ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-122/2018 от 30.01.2018 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

Дело №2а-122/2018 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

30 января 2018г. г.Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Сухановой Л.А.,

при секретаре Зайцевой О.Ю.,

с участием: административного истца Лаптовой И.А.,

её представителя Поселеннова В.Ф.,

представителя административного ответчика Министерства социального развития Оренбургской области Карташовой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лаптовой И.А., Мироновой В.Н. к Межрайонной ИФНС №10 по Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области об оспаривании решения о ликвидации юридического лица,

У С Т А Н О В И Л:

Лаптова И.А. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС №10 по Оренбургской области и Министерству социального развития Оренбургской области об оспаривании решения о ликвидации юридического лица. Требования мотивированы тем, что она состояла в трудовых отношениях с ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г.Новотроицке. 27.01.2017г. на основании постановления Правительства Оренбургской области № 34-п было принято решение о ликвидации ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г. Новотроицке.

В соответствии с приказом № 40 от 27.01.2017 г. во исполнение указанного постановления был утвержден план проведения ликвидационных мероприятий ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г. Новотроицке. 07.06.2017 г. в ЕГРЮЛ были внесены сведения о ликвидации юридического лица.

В результате ликвидации юридического лица нарушены её трудовые права. Она не была, как кредитор уведомлена о ликвидации юридического лица. Ей не был выплачен средний заработок за 2 и 3 месяцы.

Просит признать недействительными решения Межрайонной ИФНС №10 по Оренбургской области от 07.06.2017г. №9943А и №9944А, на основании которых в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г.Новотроицке; признать недействительным распоряжение Министерства социального развития Оренбургской области №1474 от 05.06.2017г. об утверждении ликвидационного баланса; восстановить в ЕГРП в ЕГРЮЛ сведения о деятельности ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г.Новотроицке.

Миронова В.Н. обратилась в суд с аналогичным административным иском.

Определением судьи от 19.01.2018г. оба дела соединены в одно производство.

В судебном заседании административный истец Лаптова И.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Административный истец Миронова В.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой.

Представитель административных истцов Поселеннов В.Ф. просил исковые требования удовлетворить, считая их законными и обоснованными.

Представитель административного ответчика Министерства социального развития Оренбургской области Карташова С.П. исковые требования не признала, пояснила, что ликвидатором ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г. Новотроицке процедура ликвидации юридического лица нарушена не была, все сроки, предусмотренные действующим законодательством по требованиям кредиторов были соблюдены. На начало ликвидации и в период проведения ликвидации у ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г. Новотроицке не имелось задолженности или каких-либо иных обязательств перед истцами. Учитывая отсутствие правовых оснований для включения в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс требований истцов по выплате спорных сумм, поскольку право на данные выплаты у них отсутствовало на 05.06.2017г., то представленный в налоговый орган ликвидационный баланс содержит достоверные сведения, он соответствует действительности и отражает реальное имущественное положение ликвидированного учреждения. Административными истцами пропущен трехмесячный срок обращения в суд. Исчисление срока начинается со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод. Истцам было известно об утверждении ликвидационного баланса с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации учреждения, то есть с 07.06.2017г. Просила в иске отказать.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС №10 по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправке электронного письма. В отзыве просил в иске отказать и указал, что 05.06.2017г. после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидатором ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г.Новотроицке Пустоваловой Л.И. представлено Уведомление формы №Р15001, в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме №Р15001, а также пакет документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, предусмотренный п.1 ст.21 Закона №129-ФЗ, а именно заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией формы №Р16001, ликвидационный баланс от 05.06.2017г., распоряжение Министерства социального развития Оренбургской области об утверждении ликвидационного баланса ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г. Новотроицке от 05.06.2017г. №1474. Указывает на то, что жалоба на решение вышестоящего регистрирующего органа может быть подана в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со ст.2 ФЗ в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе на решение территориального регистрирующего органа. Следовательно, истцом Лаптовой И.А. пропущен срок подачи искового заявления.

