ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12323/2021 от 23.12.2021 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-12323/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 23 » декабря 2021 года

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Галкиной Н.В.

при секретаре Лариной О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по городу Москве о признании незаконными налоговых уведомлений, признании незаконными действий по отказу в проведении перерасчета налога на имущество физических лиц, обязании произвести перерасчет, взыскании судебных расходов

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к ИФНС РФ №5 по г.Москве о признании незаконными налоговых уведомлений, признании незаконными действий по отказу в проведении перерасчета налога на имущество физических лиц, обязании произвести перерасчет, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что им ДД.ММ.ГГГГ получены налоговые уведомления за ДД.ММ.ГГГГ. и за ДД.ММ.ГГГГ., в которых ему начислен налог на имущество физических лиц, в том числе в отношении объекта недвижимого имущества(нежилого помещения) с К№, общей площадью ..... кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, состоящего из машиномест и проезда между ними и предназначенного для размещения автотранспорта, собственником которого он является в доле. При этом в отношении парковки налог был начислен по следующим ставкам: за ДД.ММ.ГГГГ.-1,3%, за ДД.ММ.ГГГГ.-1,4%, за ДД.ММ.ГГГГ.-1,5%. ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к ответчику с требованием произвести перерасчет на налогу в отношении парковки, применив ставку 0,1%, применяемую в отношении гаражей и машино-мест. Административный ответчик ответил отказом, в связи с чем, истец крайне не согласен и был вынужден обратиться в суд.

Административный истец: ФИО2 и его представитель в судебное заседание явились, на административных исковых требованиях настаивали в полном объеме.

Ответчик: представитель ИФНС России №5 по г.Москве в судебное заседание явилась, с заявленными требованиями не согласилась, представила письменный отзыв на административный иск, в котором просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Заинтересованные лица: ФИО3 и ФИО4 в судебное заседание не явились, их представитель в судебном заседании требования поддержал.

Заинтересованное лицо: Управление ФНС РФ по г.Москве о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

По смыслу части 1 статьи 218 и статьи 227 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания недействительными решений, действий(бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемых решений, действий(бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.

Установлено, что ФИО2 является собственником доли недвижимого имущества - нежилого помещения с К№, общей площадью ..... кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС

Из представленный документов следует, что Распоряжением префекта центрального административного округа г.АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ г. № введен в эксплуатацию объект недвижимости, расположенный по адресу: гАДРЕС являющийся гаражом-стоянкой с офисами(л.д.10)

В соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ. здание, в котором расположено помещение, принадлежащее административному истцу в ? доле, находится по адресу: АДРЕС Общая площадь помещения – ..... кв.м, номер помещения , этаж . Дата последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.13)

Согласно экспликации помещений по указанному адресу в графе «Характеристики комнат и помещений» указаны машино-места с общей площадью ..... кв. м., из которых под номером указан гараж, площадью ..... кв.м. Дата экспликации ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.14-15 том 1)

Имеется также план расположения помещения на 4-м этаже с указанием площади и номеров машино-мест, из которого усматривается, что гараж под номером , площадью ..... кв.м., представляет собой подъезд к остальным ..... машино-местам(л.д.16-17 том 1)

Таким образом, исходя из исследованных документов, следует, вышеуказанное помещение является совокупностью машино-мест, то есть гаражом.

ФИО2 получил налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ.г., и № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.27-29,30-31 том 1), из которых усматривается, что ему начислен налог на объект с К№, расположенный по адресу: гАДРЕС исходя из следующих налоговых ставок: за ДД.ММ.ГГГГ.-1,3%, за ДД.ММ.ГГГГ.-1,4%, за ДД.ММ.ГГГГ.-1,5%.

Не согласившись с примененными налоговыми ставками, ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете указанного налога за ДД.ММ.ГГГГ гг. по налоговой ставке 0,1 процента, установленной пунктом 2 статьи 1 Закона города Москвы от 19 ноября 2014 г. № 51 в отношении гаражей и машино-мест(л.д.26 том 1).

Письмом ИФНС от ДД.ММ.ГГГГ. № налогоплательщику отказано в перерасчете, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости наименование и назначение принадлежащего на праве собственности ФИО2 объекта недвижимости - нежилое помещение(л.д.25 том 1) В ответе от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 сообщено о правомерности применения ставки в размере 1,5 %(л.д.21 том 1)

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам(статья 15 Налогового кодекса РФ)

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ; устанавливая налог на имущество физических лиц, представительные органы муниципальных образований(законодательные(представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 Налогового кодекса РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с этой же главой(пункты 1,2 ст.399 НК РФ)

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 названной статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1 процента в отношении в том числе гаражей и машино-мест; 2 процентов в отношении в том числе объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в подпункт 1 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в отношении гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 названного пункта (в частности, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса), применяется налоговая ставка 0,1 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения. Данные положения действуют с 01.01.2017г.

Законом города Москвы от 19 ноября 2014г. № 51 «О налоге на имущество физических лиц» установлены налоговые ставки: для гаражей и машино-мест в размере 0,1 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения (пункт 2 статьи 1); в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размерах: 1,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения в 2016 г., 1,4 процента - в 2017 г.; 1,5 процента - в 2018 г. и последующие налоговые периоды (пункт 4 статьи 1).

На правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г., пункт 2 статьи 1 Закона города Москвы от 19 ноября 2014 г. № 51 распространяется в редакции Закона города Москвы от 21 ноября 2018 г. № 26 «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в сфере налогообложения», согласно которой налоговая ставка в размере 0,1 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения устанавливается в отношении гаражей и машино-мест, в том числе, расположенных в зданиях, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства г.Москвы от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП утвержден перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 г. и последующие налоговые периоды.

Как указано выше, с учетом представленных и исследованных судом доказательств, объект с К№ общей площадью ..... кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС, состоит из машиномест и проезда между ними, предназначен для размещения автотранспорта, то есть является гаражом, в связи с чем, подлежит налогообложению по ставке 0,1 процента.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 03 июля 2016г. №315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 01.01.2017г., в пункт 1 статьи 130 ГК РФ внесены изменения, согласно которым к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 03 июля 2016г. №315-ФЗ объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места (независимо от его соответствия установленным минимально допустимым размерам машино-мест) и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона либо который был создан или создается на основании заключенного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договора участия в долевом строительстве или иного договора и права на который не зарегистрированы, признается машино-местом. Не требуется замены ранее выданных документов или внесения в них изменений, внесения изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости, указанного в настоящей части.

В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним были зарегистрированы доли в праве общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, каждый участник общей долевой собственности вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона), а также зарегистрировать право собственности на машино-место(часть 3 статьи 6 Закона №315-ФЗ)

Из анализа приведенных положений закона следует, что при наличии сведений, свидетельствующих о наличии в ЕГРН хотя бы одной характеристики объекта в качестве «гаража», «машино-места», следует применять установленные главой 32 НК РФ условия налогообложения для вида соответствующих объектов(«гаража», «машино-место»)

Согласно сведениям ЕГРН наименование и назначение объекта недвижимости с К№, общей площадью ......м., расположенный по адресу: АДРЕС, - нежилое помещение.

Вместе с тем, в выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. в графе «особые отметки» перечислены номера помещений, комнат, бокса/места машиноместа, входящих в состав данного нежилого помещения, например: «помещение , комната - бокс/место машиноместо »(л.д.18-20 том 1)

То обстоятельство, что здание с К№ включено в Перечень, утвержденный Постановлением № не имеет правового значения при разрешении данного дела, поскольку принадлежащий на праве собственности ФИО2 самостоятельный объект недвижимости с К№ в указанные Перечень не включен. Расположение этого объекта в здании с К№ не свидетельствует о его включении в Перечень.

Доводы административного ответчика о том, что административный истец использует спорный объект в предпринимательской деятельности, суд находит несостоятельными, доказательств тому не представлено. Тот факт, что административный истец зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя не свидетельствует об использовании объекта в предпринимательской деятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые налоговые уведомления и действия административного ответчика не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы административного истца.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО1 основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом положений ст.111 КАС РФ с административного ответчика в пользу ФИО1 подлежат взысканию понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере ..... руб.

Руководствуясь ст.ст.11, 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по городу Москве о признании незаконными налоговых уведомлений, признании незаконными действий по отказу в проведении перерасчета налога на имущество физических лиц, обязании произвести перерасчет, взыскании судебных расходов - удовлетворить.

Признать незаконными налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ. за ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ год, выставленные ФИО2, в части объекта налогообложения с К№, расположенного по адресу: АДРЕС

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по городу Москве, выразившиеся в отказе в проведении перерасчета по налогу на имущество ФИО1(ИНН ) за ДД.ММ.ГГГГ.г. по объекту налогообложения с К№, расположенному по адресу: гАДРЕС

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы №5 по городу Москве произвести перерасчет налога по лицевому счету налогоплательщика ФИО1(ИНН ) по объекту налогообложения с К№, расположенному по адресу: АДРЕС, установив налоговую ставку по налогу на имущество физических лиц в отношении указанного объекта в размере 0,1%.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по городу Москве в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере ..... руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: Н.В.Галкина