ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1227/2022 от 18.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2а-1227/2022 (43RS0001-01-2022-000417-47)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 18 апреля 2022 года

Ленинский районный суд г. Кирова в составе судьи Ершовой А.А.,

при секретаре Савиной Т.С.,

с участием представителя административного истца Чебыкина И.Д.,

представителя административного ответчика Загребина К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ОАО «Российские железные дороги» к Горьковскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по железнодорожному транспорту о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Российские железные дороги» обратилось в суд с административным иском к Горьковскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по железнодорожному транспорту о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил. В обоснование иска указано, что 14.10.2021 заместителем начальника Загребиным К.В. по проведенной проверке выявлены нарушения санитарного законодательства и выдано предписание № 4 об устранении выявленных нарушений санитарных правил. 02.12.2021 решением начальника Горьковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по железнодорожному транспорту предписание оставлено без изменения, жалоба ОАО «РЖД» без удовлетворения. Считает данное предписание незаконным. Требования п. 1 необоснованны, поскольку возлагают на заявителя исполнение обязанностей в более короткие сроки, чем установлены законом. В соответствии с подпунктом «3» пункта 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2025 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2022 нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон, либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условия использования территории. Участок железнодорожного пути в района дома по адресу: г.Киров, мкр. Лянгасово, ул. Комсомольская, д. 10а, относится к I категории пути. Согласно Постановлению Госстроя РФ «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», жилая застройка должна быть отделена от железнодорожной линии и станции защитной зоной. Для железнодорожных линий I и II категорий указанное Постановление устанавливает размеры санитарно-защитной зоны не менее 150 м от станционных путей, считая от оси крайнего железнодорожного пути. Окончательный размер санитарно-защитной зоны до жилой застройки (санитарного разрыва от линии железной дороги) может быть установлен на основании расчета с последующим подтверждением его натурными измерениями и исследованиями по Правилам установления санитарно-защитных зон использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 и Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 25.09.2007 № 74. В соответствии с частью 14 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2011 № 342-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 01.01.2022 г. либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 01.01.2025 г. Принимая во внимание, что в настоящее время срок исполнения возложенных законом на владельца железнодорожных путей обязательств по установлению границ зоны с особыми условиями использования территории не истек, требования о выполнении данной обязанности в укороченные административным органом сроки установленный предписанием (до 01.12.2022) являются незаконными.

