Дело № 2а-1229/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.
при секретаре Целищевой Е.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово
«02» марта 2016 г.
административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ГУ МВД России по Кемеровской области о признании незаконным отказа в выдаче справки о реабилитации, обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением и просит суд признать незаконным отказ Главного управления внутренних дел по Кемеровской МВД России в выдаче ФИО1 справки о реабилитации; обязать ГУВД по Кемеровской области МВД России выдать ФИО1 справку о реабилитации как жертве политических репрессий.
Свои требования мотивируют тем, что в силу ст. 1.1 Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий" (далее по тексту - Закон о реабилитации), дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
В соответствии со ст. 7 Закона о реабилитации органы внутренних дел по заявлениям, заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.
Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может, быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
ФИО1, **.**.**** года рождения является сыном ФИО1, **.**.**** рождения, который состоял на учете спецпоселения Кемеровской области за службу в армии противника в годы Великой Отечественной войны на оснований ГОКО СССР от **.**.****, он был выслан из ... в ... Кемеровской области.
Административный истец обратился к Административному ответчику в силу ст. 1.1 Закона о реабилитаций как ребенок репрессированного лица, с требованием о выдаче справки о реабилитации, Ответом ### от **.**.**** ему было указано, что он не может воспользоваться своим правом на получение справки, т.к. ФИО1 снят с учета **.**.**** и поэтому; на него Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" не распространяется.
Однако указанный отказ является незаконным в силу следующего.
В ранее выданной справке о реабилитации родной сестре административного истца, ЛИЦО_3### от **.**.**** указано, что последняя признана реабилитированной, т.к. ФИО1 снят с учета **.**.****.
Также Административный истец плохо владеет историческими данными, так как формально лица, высланные на спецпоселения за службу в армии противника в годы ВОВ были амнистированы лишь Указом Президиума ВС СССР от 17.09.1955 "Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.". А на основании п. «В» ст. 3 Закона о реабилитации отец административного истца был реабилитирован, тем самым был признан жертвой политических репрессий.
Как указано в определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2008 N 620-О-П реабилитация, по смыслу Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола. Следовательно, если к лицу, формально освобожденному со спецпоселения, продолжали применяться те или иные ограничения прав и свобод, такое лицо фактически сохраняло статус репрессированного вплоть до окончательного устранения всех последствий произвола, как того требует названный Закон.
Эти обстоятельства должны приниматься во внимание правоприменительными органами и при рассмотрении заявлений о реабилитации лиц, чьи родители были необоснованно репрессированы по политическим мотивам. Оспариваемая заявителем статья 1.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" не препятствует таким лицам обращаться за защитой своих прав в суды общей юрисдикции, обязанные при вынесении соответствующих решений устанавливать и исследовать указанные фактические обстоятельства.
ФИО1 родился в период и месте высылки, фактически административный истец и его отец до начала 60-х годов 20-го века были лишены права на выезд с места высылки, также ограничивалась иные права административного истца и его отца, в связи с этим считает, что фактическое восстановление в нарушенных произошло лишь в начале 60-х годов 20-го века. В силу изложенного, административный истец имеет право на получение справки о реабилитации.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности от 27.01.2016 г., предоставил заявление об уточнении основания административного иска, из которого следует, что административный истец обратился к административному ответчику в силу ст. 1.1 Закона о реабилитации, как ребенок репрессированного лица, с требованием о выдаче справки о реабилитации, административный истец отказал в выдаче справки со ссылкой на то, что ФИО1 снят с учета **.**.**** и поэтому на административного истца Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" не распространяется.
Однако указанные сведения не соответствуют действительности в силу следующего.
Как усматривается из материалов административного дела ФИО1ЛИЦО_4 от июня 1946 года должностным лицом Козельщанского РО МВД ... был признан виновным в службе с сентября 1942 года по сентябрь 1943 года в немецкой городской полиции рядовым полицейским в ... и в качестве наказания был направлен на спецпоселение сроком на шесть лет, т.е. он относится к категории граждан СССР, бывших военнослужащих и военнообязанных Красной Армии, попавших в плен к немцам и служивших в немецкой армии, в специальных немецких формированиях, "власовцев" и «полицейских» (далее по тексту - Спецпоселенец).
Постановлением от **.**.**** коменданта Таштагольского РО МГБ Кемеровской области ФИО3 ФИО1, **.**.**** рождения с **.**.**** освобожден от спецпоселения. Указанное Постановление вынесено со ссылкой на Постановление Правительства от **.**.****.
Однако исходя из анализа правовых актов СССР, действовавших на тот период, в указанном Постановлении об освобождении сделана опечатка и речь идет о Постановлении Совмина СССР от 07.10.1951 ###, которым регламентировался порядок освобождения лиц, направленных по решению ГОКО от 18 августа 1945 г. ### на спецпоселение сроком на 6 лет бывших военнослужащих и военнообязанных Красной Армии, попавших в плен к немцам и служивших в немецкой армии, в специальных немецких формированиях, "власовцев" и «полицейских».
Согласно указанного нормативного акта после отбытия на спецпоселении наказания в виде 6-ти лет, освобождение граждан, указанных в этом акте являлось не полным, в частности согласно п. 3 последнего лицам, отбывшим шестилетний срок на спецпоселении запрещалось проживать в соответствии со ст. 39 Положения о паспортах, в Москве, Ленинграде, Киеве, в запретных зонах, пограничной полосе и других режимных местностях, а также в Литовской, Латвийской, Эстонской, Молдавской ССР и в западных областях Украинской и Белорусской ССР.
