РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
гражданское дело № 2а-122 / 2021
УИД 26RS0006-01-2022-000102-85
17 марта 2022 года село Арзгир
Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Мамонова С.С.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
при секретаре Лабуренко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Ставропольского края по Арзгирскому району, главному государственному инженеру-инспектору государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Ставропольского края по Арзгирскому району о признании незаконным решения должностного лица,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Ставропольского края по Арзгирскому району, главному государственному инженеру-инспектору государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Ставропольского края по Арзгирскому району о признании незаконным решения должностного лица.
В обосновании иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она купила у ФИО4 трактор колесный № года выпуска, заводской номер машины (рамы): 585742 № двигатель №№ цвет синий по цене 1 170 000 (один миллион сто семьдесят тысяч) рублей. До приобретения трактора она убедилась, что трактор зарегистрирован в территориальном отделе №<адрес> государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, не угнан, не обременен правами третьих лиц, сведения о выбытии трактора из владения предыдущего собственника помимо его воли, о подделке, скрытии, уничтожении маркировки, нанесенной на трактор организацией - изготовителем отсутствуют. Она полностью рассчиталась за приобретенный трактор. Трактор находится в ее владении. В феврале 2019 года при регистрации трактора и получении регистрационных знаков в отделе Гостехнадзора - государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Ставропольском крае ей стало известно об обнаружении признаков подделки
документов, а именно паспорта самоходной машины № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральной акцизной таможней. О таких обстоятельствах она при приобретении этого трактора не знала и не могла знать, так как ни с продавцом, ни с третьим лицом не была знакома, проявила разумную осмотрительность и проверила юридическую чистоту трактора.
Она обратилась в Железногорский городской суд для признания ее добросовестным приобретателем и признания права собственности на указанный трактор. ДД.ММ.ГГГГ судьей Железногорского городского суда вынесено решение о признании ее добросовестным приобретателем и признание за ней права собственности на трактор колесный №, 2011 года выпуска, заводской номер машины (рамы): №), двигатель №№), цвет синий.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к главному государственному инженеру инспектору Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства СК по <адрес>ФИО5 с заявлением о регистрации трактора колесного ХТЗ-Т-№ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.
ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по результатам рассмотрения документов, представленных для получения государственной услуги «государственная регистрация самоходных машин и других видов техники» в связи с отсутствием документов или сведений, наличие которых является обязательным. Данное транспортное средство было зарегистрировано в установленном порядке в территориальном отделе №<адрес> государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники и снято с регистрационного учета в связи с отчуждением ДД.ММ.ГГГГ.
Отказ в регистрации самоходной машины считает незаконным, так как выявление нарушений в оформлении паспорта транспортного средства не может являться безусловным основанием для лишения собственника правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением, просит суд признать незаконным отказ должностного лица главного государственного инженера - инспектора государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства СК по <адрес>ФИО5 в предоставлении государственной услуги по результатам рассмотрения документов, представленных для получения государственной услуги «государственная регистрация самоходных машин и других видов техники» в связи с отсутствием документов или сведений, наличие которых является обязательным. Обязать главного государственного инженера инспектора государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства СК по <адрес>ФИО5 произвести государственную регистрацию транспортного средства – трактора колесного хтз-Т-150K-09, 2011 года выпуска, заводской номер машины (рамы): №), двигатель № (№), цвет синий на имя ФИО1 и выдать государственные регистрационные номерные знаки, технический паспорт на данное транспортное средство.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержала и просила их удовлетворить.
Административный ответчик главный специалист - главный государственный инспектор Гостехнадзора МСХ СК по <адрес>, представитель административного ответчика государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства <адрес>ФИО5 в судебном заседании пояснил, что при государственной регистрации трактора, важнейшим условием является наличие паспорта самоходной машины. Когда ФИО1 обратилась к ним в инспекцию с заявлением о регистрации трактора, у него возникли сомнения в подлинности паспорта самоходной машины и других видов техники, в связи с чем он обратился в отдел МВД России «Арзгирский» для проведения экспертизы и установления подлинности паспорта. В последующем стало известно, что документы поддельные. Уголовное дело было прекращено, в связи с не установлением лица, причастного к совершению данного преступления.
Выслушав доводы административного истца, административного ответчика, представителя административного ответчика и изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Государственная регистрация транспортных средств производится с целью регистрации предметов сделок - самих транспортных средств для допуска их к дорожному движению и осуществлению технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», пункт 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 года № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 938 от 12 августа 1994 года «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» регистрацию транспортных средств - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, независимо от принадлежности, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков на территории РФ осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ.
Из пункта 4 упомянутого постановления Правительства РФ следует, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 15 мая 1995 года № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2001 № 238) было предусмотрено введение паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск РФ, с 1 сентября 1995 года. При этом установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
В соответствии с пунктом 2.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ от 26 июня 1995 года, Минсельхозпродом РФ 28 июня 1995 года, предусмотрено, что Государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.
В судебном заседании установлено и сторонами в настоящем деле не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГФИО1. купила у ФИО4 трактор колесный ХТЗ-Т №ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер машины (рамы): №), двигатель №№), цвет синий по цене 1 170 000 (один миллион сто семьдесят тысяч) рублей.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к главному государственному инженеру инспектору Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства СК по <адрес>ФИО5 с заявлением о регистрации трактора колесного ХТЗ-Т-№ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.
ДД.ММ.ГГГГ истица получила уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по результатам рассмотрения документов, представленных для получения государственной услуги «государственная регистрация самоходных машин и других видов техники» в связи с отсутствием документов или сведений, наличие которых является обязательным.
Материалами дела установлено, что на транспортное средство – трактор №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер машины (рамы): №), двигатель №№), цвет синий, мощность двигателя 121,45 (165) был выдан паспорт самоходной машины, который имеет признаки поддерки.
ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ. В ходе дознания было установлено, что неустановленное лицо умышленно изготовило паспорт самоходной машины и других видов техники серии СА №, выданного Центральной акцизной таможней ДД.ММ.ГГГГ на трактор марки №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, который не соответствует способу изготовления и качеству воспроизведения полиграфических реквизитов образцу подлинного бланка паспорта самоходной машины и других видов техники. ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело было прекращено в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (л.д. 106).
Согласно п. 34. Административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: наличие решения (постановления) суда, правоохранительных органов или судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на машину или запрете на регистрацию машины; обнаружение признаков подделки документов, государственных регистрационных знаков, изменения заводской маркировки машин, при несоответствии номеров агрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также подтверждение оснований о нахождении машины (номерных агрегатов) или представленных документов в розыске (л.д. 58).
С учетом положений приведенных выше норм, суд находит обоснованным и законным отказ главного государственного инженера инспектора Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства СК по Арзгирскому району ФИО2 в регистрации трактора колесного №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, принадлежащего ФИО1
При таком положении суд находит, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых действий должностных лиц требованиям закона и нарушение этим прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует. Отказывая в удовлетворении требований, суд признал доказанным факт предоставления ФИО1 в гостехнадзоре недостоверных сведений при совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства: паспорта трактора колесного №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, имеющего признаки поддельного, вследствие чего оснований для удовлетворения требований административного истца, суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Ставропольского края по Арзгирскому району, главному государственному инженеру-инспектору государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Ставропольского края по Арзгирскому району о признании незаконным решения должностного лица – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Арзгирский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Арзгирском районном суде <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.С. Мамонов