Требования пункта 2 предписания являются необоснованными, поскольку возлагают на заявителя обязанность устранить нарушения, допущенные при строительстве и эксплуатации здания, явившиеся причиной превышения предельно допустимого уровня шума. Жилое строение по адресу: г.Киров, мкр. Лянгасово, ул. Комсомольская, д. 10а имеет год постройки дома 1993 г. Следствием превышения исследуемых показателей могло явиться несоблюдение при строительстве требований строительных норм и правил с учетом находящихся в непосредственной близости ж/д путей, введенных в эксплуатацию с 1947 по 1949 г.г. Следовательно, вышеуказанный жилой дом был построен с нарушением установленных строительных норм и правил, нарушение которых и привело к превышению предельно-допустимого уровня шума. В соответствии пунктом 8.20 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Аналогичные нормативы санитарно-защитных зон устанавливались нормативно-правовыми актами, действовавшими ранее. Исходя из приведенных норм, обязательными для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами являются санитарные правила и гигиенические нормативы, сфера действия которых распространяется на осуществляемую данными лицами деятельность. Согласно материалам дела строительство, эксплуатация либо реконструкция жилых домов, расположенных вдоль железнодорожных путей истцом не осуществлялась. Сама по себе деятельность общества по осуществлению перевозок железнодорожным транспортом противоправной не является. Факт нарушения ответчиком санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к эксплуатации транспорта, в частности, железнодорожного транспорта, в ходе проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания надзорным органом не устанавливался и документально не подтвержден. Требования ответчика, изложенные в предписании, являются необоснованными и незаконными, поскольку возлагают на ОАО «РЖД» обязанности, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Выполнение указанных в оспариваемом предписании требований влечет за собой необоснованные финансовые затраты в значительном размере, что негативно отразиться на предпринимательской и экономической деятельности ОАО «РЖД». Факт превышения в жилых комнатах квартир № 7, № 11, 32 жилого дома № 10А по ул. Комсомольской, мкр. Лянгасово г. Кирова и вблизи от него предельно допустимого уровня шума, не является безусловным доказательством осуществления истцом деятельности с нарушением санитарных норм и правил, регулирующих такую деятельность. Превышение допустимых показателей уровней шума по вине административного истца в вышеуказанных жилых помещениях не установлено, такое превышение может являться следствием несоблюдения строительных норм и правил, не обеспечения надлежащей звукоизоляции жилого помещения, применения материалов, усиливающих шумовое воздействие. Данные обстоятельства ответчиком при проведении проверки и вынесении обжалуемого предписания не устанавливались. Из имеющихся в материалах дела документов (протоколы измерения шума) следует, что расстояние от дома до железнодорожных путей очевидно меньше того, которое предусмотрено действующим законодательством. Доказательства того, что нарушение санитарной защитной зоны произведено при возведении данной железнодорожной ветки, в материалах дела отсутствуют. Сведений о том, что строительство жилого объекта предшествовало размещению и введению в эксплуатацию железнодорожных путей, также в материалах дела отсутствуют. Просит признать незаконным и отменить предписание заместителя начальника Горьковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по железнодорожному транспорту от 14.10.2021 № 4, обязать административного ответчика возместить судебные расходы.

Определением суда к участию в деле привлечены в качестве соответчика Масленникова Е.В., заинтересованных лиц ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», администрация МО «Город Киров».

В судебном заседании представитель административного ответчика Чебыкин И.Д. поддержал изложенное в исковом заявлении, на исковых требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика по доверенности Загребин К.В. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал письменные возражения и дополнения к возражениям.

Административный ответчик Масленникова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Представитель заинтересованного лица ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Представитель заинтересованного лица администрация МО «Город Киров» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие.

Допрошенная в судебном заседании эксперт Хлебникова Я.А. пояснила, что проводила измерения в рамках проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по железнодорожному транспорту. Предметом измерения являлись замеры уровня шума от железнодорожного транспорта, определялись фоновые шумы. Бытовые приборы при замерах были отключены. Замеры проводили в более позднее время. Дом 10а стоит по ул. Комсомольской пос. Лянгасово, которая является не центральной и малопроезжей, и в данный период времени практически нет транспорта. Фоновый шум - это часть общего шума при исключении основного источника. В данном случае железнодорожный транспорт - основной источник шума. Транспортные шумы, громкоговоритель входили в фоновые шумы, железнодорожный шум отключили. По точке № 1 схемы 35.10 дцб - это фоновый шум. Основной вклад в превышения шума вносила железная дорога, а не фоновый шум. Все замеры произведены в жилых помещениях. На прилегающей к дому территории, замеры не проводились. Превышение уровня шума, установленного ГОСТом 55182-212, не фиксировалось. Расстояние от проезжей части до здания не измерялось, количество транспорта не замерялось, но это визуальное наблюдение, в материалах не отражается.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе, с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения, в том числе, по уровням шума должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Как установлено в судебном заседании, 25.08.2021 в Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту поступило обращение жителей жилого дома № 10а по ул. Комсомольской мкр. Лянгасово г. Кирова по превышению уровня шума от железной дороги в квартирах жителей по указанному адресу и просьбой принять решение по установке шумозащитного экрана.