В силу п.4 ст.9 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Законом №129-ФЗ. Принятые Инспекцией решения соответствуют требованиям действующего законодательства.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административные истцы оспаривают решения Межрайонной ИФНС №10 по Оренбургской области от 07.06.2017г. №9943А и №9944А, на основании которых в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г.Новотроицке.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС №10 по Оренбургской области заявил о пропуске административным истцом Лаптовой И.А. трехмесячного срока обращения в суд.

Согласно ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Лаптова И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением 19.12.2017г. При этом ею были обжалованы решения Межрайонной ИФНС №10 от 07.06.2017г. в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области 23.08.2017г. Решение на свою жалобу Лаптова И.А. получила по электронной почте 20.09.2017г., что подтверждается материалами дела.

Соответственно суд приходит к выводу, что срок обращения в суд административным истцом Лаптовой И.А. не пропущен, поскольку с момента получения решения налогового органа от 18.09.2017г. (20.09.2017г.) до обращения в суд 19.12.2017г. трехмесячный срок не прошел.

Кроме того, представитель административного ответчика Министерства социального развития Оренбургской области заявила о пропуске административными истцами трехмесячного срока для обращения с иском в суд.

05.10.2017г. Новотроицким городским судом вынесено решение по гражданскому делу по иску К.Е.И., С.А.К., Г.Л.В., Е.Л.А., Ш.Т.Л., К.М.В., Т.А.А., О.С,А., Б.Г.В., А.О.И., Л.Р.А., А.Е.Ю., У.Б.А., Л.И.А., А.Ф.М., Ш.В.А., К.А.С., В.В.И., М.В.Н. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области, Правительству Оренбургской области о взыскании среднего месячного заработка, денежной компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда. Мотивированное решение изготовлено 10.10.2017г.

В данном решении указано на то, что 05.06.2017г. утвержден ликвидационный баланс ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г.Новотроицке. 07.06.2017г. в ЕГРЮЛ были внесены сведения о ликвидации юридического лица.

Таким образом, уже 10.10.2017г. Лаптова И.А. и Миронова В.Н. знали об утверждении ликвидационного баланса и поэтому суд считает несостоятельными утверждения представителя административных истцов о том, что последние не знали о вынесенном 05.06.2017г. распоряжении, вплоть до обращения с административным иском в суд.

Как указано выше, Лаптова И.А. обратилась в суд с настоящим административным иском 19.12.2017г., а Миронова В.Н.- 18.01.2018г.

Соответственно Мироновой В.Н. по исковым требованиям об оспаривании распоряжения Министерства социального развития Оренбургской области №1474 от 05.06.2017г. об утверждении ликвидационного баланса пропущен трехмесячный срок обращения в суд (начиная с 10.10.2017г., когда ей стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов).

Уважительных причин для восстановления Мироновой В.Н. пропущенного процессуального срока суд не установил.

В судебном заседании установлено, что государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Оренбургской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» в г.Новотроицке с сокращенным наименованием ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г. Новотроицке 01.11.2013 г. было зарегистрировано в ЕГРЮЛ, что подтверждается Выпиской.

Учредителем учреждения была Оренбургская область. Функции и полномочия учредителя от имени Оренбургской области осуществляло министерство социального развития Оренбургской области в порядке, определенном действующим законодательством.

Кроме того, установлено, что административные истцы являлись работниками ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г. Новотроицке.

На основании постановления Правительства Оренбургской области от 27.01.2017 г. № 34-п было принято решение о ликвидации ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г. Новотроицке.

В соответствии с приказом № 40 от 27.01.2017 г. во исполнение указанного постановления был утвержден план проведения ликвидационных мероприятий ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г. Новотроицке.