Из анализа приведенных выше нормативных актов СССР, а также постановления СНК СССР от 10.09.1940 N 1667 "Об утверждении Положения о паспортах" следует, что Спецпоселенцам по отбытии шестилетнего срока не выдавались паспорта, так как в Москве, Ленинграде, Киеве, в запретных зонах, пограничной полосе и других режимных местностях, а также в Литовской, Латвийской, Эстонской, Молдавской ССР и в западных областях Украинской и Белорусской ССР имели право находиться и проживать только граждане, имеющие паспорт СССР.
Указанное ограничение по выдаче паспортов Спецпоселенцам было формально снято только Указ Президиума ВС СССР от 17.09.1955 "Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.", согласно преамбулы и пункта 6 которого указывалось, что учитывая прекращение состояния войны между Советским Союзом и Германией и руководствуясь принципом гуманности, Президиум Верховного Совета СССР считает возможным применить амнистию в отношении тех советских граждан, которые в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. по малодушию или несознательности оказались вовлеченными в сотрудничество с оккупантами. В целях предоставления этим гражданам возможности вернуться к честной трудовой жизни и стать полезными членами социалистического общества Президиум Верховного Совета СССР постановляет:.. .. Снять судимость и поражение в правах с граждан, освобожденных от наказания на основании настоящего Указа. Снять судимость и поражение в правах с лиц, ранее судимых и отбывших наказание за преступления, перечисленные в статье первой настоящего Указа.
Фактически же указанное ограничение (возможность получения паспорта) в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения было снято только в 1966 году, что можно считать датой реабилитации, т.е. полное восстановление гражданских прав.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности от 27.01.2016 г., заявленные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности от 01.01.2016 г., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, предоставила возражение на административное исковое заявление в письменном виде.
Заслушав лиц, участвующих в процессе, рассмотрев письменные материалы дела, суд считает, что в административных исковых требованиях истцу должно быть отказано полностью.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что административный истец ФИО1, **.**.**** года рождения, является сыном ФИО1, **.**.**** года рождения, который состоял на учете спецпоселения за службу в армии противника на основании ЛИЦО_4 ГОКО СССР от **.**.****.
ФИО1, **.**.**** года рождения, был снят с учета спецпоселения **.**.**** на основании ЛИЦО_4 Правительства СССР от **.**.****.
ФИО1 обратился в Информационный центр Главного управления для признании себя реабилитированным как ребенка, находившегося на спецпоселении совместно с репрессированным родителем. Ответом ### от **.**.****ФИО1 было отказано, так как согласно Закону РФ от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий», обязательным условием является совместное проживание вместе с родителем до момента снятия его со спецпоселения, в то время как ФИО1 родился **.**.****, то есть после снятия отца с учета спецпослеления.
При этом, суд считает оспариваемый отказ Главного управления внутренних дел по Кемеровской МВД России в выдаче ФИО1 справки о реабилитации законным и обоснованным.
Так, согласно статье 1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон о реабилитации) политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Согласно статье 1.1 Закона РФ от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий» подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:
- дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
- дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.
Таким образом, закон содержит исчерпывающий перечень оснований для реабилитации детей, находившихся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями, а для установления факта применения в отношении ФИО1 политических репрессий уполномоченный орган внутренних дел, исходя из буквального толкования нормы права, устанавливает совокупность двух фактов:
Из материалов дела следует, что постановлением (об освобождении со спецпосления) от **.**.****, ФИО1 снят с учета спецпоселения, о чем ему объявлено **.**.****.
ФИО1 родился **.**.****, то есть после снятия его отца с учета спецпоселения. Таким образом, оснований для его реабилитации по статье 1.1 Закона РФ от **.**.**** «О реабилитации жертв политических репрессий» не имеется.
При этом доводы административного истца о том, что фактически он совместно с отцом ФИО1 проживал в месте высылки до начала 60-х годов, и все это время их права были ограничены, следовательно он имеет основания для реабилитации его в соответствии со статьей 1.1 Закона РФ от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий», суд не может принять во внимание, поскольку в ходе рассмотрения дела суду не представлено объективных и достоверных доказательств того, что к ФИО1 снятому со спецучета на основании постановления от **.**.****, продолжали применяться ограничения прав и свобод вплоть до рождения заявителя ФИО1, **.**.**** года рождения, и указанные ограничения имели распространение на заявителя.
Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие информации о том, что отец ФИО1 на момент его рождения находился на спецпоселении, руководствуясь положениями ст. 1.1 Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным отказа Главного управления внутренних дел по Кемеровской МВД России в выдаче ФИО1 справки о реабилитации, обязании ГУВД по Кемеровской области МВД России выдать ФИО1 справку о реабилитации как жертве политических репрессий, поскольку оспариваемый отказ принят в соответствии с законом, в пределах полномочий ГУ МВД России по Кемеровской области, права и свободы административного истца указанным решением не были нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ФИО1 к ГУ МВД России по Кемеровской области о признании незаконным отказа в выдаче справки о реабилитации, обязании совершить действия, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.
Судья: Е.А. Лебедева
Решение в мотивированной форме 09.03.2016 г.