По результатам замеров уровня шума специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» составлен протокол измерений шума № 1357.1-Ф от 15.09.2021.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» от 15.09.2021 №10-3057-2021-ГЗ о несоответствии санитарным нормам и правилам условий проживания жильцов по адресу: г. Киров, мкр. Лянгасово, ул. Комсомольская, д. 10А, кв.7, 11, 32 на основании предписания № 516 от 06.09.2021 Управления Роспотребнадзора по Кировской области проведена оценка соответствия условий проживания в квартирах №7,11,32 дома 10А по ул. Комсомольская, мкр. Лянгасово, г. Кирова обязательным требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», включающая следующие виды инспекции: гигиеническая оценка, санитарно-эпидемиологическая экспертиза.

Экспертом выдано заключение: условия проживаний и уровень шума в квартирах № 7, 11, 32 дома 10а по ул. Комсомольской, мкр. Лянгасово, г. Кирова не соответствуют указанным требованиям СанПиН. Уровни шума оказывают негативное воздействие на условия проживания жителей квартир, так как эквивалентный и максимальный уровни звука в жилых комнатах (фрамуги (форточки) открыты, двери закрыты) S=12 м2 (спальня) квартиры № 7, S-16 м2 (гостиная) квартиры № 11, S=18 м2 (гостиная) квартиры № 32 при движении железнодорожного транспорта, с учетом поправки к измеренным уровням на влияние фонового шума (п. 2.6 МУК 4.3.2194-07), превышает допустимые уровни для дневного (07.00-23.00) (эквивалентной на 10-17 дБА, максимальный на 1-10 дБА) и ночного (23:00-07:00) (эквивалентный на 20-23 дБА, максимальный на 12-16 дБА) времени суток. Фоновый шум (эквивалентный уровень звука) в жилых комнатах (фрамуги (форточки) открыты, двери закрыты) S=12 м2 (спальня) квартиры № 7, S=16 м2 (гостиной) квартиры № 11, S= 18 м2 (гостиная) квартиры №32, превышает допустимые уровни для ночного (23:00-07:00) (эквивалентный на 2-4 дБА) времени суток, что подтверждается протоколом измерений шума №1357.1-Ф от 15.09.2021 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области». Уровни шума, которые превышают допустимые уровни, могут вызывать у человека значительное беспокойство, а также существенные изменения показателей функционального состояния систем и анализаторов организма. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований СанПиН в части превышения допустимых уровней шума в жилых помещениях создает угрозу здоровью человека.

01.10.2021 врио по железнодорожному транспорту руководителя Управления Роспотребнадзора - врио главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту Российской Федерации Логиновой В.А. принято решение № 260/03 о проведении внеплановой документарной проверки с целью рассмотрения коллективного обращения жителей жилого дома №10 корпус А по ул. Комсомольской в городе Кирове мкр. Лянгасово на превышение уровней шума от железной дороги в квартирах жителей жилого дома по вышеуказанному адресу, экспертного заключения №10-3057-2021-ГЗ о несоответствии санитарным нормам и правилам условий проживания жильцов по адресу: г. Киров, мкр. Лянгасово, ул. Комсомольская, д. 10А, кв. 7, 11, 32 от 13.09.2021 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», протокола измерений шума № 1357.1-Ф от 15.09.2021 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», поступивших в Горьковский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту из Управления Роспотребнадзора по Кировской области 23.09.2021.

14.10.2021 заместителем начальника Горьковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по железнодорожному транспорту ОАО «РЖД» выдано предписание № 4, согласно которому выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.

Предписано:

1. Установить санитарный разрыв от линии железнодорожного транспорта до жилой застройки по адресу: г. Киров, мкр. Лянгасово, ул. Комсомольская, д. 10а в соответствии с требованиями п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция). Срок: до 01 декабря 2022 года.

2. Обеспечить эквивалентный и максимальный уровни звука в жилых комнатах квартир № 7, 11, 32 жилого дома № 10А по ул. Комсомольской, мкр Лянгасово, г. Кирова для дневного (07.00-23.00) и ночного (23.00-07.00) времени суток при движении железнодорожного подвижного состава до допустимого уровня в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 130 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Срок: до 01 декабря 2022 года.