10.04.2017 г. Миронова В.Н., а 15.05.2017г. Лаптова И.А. на основании приказов работодателя были уволены с работы в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Также было установлено и не оспаривалось сторонами, что Миронова В.Н. с 12.04.2017 г. была поставлена на учет в качестве безработной в ГКУ «ЦЗН г. Новотроицка», Лаптова И.А. – с 17.05.2017 г.

05.06.2017 г. Министерством социального развития Оренбургской области распоряжением №1474 утвержден ликвидационный баланс ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г. Новотроицке.

07.06.2017 г. Межрайонной ИФНС №10 по Оренбургской области вынесены решение № 9943А о государственной регистрации и внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г. Новотроицке и решение № 9944А о государственной регистрации ликвидации юридического лица.

В соответствии со ст.178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первойстатьи 81настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первойстатьи 81настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняетсясредний месячный заработокна период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Справкой N 91 от 16.08.2017г., выданной Лаптовой И.А., подтверждается, что она обращалась в Центр занятости населения и не была трудоустроена в течение третьего месяца со дня увольнения.

Решением от 11.07.2017г., выданным Мироновой В.Н., подтверждается, что она обращалась в Центр занятости населения и не была трудоустроена в течение третьего месяца со дня увольнения.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось административными ответчиками, что у административного истца Мироновой В.Н., уволенной 10.04.2017 г., право на получение среднего месячного заработка на период трудоустройства за второй месяц возникло 10.06.2017 г., а у Лаптовой И.А., уволенной 15.05.2017 г. – 15.07.2017 г.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что право на получение среднего заработка за второй и третий месяц после увольнения у административных истцов возникло после завершения ликвидации учреждения.

В соответствии с п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса РФ).

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса РФ).

Согласно п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В соответствии с п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Статья 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержит перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом (п. 4 ст. 9 данного Федерального закона).

Судом установлено, что 05.06.2017г. в Межрайонную ИФНС №10 по Оренбургской области было подано заявление о ликвидации юридического лица, а также все необходимые документы для государственной регистрации, в том числе и ликвидационный баланс.

Нормы действующего законодательства не предусматривают наличие у регистрирующего органа полномочий либо обязанности по проверке достоверности данных ликвидационного баланса и об отсутствии у ликвидируемого лица задолженности.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административных истцов о признании решений №9943А и №9944А недействительными на основании который внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации ГБУСО «СРЦН «Надежда» в г. Новотроицке, поскольку в регистрирующий орган были предъявлены все необходимые документы для ликвидации юридического лица, а предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации у регистрирующего органа отсутствовали.

В силу положений п. 4 ст. 64 Гражданского кодекса РФ, в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Вместе с тем из материалов дела усматривается, что Лаптова И.А. была уволена 15.05.2017г., Миронова В.Н. – 10.04.2017г. При этом окончательный ликвидационный баланс был утвержден 05.06.2017г., то есть до возникновения у административных истцов права на получение сохраняемого среднего заработка за работником на период трудоустройства в течение второго и соответственно третьего месяца со дня увольнения.

Доказательства обращения административных истцов в ликвидационную комиссию по вопросу выплаты выходного пособия, а также обращения в суд после отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора в материалах дела отсутствуют. Коллективные обращения граждан, среди которых имеется фамилия Мироновой В.Н., от 05.05.2017г. и 10.05.2017г. к таковым не относятся. Лаптова И.А. в ликвидационную комиссию по вопросу выплаты выходного пособия не обращалась.

При таких обстоятельствах исковые требования Лаптовой И.А. о признании недействительным распоряжения об утверждении ликвидационного баланса от 05.06.2017г. также не подлежат удовлетворению.

В иске Мироновой В.Н. следует отказать как по существу, так и с пропуском срока обращения в суд.

Руководствуясь ст.ст.175-181, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Лаптовой И.А., Мироновой В.Н. к Межрайонной ИФНС №10 по Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области об оспаривании решения о ликвидации юридического лица отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через

Новотроицкий городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Суханова Л.А.