ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12292/15Г от 23.11.2015 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-12292/2015г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Рудых Г.М.

При секретаре Уртаеве А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 ноября 2015г. в городе Волгограде административное дело по административному исковому заявлению Скромчанинова А. Я. к приемной Президента РФ в Волгоградской области о признании незаконными действий, выразившиеся в непринятии заявлений от ДД.ММ.ГГГГ., в отказе в надлежащем проведении регистрации обращений, их рассмотрении, в ненадлежащем рассмотрении доводов в жалобе от ДД.ММ.ГГГГ., обязании принять и рассмотреть обращения от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ., выдать ответ на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

Скромчанинова А.Я. обратился в суд с административным иском к приемной Президента РФ в Волгоградской области о признании незаконными действий, выразившиеся в непринятии заявлений от ДД.ММ.ГГГГ., в отказе в надлежащем проведении регистрации обращений, их рассмотрении, в ненадлежащем рассмотрении доводов в жалобе от ДД.ММ.ГГГГ., обязании принять и рассмотреть обращения от ДД.ММ.ГГГГ., выдать ответ на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ.. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ. он на личном приеме у руководителя приемной Президента РФ в Волгоградской области, обратился к нему с письменным заявлением в котором просил рассмотреть его конкретную жизненную ситуацию и в пределах своих полномочий принять соответствующие меры. Вместе с тем, от технического специалиста Приемной Президента РФ он получил немотивированный отказ в простановке оттиска штампа «входящей корреспонденции» в копии подаваемого им заявления и простановке личной подписи принимающего лица.

ДД.ММ.ГГГГ. он подал жалобу на вышеуказанные действия руководителя приемной Президента РФ в Волгоградской области. Однако на данную жалобу ответа не получено, мер не принято.

ДД.ММ.ГГГГ. он снова обратился в приемную Президента РФ в Волгоградской области, где ему было отказано в оформлении регистрации обращения.

Считает что действиями ответчика нарушено его право на обращение к должностному лицу с заявлением. ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанные действия вновь обжалованы им путем подачи простой письменной жалобы в приемную. Данные действия нарушают положения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Просил признать действия приемной Президента РФ в Волгоградской области по непринятию от него заявлений от ДД.ММ.ГГГГ., отказу ему в надлежащем проведении регистрации (простановке оттиска штампа входящей корреспонденции и подписи принимающего лица) поданных обращений (заявлений) и последующем их рассмотрении, а так же действия приемной Президента РФ в Волгоградской области по ненадлежащему рассмотрению (не рассмотрению) доводов изложенной в жалобе от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными. Обязать приемную Президента РФ в Волгоградской области надлежащим образом (с простановкой штампа входящей корреспонденции и подписи принимающего лица) принять и рассмотреть заявления от ДД.ММ.ГГГГ., а так же выдать ответ по существу на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ

В судебное заседание административный истец Скромчанинов А.Я. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. На момент рассмотрения дела каких-либо заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие, либо об отложении рассмотрения дела, в суд не поступило.

Представитель административного ответчика приемной Президента РФ в Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. До начала судебного разбирательства, в суд поступило возражения, в которых просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд в соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, проверив и исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Проверяя соблюдение административными истцами срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч. 1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Истцом оспариваются действия административного ответчика, выразившиеся в непринятии заявлений от ДД.ММ.ГГГГ., в отказе в надлежащем проведении регистрации обращений, их рассмотрении, в ненадлежащем рассмотрении доводов в жалобе от ДД.ММ.ГГГГ., обязании принять и рассмотреть обращения от ДД.ММ.ГГГГ., выдать ответ на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ., в суд с исковыми требованиями Скромчанинов А.Я. обратился ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем, срок обращения в суд им не пропущен.

В ходе рассмотрения дела по существу судом не установлено правовых оснований к удовлетворению рассматриваемого административного иска.