Ответственность за выполнение мероприятий возложено на открытое акционерное общество «Российские железные дороги», о выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде в срок до 15.12.2022 по адресу: Горьковский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.

02.12.2021 начальником Горьковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по железнодорожному транспорту Масленниковой Е.В. вынесено решение по жалобе ОАО «РЖД» на предписание от 14.10.2021 № 4, которым предписание оставлено без изменения.

Реализация полномочий в части установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.05.2018 №635, от 21.12.2018 № 1622) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.12.2021 № 37 внесены изменения в СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», предусматривающие продление до 2025 года действие санитарных правил и норм, устанавливающих требования к санитарно-защитным зонам и зонам санитарной охраны.

Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 года № 2480 продлено до 1 января 2025 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467).

Также постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2480 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467» предусмотрено продление до 01.01.2025 действия актов, содержащих порядок установления СЗЗ, ЗСО и ЗОЗ.

В соответствии с п. 72 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), санитарно-защитные зоны устанавливаются в случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно письму Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Поповой А.Ю. с учетом сроков, утвержденных Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ, для объектов, в отношении которых по результату федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (плановые, внеплановые проверки, административные расследования и т.п.) и социально-гигиенического мониторинга на границе СЗЗ, в пределах земельных участков и объектов, расположенных в СЗЗ, установлены превышения уровней химического, физического, биологического воздействия на атмосферный воздух, отсутствие заявления об установлении или прекращении существования санитарно-защитной зоны является нарушением п. 72 СанПиН 2.1.3684-21, ст. 11 и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), которое попадает под действие статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом вины и виновных действий юридических лиц.

В соответствии со ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2021 года №136 - ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп. от 01.09.2021) к видам зон с особыми условиями использования территорий относится охранная зона железных дорог.

В силу ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» охранные зоны - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с

подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.

Таким образом, требования части 14 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 года №342-Ф3 (в ред. от 11.06.2021) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» об установлении зон с особыми условиями использования территорий в срок до 01.01.2025 года применимы к охранным зонам железных дорог, а не к «санитарному разрыву».

В соответствии с требованиями п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция), для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

Согласно письму Роспотребнадзора от 11.09.2020 года № 09-14655-2020-19, установление СЗЗ не требуется только в том случае, если объект не является источником воздействия на среду обитания.

Таким образом, п. 1 предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил № 4 от 14.10.2021 года со сроком исполнения 01 декабря 2022 года в части установления санитарного разрыва от линии железнодорожного транспорта до жилой застройки по адресу: город Киров, мкр Лянгасово, ул. Комсомольская, д. 10а является законным, обоснованным и подлежащим исполнению.

Согласно письму Центральной дирекции инфраструктуры - Горьковской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» от 12.10.2021 указано, что разработка проектов санитарно-защитной зоны для эксплуатационного депо Лянгасово и Кировской дистанции пути на ст. Лянгасово запланирована на 2022 год. Ведется работа по подготовке документации для размещения на торгово-закупочных площадках. Заключение договора на разработку указанных проектов планируется в ноябре-декабре текущего года.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, при установлении срока исполнения п.1 Предписания заместитель начальника Горьковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Загребин К.В. руководствовался вышеуказанным письмом.

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (с изм., внесенными Приказами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.02.2013г. № 60,от 30.08.2013г. № 631, от 07.10.2013г. № 730, от 05.08.2015 г. № 637, от 04.08.2016 № 844) Управление не является органом, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) за исполнением градостроительных требований, строительных норм и правил (СП 42.11330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, СП 51.13330, СНиП II-К.2-62, ОСН 3.02.01-97).

В компетенцию Управления не входит экспертиза нарушений строительных норм и правил, которые могли привести к превышению предельно-допустимого уровня шума, соответственно, в ходе внеплановой документарной проверки экспертиза строительства, эксплуатации либо реконструкции жилых домов, расположенных вдоль железнодорожных путей, ненадлежащей звукоизоляции жилых помещений, влияния на показатели уровня шума в жилом помещении фактического состояния принадлежащего физическому лицу (по обращению которого проводилась внеплановая документарная проверка) жилого строения, расстояния от жилого дома до железнодорожных путей, сведений о том, что строительство жилого объекта предшествовало размещению и введению в эксплуатацию железнодорожных путей не осуществлялась и не требуется.

