ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1231/2016 от 06.12.2016 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-1231/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2016 года г. Петровск- Забайкальский

Забайкальского края

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Герасимовой Н.А.,

при секретаре Юнжаковой И.А.,

рассмотрев в упрощенном (письменном) судопроизводстве дело по административному иску Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, жителей сельского поселения «Хохотуйское» к Администрации сельского поселения «Хохотуйское» о понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор обратился в суд c вышеуказанным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя тем, что Петровск-Забайкальской межрайпрокуратурой в ноябре 2016 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Петровск-Забайкальского района законодательства об общих принципах организации и деятельности контрольно - счетных органов и противодействии коррупции. В соответствии с ч. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований настоящего Кодекса. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в его действующей редакции (далее - Федеральный закон от 06.10.2013 № 131-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования составляет структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и иными органами и выборными должностными. лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Исходя из содержания ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования, порядок организации и деятельности контрольного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ), федеральным законом от 06.10.2013 № 131-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации. В силу п.п. 2, 4, 6, 8 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и. осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица. Как следует из ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о. передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Выступая в качестве нормативных правовых актов прямого действия, Федеральные законы ьт 06.10.2013 № 131-ФЗ и от 07.02.2011 № 6-ФЗ направлены на совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритета применения мер по предотвращению коррупции, позволяет признать, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ предполагает обязательность создания контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях в формах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ. В нарушение вышеуказанных положений закона в сельском поселении «Хохотуйское» внешний муниципальный финансовый контроль не осуществляется, соответствующие полномочия по осуществлению названного контроля в представительный орган муниципального района не передавались. Так, администрацией сельского поселения «Хохотуйское» в результате бездействия не создан контрольно-счетный орган. На уровне муниципального района «Петровск-Забайкальский район» на основании решения Совета MP «Петровск-Забайкальский район» от 24.04.2012 № 167 создана контрольный орган муниципального района, деятельность которой осуществляется согласно Положению, утвержденному решением Совета MP «Петровск-Забайкальский» от 28.11.2013 № 32. В 2015 году Советом сельского поселения «Хохотуйское» принимались меры к заключению соглашения с Контрольно-счетным органом муниципального района «Петровск-Забайкальский район» о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля сроком на один год, что подтверждается соглашением от 01.04.2015. Однако 01.04.2016, го да указанное соглашение прекратило свое действие, новое соглашение не принималось, что подтверждается информацией из Совета муниципального района «Петровск-Забайкальский район». В связи с чем, в настоящее время администрацией сельского поселения «Хохотуйское» не осуществляется внешний муниципальный финансовый контроль. Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки, решением Совета MP «Петровск-Забайкальский район», решением совета СП «Хохотуйское», соглашением от 01.04.2015. Таким образом, бездействие администрации сельского поселения «Хохотуйское» (непринятие мер к организации осуществления внешнего муниципального финансового контроля на территории поселения) ведет к нарушению права жителей поселения, уровень жизни которых во многом зависит от эффективного и целевого использованию бюджетных средств. Обязать администрацию сельского поселения «Хохотуйское» в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать в сельском поселении «Хохотуйское» осуществление внешнего муниципального финансового контроля в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об. общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Определением суда от 23 ноября 2016 года в качестве заинтересованных лиц привлечены Совет сельского поселения «Хохотуйское», Совет муниципального района «Петровск-Забайкальский район», Контрольно-счетный орган муниципального района «Петровск-Забайкальский район».

В связи с согласием сторон на рассмотрение дела в упрощенном (письменном) судопроизводстве и неявкой сторон в судебное заседание, дело рассмотрено, в силу ст. 291 КАС РФ, в упрощенном (письменном) судопроизводстве.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что прокурором заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в связи с нарушением прав жителей поселения, уровень жизни которых во многом зависит от эффективного и целевого использования бюджетных средств.

Таким образом, заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью муниципальных образований.

Частью 3 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешний финансовый муниципальный контроль осуществляется контрольно-счетными органами муниципальных образований.

Полномочия органов внешнего муниципального контроля определены статьей 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 9 Федерального закона №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального Закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Такое соглашение Советом сельского поселения «Хохотуйское» не заключалось. Доказательств обратного в судебное заседание не представлено.

Отсутствие в сельском поселении «Хохотуйское» внешнего финансового контроля является нарушением принятого в Российской Федерации антикоррупционного законодательства. В частности статья 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» устанавливает, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Внешний финансовый муниципальный контроль является приоритетной мерой по предупреждению коррупции, способствующей публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления. Указанные меры противодействия коррупции действующим законодательством отнесены к компетенции органов местного самоуправления. В настоящее время в поселении фактически не осуществляются организация и контроль за законностью, результативностью использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством, не осуществляется экспертиза проекта местного бюджета, анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании.

С учетом изложенного, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.

Прокурор района просит установить срок исполнения решения суда в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу.

Указанный срок суд полагает достаточным.

В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом обстоятельств дела и характера заявленных требований, с учетом мнения сторон, считающих разумным для установления срока 30 дней со дня вступления решения в законную силу, суд полагает необходимым определить срок для исполнения решения суда – 60 дней со дня вступления в законную силу решения суда, что является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Учитывая, что в соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены, соответственно, в силу ст. 104 КАС РФ, оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, жителей сельского поселения «Хохотуйское» к Администрации сельского поселения «Хохотуйское» о понуждении к действию, о понуждении к действию удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Хохотуйское» в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать в сельском поселении «Хохотуйское» осуществление внешнего муниципального финансового контроля в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья

Петровск-Забайкальского городского суда

Забайкальского края Н.А. Герасимова

КОПИЯ ВЕРНА