В обосновании заявленных требований об оспаривании действий в отказе надлежащей регистрации обращений от ДД.ММ.ГГГГ., истцом Скромчаниновым А.Я. указано на то, что на них не были проставлены оттиски штампа входящей корреспонденции и подписи принимающего лица, что, по его мнению, является нарушением его прав на обращение с заявлениями.

Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В целях установления в подразделениях Администрации Президента Российской Федерации единой системы организации делопроизводства и порядка работы с документами, письменными и устными обращениями граждан, распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... была утверждена Инструкция по делопроизводству в Администрации Президента Российской Федерации.

Названные нормативно-правовые акты не содержат положений, обязывающих сотрудников приемной Президента Российской Федерации каким-либо образом отмечать на экземпляре обращения гражданина сведения о дате приема, регистрационном номере и лице, принявшем обращение.

В силу ч. 2 ст. 8 Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 177 Инструкции по делопроизводству в Администрации Президента Российской Федерации определен 3-дневный срок на регистрацию обращения. Пункт 178 Инструкции устанавливает порядок проставления штампа на том экземпляре, который поступил в приемную Президента Российской Федерации, но не на иных экземплярах обращения.

Кроме того, в рассматриваемом иске Скромчанинов А.Я. не ссылается на конкретную норму, которая, по его мнению, нарушена приемной Президента Российской Федерации в Волгоградской области при регистрации его обращений от ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку обжалуемые действия по отказу в проставлении требуемых истцом отметок не нарушают положений законодательства, суд считает, что требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Как установлено ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с ч.ч. 3 и 5 ст. 8 ФЗ №..., письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (п. 5).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. Ответ на обращение направляется в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Как усматривается из материалов дела, истец Скромчанинов А.Я. обратился в приемную Президента Российской Федерации в Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ

Принятое обращение Скромчанинова А.Я. от ДД.ММ.ГГГГ. было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. за № №... и направлено для рассмотрения по существу Губернатору Волгоградской области Бочарову А.И., о чем истцу был дан ответ за исходящим №...

Суд, также считает необходимым отметить то, что истцом Скромчаниновым А.Я. не представлено в суд при обращении с исковыми требованиями копии его обращения от ДД.ММ.ГГГГ.. В связи с чем, и, учитывая, что истец обращается с несколькими обращениями датированных одним числом, и отсутствием указания на его доводы в обращении от ДД.ММ.ГГГГ., суд считает возможным руководствоваться документами, представленными административным ответчиком с возражениями, что они обязаны сделать и в силу действующего законодательства.

Также Скромчанинов А.Я. обратился в приемную Президента Российской Федерации в Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ. по вопросу оказания содействия в получении удостоверения «Дети Сталинграда».

Данное обращение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. под №...

В связи с тем, что вопрос, поднимаемый в обращении, не входит в компетенцию приемной Президента Российской Федерации в Волгоградской области, в соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение было направлено на рассмотрение губернатору Волгоградской области Бочарову А.И. с просьбой проинформировать заявителя о результатах, о чем Скромчанинов А.Я. был уведомлен надлежащим образом в сроки, установленные действующим законодательством, что подтверждается представленной копией сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ. за № ...

Суд отмечает, что истцом каких-либо требований в просительной части иска в отношении его обращения в приемную Президента РФ в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ. не заявлено, однако в тексте иска он ссылается на данное обращение и копия обращения приложена к исковому заявлению, в связи с чем, суд считает необходимым проверить доводы истца.

ДД.ММ.ГГГГ. Скромчанинов А.Я. обратился в приемную Президента Российской Федерации в Волгоградской области по вопросу обжалования действий судьи Центрального районного суда г. Волгограда Торшиной С.А..

В связи с тем, что вопрос, поднимаемый в обращении, не входит в компетенцию приемной Президента Российской Федерации в Волгоградской области, в соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение было направлено на рассмотрение редседателю Волгоградского областного суда с просьбой проинформировать заявителя о результатах, о чем Скромчанинов А.Я. был уведомлен надлежащим образом в сроки, установленные действующим законодательством, что подтверждается представленной копией сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ. за № №...

