Дело №2а-1231/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2017 года Первореченский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего: судьи Н.П.Симоновой
при секретаре: ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 казначейства по <адрес> о признании незаконным решения, возложении обязанности
у с т а н о в и л :
Административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 казначейства по <адрес> об отказе в возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности принять в установленном порядке к исполнению исполнительный лист ФС №.
В судебном заседании ФИО2 административного истца уточнил требования и просил признать незаконным решение о возврате исполнительного листа ФС № без исполнения, обязать административного ответчика принять в установленном порядке к исполнению исполнительный лист, так как ссылка административного ответчика, что использование денежных средств с лицевых счетов, открытых УФК по <адрес>, осуществляется только для авансирования платежей по обязательствам ФГУП «Дальспецстрой», не соответствует действительности, поскольку согласно открытых данных с сайта ФГУП «Далъспецстрой» в сети Интернет по адресу у.dfo.spetsstroy.ru в разделе «закупки - архив», по заключенным контрактам ФГУП «Дальспецстрой» ведет расчеты в различном порядке: по факту выполнения работ, в виде частичной (предоплаты и/или в виде полной предоплаты. Вопреки утверждениям Административного ответчика, расчеты по контрактам ФГУП «Дальспецстрой» санкционируются и осуществляются Административным ответчиком только в зависимости от условий самих контрактов, а не неких требований инструкций или иных актов, на которые ссылался Административный ответчик, последний к порядку расчетов по контрактам ФГУП «Дальспецстрой» отношения не имеет, а лишь санкционирует осуществление тех операций, которые подпадают под перечень операций, утвержденный Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно условий, предусмотренных в Перечне направлений расходования целевых средств, где в пункте (строке) 9 предусмотрены выплаты по решениям судебных органов, включая штрафы, пени и иные платежи (Приложение № к указанном выше «Порядку...»), основания для возврата исполнительных листов о взыскании с ФГУП «Дальспецстрой» денежных средств у Административного ответчика в силу закона отсутствовали.
ФИО2 казначейства по <адрес> в судебное заседание не явился, но в суд поступил письменный отзыв, согласно которого исковые требования административного истца не признают поскольку порядок исполнения судебных актов, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, установленный главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не распространяется на судебные акты о взыскании денежных средств с унитарных предприятий. Принудительное исполнение судебных актов о взыскании денежных средств с Дальспецстроя осуществляется судебными приставами - исполнителями либо банками в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
ФИО2 ФГУП «ГУСС Дальспецстрой» при Спецстрое России» в судебное заседание не явился, но направил в суд письменный отзыв согласно которого требования ФИО1 не признают, считают что исполнительные листы могут быть направлены только в Федеральную службу судебных приставов, т.к. ФГУП «ГУСС Дальспецстрой» при Спецстрое России» участвует в качестве застройщика в целевых государственных программах в рамках государственного оборонного заказа путем заключения государственных контрактов. Финансирование для целей государственных контрактов осуществляется посредством лицевых счетов, открытых в ФИО2 казначейства по <адрес>, поступающие денежные средства носят целевой характер и предназначены только для исполнения конкретных гражданско – правовых обязательств.
Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из представленных документов следует 13.09.2016г. в адрес ФИО2 казначейства по <адрес> поступило заявление ФИО2 в интересах ФИО1 о взыскании денежных средств в порядке ст.8 ФЗ «Об исполнительном производстве» с приложением исполнительного листа ФС № в соответствии с которым с ФГУП «Главное ФИО2 специального строительства на территории Дальневосточного ФИО2 округа при ФИО2 агентстве специального строительства» в пользу ФИО1 взысканы убытки в размере 177 000 руб., неустойка 177 000 руб., компенсация морального вреда 10 000 руб., штраф 182 000 руб., судебные расходы 3 000 руб., всего 549 000 руб.
14.09.2016г. исполнительный документ возвращен взыскателю на основании п.3 ст.242.1 БК РФ, разъяснено право на обращение в территориальные органы ФИО2 службы судебных приставов по месту совершения исполнительных действий.