В соответствии с п. 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 № 7), в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и

режим ее использования.

Кроме того, в соответствии с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановления), срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.

Таким образом, срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 14.10.2021 № 4 (до 1 декабря 2022 года), выданного ОАО «РЖД» продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) ОАО «РЖД» (до 01 марта 2023 года).

Согласно п. 130 СанПиН 2.1.3684-21 уровни физических факторов воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам, в период с 07.00 до 23.00 часов в жилых помещениях допустимо превышение гигиенических нормативов уровней шума на 5 дБ.

Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.1.3684-21 в части превышения допустимых уровней шума в жилых помещениях создает угрозу здоровью человека.

Таким образом, п.2 предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил №4 от 14.10.2021 года в части обеспечения эквивалентного и максимального уровней звука в жилых комнатах квартир № 7, 11, 32 жилого дома № 10А по ул. Комсомольской, мкр Лянгасово в г. Кирове для дневного (07.00-23.00) и ночного (23:00-07.00) времени суток при движении железнодорожного подвижного состава до допустимого уровня в соответствии с требованиями действующего санитарного законодательства является обоснованным, законным и подлежащим исполнению в срок до 01 декабря 2022 года и не возлагает на заявителя ОАО «РЖД» устранить нарушения, допущенные при строительстве и эксплуатации жилого дома по вышеуказанному адресу.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд полагает, что оснований для признания незаконным оспариваемого предписания не имеется, поскольку предписание вынесено административным ответчиком в пределах предоставленной ему компетенции на основании данных, представленных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» по факту проведенных соответствующих измерений, согласно которым предельно допустимые уровни шума при движении железнодорожного транспорта, установленные нормами СанПиН, в квартирах № 7, 11, 32 жилого дома № 10А по ул. Комсомольской, мкр Лянгасово г. Кирова нарушены.

Указание в административном иске на то, что жилой дом № 10А по ул. Комсомольской, мкр Лянгасово г. Кирова построен в 1993 году вблизи действующей линии железной дороги, существенно значимым не является, поскольку ОАО «РЖД» учреждено Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 г. № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», то есть после постройки жилого дома, и приступив к эксплуатации участка железной дороги, ОАО «РЖД» должно исполнять обязанности по устранению негативного воздействия на среду обитания человека как источника повышенной опасности.

Ссылка представителя истца на СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная квалификация предприятий, сооружений и иных объектов» и СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» не может быть принята во внимание, так как замеры, проведенные специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», установили, что на расстоянии нахождения жилого дома № 10А по ул. Комсомольской, мкр Лянгасово г. Кирова от линий железой дороги имеются превышения предельных допустимых значений уровней шума при движении железнодорожного транспорта. Определение точного расстояния от вышеуказанного дома до железной дороги, а также определение величины санитарного разрыва в большей или меньшей зоне на этом участке от деятельности железной дороги в этом случае не изменяет и не отменяет установленные превышения предельных допустимых значений уровня шума от железнодорожного транспорта.

Ссылка представителей административного истца на то, что предоставленного оспариваемым предписанием времени недостаточно для проведения мероприятий по снижению уровня шума основанием для удовлетворения административного иска не является, поскольку как установлено в ходе рассмотрения дела ОАО «РЖД» до настоящего времени к выполнению предписания не приступило, полагая, что предписание является незаконным.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Поскольку в судебном заседании представлены доказательства законности оспариваемого предписания, в иске ОАО «РЖД» следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ОАО «Российские железные дороги» к Горьковскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по железнодорожному транспорту о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2022 года.

Судья А.А. Ершова

Решение02.05.2022