По требованиям истца Скромчанинова А.Я. в отношении его обращения от ДД.ММ.ГГГГ. судом установлено, что жалоба №... на действия руководителя приемной Президента Российской Федерации в Волгоградской области поступило в приемную ДД.ММ.ГГГГ. из прокуратуры Волгоградской области.

Данное обращение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. под № №... и в этот же день Скромчанинову А.Я. подготовлен и направлен ответ, что подтверждается представленными документами к возражениям.

Кроме того, из представленных документов усматривается, что Скромчанинов А.Я. обращался в приемную Президента Российской Федерации в Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ. по вопросу обжалования действий судей Центрального районного суда, Краснооктябрьского районного суда и Тракторозаводского районного суда г. Волгограда, от него было принято пять заявлений, которые зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ. под номерами № №...

В связи с тем, что вопросы, поднимаемые в обращениях, не входят в компетенцию приемной Президента Российской Федерации в Волгоградской области, в соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращения были направлены на рассмотрение председателю Волгоградского областного суда Подкопаеву Н.Н. с просьбой проинформировать заявителя о результатах, о чем Скромчанинов А.Я. был уведомлен.

В своей деятельности Приемная Президента Российской Федерации в Волгоградской области руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Положением об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№..., Положением о приемной Президента Российской Федерации в федеральном округе (утверждено распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№...), Положением о приемной Президента Российской Федерации в административном центре субъекта Российской Федерации, находящемся в пределах Южного федерального округа (утверждено распоряжением полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе от ДД.ММ.ГГГГ№...).

Согласно Положению о приемной Президента Российской Федерации в административном центре субъекта Российской Федерации, находящемся в пределах Южного федерального округа, личный прием государственным гражданскими служащими, обеспечивающими работу приемной Президента Российской Федерации, заявителей проводится в день их обращения в соответствии с утвержденным полномочным представителем Президента Российской Федерации режимом работы приемной Президента Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе от ДД.ММ.ГГГГ№... утвержден режим работы приемных Президента Российской Федерации, расположенных в пределах Южного федерального округа, - среда с 10.00 до 18.00.

Инструкцией по делопроизводству в Администрации Президента Российской Федерации (утверждена распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что обращения и запросы граждан и организаций, поступившие на имя Президента Российской Федерации по почте, телеграфу, информационным системам общего пользования и принятые в приемных Президента Российской федерации по приему граждан, регистрируются в трехдневный срок в автоматизированном информационно-поисковом комплексе «Обращения граждан».

Данная норма также соответствует ч. 4 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» - «Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение то, что обращения Скромчанинова А.Я. как от ДД.ММ.ГГГГ., так и от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. были приняты и зарегистрированы приемной Президента РФ в Волгоградской области в соответствии с требованиями действующего законодательства, на которые ему были даны соответствующие уведомления и ответы, направлены в его адрес.

По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, с учетом исследованных обстоятельств, суд считает, что требования Скромчанинова А.Я. о признании незаконными действий, выразившиеся в непринятии заявлений от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ., в отказе в надлежащем проведении регистрации обращений, их рассмотрении, в ненадлежащем рассмотрении доводов в жалобе от ДД.ММ.ГГГГ., обязании принять и рассмотреть обращения от ДД.ММ.ГГГГ., выдать ответ на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ., удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-181, 218-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Скромчанинова А. Я. к приемной Президента РФ в Волгоградской области о признании незаконными действий, выразившиеся в непринятии заявлений от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ., в отказе в надлежащем проведении регистрации обращений, их рассмотрении, в ненадлежащем рассмотрении доводов в жалобе от ДД.ММ.ГГГГ., обязании принять и рассмотреть обращения от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ., выдать ответ на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца.

... Г.М. Рудых