2а- 122/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 февраля 2020 г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
при секретаре Гесполь А.С.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» о признании незаконными технических условий от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (с учетом заявления в порядке ст.46 КАС РФ) обратился в суд административным исковым заявлением к ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» о признании незаконными технических условий от ДД.ММ.ГГГГ№ на строительство примыкания на км 0+260 (слева) автомобильной дороги (III технической категории) <адрес> с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №) в части пп. 1-16, 18.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №). ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Томскавтодор» выдало ФИО1 технические условия, при выполнении которых будет согласовано размещение примыкания на км 0+260 (слева) автомобильной дороги (III технической категории) Подъезд к <адрес> с принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером №. Данные технические условия административный истец считает незаконными, указав, что ФИО1 намерений на строительство примыкания не имел, в связи с чем за получением технических условий на строительство примыкания не обращался. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с ответчику с заявлением в котором просил согласовать съезд к земельному участку с автомобильной дороги, в связи с чем полагает что технические условия ответчика на размещение примыкания являются незаконными.
В судебное заседание административный истец не явился, о рассмотрения дела извещен надлежащим образом, для представления своих интересов в суде направил в судебное заседание своего представителя.
Представитель административного истца на удовлетворении требований, с учетом их уточнения, настаивала по доводам иска, считая, что истец обратился к ответчику с заявлением о согласовании съезда к земельному участку, принадлежащему ФИО1 на праве собственности, по рассмотрению которых ОГКУ «Томскавтодор» выдало истцу технические условия, при выполнении которых будет согласовано размещение примыкания автомобильной дороги к земельному участку истца, а не съезд, в связи с чем данные технические условия являются незаконными.
Представитель административного ответчика ФИО3 заявленные требования не признала, представила письменный отзыв, настаивая на законности выданных истцу технических условий.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 18 и п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Технические условия ОГКУ «Томскавтодор» № на строительство примыкания автомобильной дороги к земельному участку административного истца приняты ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, течение процессуального срока для оспаривания названного решения заканчивается ДД.ММ.ГГГГ.
Административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом Советского районного суда г.Томска. Таким образом, срок на подачу административного искового заявления в суд не пропущен.
Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
Под автомобильной дорогой в соответствии со ст. 3 указанного выше Федерального закона понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Статьей 22 названного закона определены условия обеспечения автомобильных дорог объектами дорожного сервиса. При этом согласно пункту 6 названной статьи объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
П. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно п. 3.4 указанной выше статьи проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
К объектам, в отношении которых согласно п. 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ организуется и проводится государственная экспертиза проектной документации, отнесены автомобильные дороги федерального значения.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый №), вид разрешенного использования: для размещения объектов производственного назначения. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, государственным актом на праве собственности на землю №, постановление Главы администрации Томского района № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к Директору ОГКУ «Томскавтодор» ФИО4 с заявлением о согласовании проезда к участку на автомобильной дороге Томск-Корнилово.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к Директору ОГКУ «Томскавтодор» ФИО4 с заявлением о согласовании съезда с автомобильной дороги Подъезд к <адрес> на принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Томскавтодор» выдало ФИО1 технические условия, при выполнении которых будет согласовано размещение примыкания на км 0+260 (слева) автомобильной дороги (III технической категории) Подъезд к <адрес> с принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером №.
Административным истцом в материалы представлено заключение ...№ от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что в виду того, что отсутствует четкое определение «съезда» с автомобильной дороги в действующем законодательстве и требований к разработке проектной документации на съезды, технические условия выданы ФИО1 на линейный объект – автомобильную дорогу. Кроме того, директор ...М.А.Л. в своем заключении указала, что проектируемый объект не является объектом капитального строительства в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ п.10 объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее- объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Статья 20 Федерального закона 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» устанавливает в правовой системе организации дорожной деятельности юридический механизм строительства, реконструкции, капитального ремонта пересечения и примыкания автодороги. При этом законодатель приводит определение пересечения (примыкания) автодороги как соответствующее сооружение пересечения (примыкания) автодороги к другой автодороге. Кроме того в отличие от ст. 16 Закона (о проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автодорог) условия начала строительства и реконструкции пересечения (примыкания) автодороги помимо требований ГрК РФ и настоящего Закона пополнены обязательным условием согласования в письменной форме с владельцами соответствующих автодорог.
Так, согласно положениям ст. 20 Федерального закона 08.11.2007 № 257-ФЗ указано, что строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
В силу п. 2 указанной статьи в случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.
В статье 3 Федерального закона 08.11.2007 № 257-ФЗ дано определение автомобильной дороге – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
ФИО1 же не обращался к заинтересованному лицу за получением технических условий на строительство примыкания, поскольку принадлежащий заявителю земельный участок с кадастровым номером не является автомобильной дорогой, а относится согласно выписки из ЕГРН к землям населенного пункта, с видом разрешенного использования для размещения объектов производственного назначения.
Таким образом, технические условия, выданные ОГКУ «Томскавтодор» ФИО1 возлагают на него дополнительные обязанности, которые не предусмотрены.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными технические условия от ДД.ММ.ГГГГ№ на строительство примыкания на км 0+260 (слева) автомобильной дороги (III технической категории) Подъезд к <адрес> с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №) в части пп. 1-16, 18.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский областной суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Шукшина Л.А.