ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1226/22 от 02.06.2022 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

61RS0002-01-2022-001468-77 Дело № 2а- 1226/22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 июня 2022 года

Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Губачевой В.А.,

при секретаре Мыкыртычян А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело, возбужденное по административному иску ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по РО к ОСП по ВАШ по , УФССП России по РО об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ

ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по РО обратилось в суд с административным иском к ОСП по ВАШ по б освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование своих требований указали, что 24.012022 г. постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по работе с ЮЛ по возбуждено исполнительное производство 19505/22/61085-ИП на основании исполнительного документа ФС от ДД.ММ.ГГГГ об обязании ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по в течение шести месяцев со дня вступления решения в силу совершить следующие действия: провести предварительные и периодические медицинские осмотры рабочих, допущенных к работе с вредными производственными факторами; в соответствии со ст. 2014 УИК РФ, ст. 24, 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, п. 5.1, 5.5, 5.6, 6.2 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 и п. 2.8 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 участок по производству термосов оборудовать механической приточновытяжной вентиляцией; обеспечить стены и пол покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, легко моющимися горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств; остеклить оконные проемы; провести лабораторные исследования в рамках производственного контроля. ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по были приняты меры по исполнению решения Железнодорожного районного суда суда , а именно: сокращены рабочие места и должности рабочих и служащих в учреждении, связанных с вредными производственными факторами; участок по производству термосов оборудован механической приточно-вытяжной вентиляцией, стены и пол покрыты влагостойкими материалами с гладкими поверхностями, легко моющимися горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств, оконные проемы остеклены; проведены лабораторные исследования в рамках производственного контроля. В целях исполнения данных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ выполнены услуги исполнителем ФБУЗ "Центр гигиены и

эпидемиологии в " на сумму 15957,00 руб. (бюджетные средства были использованы под отчет). Доведены средства дополнительного бюджетного финансирования в 2019 году по КБК 320 03 05 423 089 0049 244. Заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 25255,00 руб. Доведены средства дополнительного бюджетного финансирования в 2020 году по КБК 320 0305 423 019 0049 244. Заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 25177,95 руб. Доведены средства дополнительного бюджетного финансирования в 2021 году по КБК 320 0305 423 019 0049 244. Заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 12722,55 руб. Доведены средства дополнительного бюджетного финансирования в 2021 году по КБК 320 0305 423 019 0049 244. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП по об окончании исполнительного производства . ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по поступило постановление от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя ОСП по работе с ЮЛ по УФССП по о возбуждении исполнительного производства -ИП о взыскании исполнительского сбора. Исполнительский сбор согласно постановлению составил 50 000 рублей. Согласно Уставу ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает ФИО1. На исполнения требований решения Железнодорожного районного суда суда , денежные средства не выделялись в полном объеме, в связи с чем ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по неоднократно обращалось в Железнодорожный районный суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, которые были удовлетворены.

Административный истец просит суд освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятидесяти) тысяч рублей ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по , вынесенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по работе с ЮЛ ФИО4

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассматривать дело без их участия.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по работе с ЮЛ ФИО4 в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело без его участия, представил отзыв, в котором не возражал, против удовлетворения требований.

Представитель административного ответчика УФССП России по РО в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

В отношении неявившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 24.012022 г. постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по работе с ЮЛ по возбуждено исполнительное производство 19505/22/61085-ИП на основании исполнительного документа ФС от ДД.ММ.ГГГГ предмет исполнения: обязании ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по в течение шести месяцев со дня вступления решения в силу совершить следующие действия: провести предварительные и периодические медицинские осмотры рабочих, допущенных к работе с вредными производственными факторами; в соответствии со ст. 2014 УИК РФ, ст. 24, 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, п. 5.1, 5.5, 5.6, 6.2 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 и п. 2.8 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 участок по производству термосов оборудовать механической приточновытяжной вентиляцией; обеспечить стены и пол покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, легко моющимися горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств; остеклить оконные проемы; провести лабораторные исследования в рамках производственного контроля.

ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по были приняты меры по исполнению решения Железнодорожного районного суда суда , а именно:

- сокращены рабочие места и должности рабочих и служащих в учреждении, связанных с вредными производственными факторами;

-участок по производству термосов оборудован механической приточно-вытяжной вентиляцией,

- стены и пол покрыты влагостойкими материалами с гладкими поверхностями, легко моющимися горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств,

- оконные проемы остеклены;

- проведены лабораторные исследования в рамках производственного контроля. В целях исполнения данных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ выполнены услуги исполнителем ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в " на сумму 15957,00 руб. при этом бюджетные средства были использованы под отчет.

Доведены средства дополнительного бюджетного финансирования в 2019 году по КБК 320 03 05 423 089 0049 244. Заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 25255,00 руб.

Доведены средства дополнительного бюджетного финансирования в 2020 году по КБК 320 0305 423 019 0049 244. Заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 25177,95 руб.

Доведены средства дополнительного бюджетного финансирования в 2021 году по КБК 320 0305 423 019 0049 244. Заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 12722,55 руб.

Доведены средства дополнительного бюджетного финансирования в 2021 году по КБК 320 0305 423 019 0049 244.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП по об окончании исполнительного производства .

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по работе с ЮЛ по УФССП по о возбуждении исполнительного производства -ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по поступило постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий (часть 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (части 1, 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Из содержания вышеуказанных норм закона следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

В соответствии с требованиями ч.7 ст.47 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», в случае окончания исполнительного производства на основании п.1 ч.1 ст.46 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор и иные расходы, связанные с совершением исполнительных действий постановлением судебного пристава-исполнителя выделяются в отдельное исполнительное производство.

В силу пп.1 п.1 ст. 46 ФЗ-229 исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю: по заявлению взыскателя.

Согласно части 16 той же статьи Закона после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

В силу ч.7 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

В соответствии с пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от взыскания исполнительского сбора на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 ФЗ об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ).

Рассматривая доводы истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора, суд исходит из следующего.

Согласно Уставу ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает ФИО1.

Согласно п. 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утверждённого указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно- исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству, в связи с этим исправительная колония не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.

В соответствии с ст. 123.21, 123.22 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 145-ФЗ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 145-ФЗ «казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Одним из основных документов казенного учреждения, в строгом соответствии с которым осуществляется расходование бюджетных средств, является бюджетная смета.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 112н (далее - Приказ Минфина РФ N 112) (в редакции Приказа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 84н).

Учитывая вышеизложенное, причиной длительного исполнения требований решения Железнодорожного районного суда суда , являлось отсутствие денежных средств, которое не позволяло ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по , устранить все нарушения в установленный срок, так как в соответствии со статьей Бюджетного кодекса РФ и Распоряжения МЮ РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний» и порядка составлю утверждения и ведения бюджетных смет учреждений, их обособленных подразделений без юридического лица, осуществляющих полномочия по ведению бюджетного учета, и органом уголовно - исполнительной системы» казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, путем доведения до учреждения на исполнение обязательств по обеспечению выполнений функций учреждения на период одного финансового года.

На исполнения требований решения Железнодорожного районного суда суда , денежные средства не выделялись в полном объеме, в связи с чем ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по неоднократно обращалось в Железнодорожный районный суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, которые были удовлетворены.

Частью 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу- исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 6 ст. 112 указанного закона, должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора и при отсутствии установленных ГК Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112).

Как следует из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, по смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, в качестве уважительных причин -неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, делавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства г л рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по в ходе исполнения требований исполнительного документа предприняло все меры для надлежащего исполнения обязательства, при этом умысла и вины по несвоевременному исполнению решения суда судом не установлено.

При таком положении суд приходит к выводу об удовлетворении требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятидесяти) тысяч рублей ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по , вынесенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ по ФИО4

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья:

Решение принято в окончательной форме 12.06.2022 г.