал, что часть из указанных <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ работ Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области уже выполнена, что сократит период времени на подготовку указанной схемы.

Однако суд принимает во внимание, что кроме приведенных выше работ, непосредственно связанных с составлением схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области, исполнение возложенной на Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области предполагает выделение необходимого финансирования, а также поиск лица, который будет осуществлять выполнение работ по составлению схемы, в рамках конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что также требует достаточно значительных временных затрат.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что сторонами не представлено суду иных доказательств, которые бы указывали на необходимый период времени для составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области, суд считает возможным установить для административного ответчика Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области срок для исполнения решения суда в один год с момента вступления в силу настоящего решения суда.

Из заявленных административных исковых требований следует, что прокурор также просит суд признать незаконным бездействие Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области по ведению территориального охотустройства. Однако доказательств неисполнения Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области своих обязанностей в рамках территориального охотустройства, кроме неисполнения обязанности по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области, прокурором суду не представлено, в связи с чем суд считает данное административное исковое требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Кроме этого, прокурор просит суд возложить на Правительство Орловской области обязанность утвердить схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области в течение одного месяца со дня представления ее для утверждения Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области.

Однако из статей 4 и 218 КАС РФ следует, что право на судебную защиту возникает лишь в случае нарушения или оспаривания прав, свобод и законных интересов граждан, организаций или иных лиц.

Между тем суду не представлено доказательств того, что Правительство Орловской области уклоняется от исполнения возложенной на него обязанности по утверждению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области.

При этом защиту на случай предполагаемого нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, организаций или иных лиц суд не осуществляет.

Исходя из этого, заявленные к административному ответчику Правительству Орловской области административные исковые требования суд считает необходимым оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 226-227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лица к Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области и к Правительству Орловской области о признании незаконным бездействия по проведению территориального охотустройства удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области по несоставлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области.

Обязать Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области в течение одного года с момента вступления в силу решения суда обеспечить составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области и представить ее для утверждения Правительству Орловской области.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Судья А.В. Чуряев

Решение в окончательной форме изготовлено 17 июля 2020 г.