В силу п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 5 той же статьи установлено, что действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из анализа законодательства следует, что органы Федерального казначейства организуют на основании исполнительных листов исполнение судебных актов об обращении взыскания: на бюджетные средства в силу норм гл. 24.1 БК РФ в порядке, предусмотренном статьями 242.1,242.3,242.4,242.5 БК РФ по денежным обязательствам казенных учреждений; в силу ч. 20 ст. 30 ФЗ от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» на средства бюджетных учреждений; в силу ч.3.19 ст. 2 ФЗ от 03.11.2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» на средства автономных учреждений.
Только казенные учреждения, бюджетные или автономные учреждения могут являться должниками в рамках БК РФ, ФЗ от 08.05.2010 г. № 73-ФЗ и ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ, доводы представителя административных истцов обратном основаны на неверной интерпретации норм права.
ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» является не учреждением, а коммерческой организацией - унитарным предприятием, в связи с чем органы ФИО2 казначейства не организуют на основании исполнительных листов исполнение судебных актов ФГУП, доводы представителя административных истцов об обратном несостоятельны.
Подпунктом «б» пункта 90 статьи 1 Федерального закона от 07 мая 2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» дополнен пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации абзацем 4, которым предусмотрено такое основание для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, как отсутствие в соответствующем органе Федерального казначейства лицевого счета должника.
Согласно пункту 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22 сентября 2008 г. № 99н (зарегистрирован в Минюсте России 09 декабря 2008 г. № 12803), в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника, орган Федерального казначейства отказывает в приеме и рассмотрении документов и направляет взыскателю заказным письмом (или передает лично под роспись), исполнительный документ со всеми поступившими приложениями и с сопроводительным письмом.
Представитель административного истца указывает, что поскольку в ФИО2 открыт лицевой счет ФГУП как получателя бюджетных средств, код последних 41, то имеются основания для принятия исполнительного листа к исполнению.
ФИО2 административного ответчика не оспаривалось наличие у ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» открытого лицевого счета кода 41, тем не менее, данный факт не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика по возврату исполнительных документов в силу следующего.
Из приказа Казначейства России от 29.12.2012 № 24н (ред. от 04.12.2015) «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства», действовавшего на момент возврата исполнительных документов (документ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием Приказа Казначейства России от 17.10.2016 № 21н) следует, что для учета операций, осуществляемых организацией, органом Федерального казначейства открывается и ведется лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса (далее - лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса) (п.7). Данный лицевой счет открывается иным юридическим лицам (их обособленным подразделениям), не являющимся участниками бюджетного процесса, бюджетными (автономными) учреждениями, в случаях, установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, предусмотренном для открытия и ведения соответствующего лицевого счета организации; и с учетом особенностей, установленных указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При открытии лицевых счетов, указанных в пунктах 4-7 настоящего Порядка, им присваивались номера.
Согласно п. 8.2 лицевой счет № 41 - это лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса.
Т.о., данные лицевые счета не являются лицевыми счетами для учета операций по исполнению расходов бюджета, в связи с чем на указанные лицевые счета не распространяются положения ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суд полагает, что действия административного ответчика по возврату исполнительных листов обоснованны, поскольку ФГУП «ГУСС «ДальспецстроЙ» при Спецстрое России» не является федеральным казенным, бюджетным или автономным учреждением, в решениях отсутствует информация о взыскании денежных средств за счет бюджета РФ, исполнение судебных актов о взыскании денежных средств с ФГУП Бюджетным Кодексом не предусмотрено, лицевые счета должника как участника бюджетного процесса в органе Федерального казначейства отсутствуют с учетом вышеуказанного.
Доводы административного истца о том, что исполнение должно производиться по правилам ст.242.1 БК РФ с учетом особенностей, предусмотренных гл. 24.1 БК РФ, основаны на неверном понимании закона.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания незаконным решения (действия) административного ответчика по возврату взыскателю исполнительного листа, а требование о возложении обязанности принять в установленном порядке к исполнению исполнительные листы ФС № - является производным от требования об оспаривании решения, в удовлетворении которого отказано, в связи с чем суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. 177 – 178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ФИО2 казначейства по <адрес> о признании незаконным решения, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Первореченский районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: