ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1232/19 от 30.04.2019 Ленинскогого районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Дело №2а-1232/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Астрахань 30.04.2019 года

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Апостолова К.В.,

при секретаре Кадралиевой Л.Н.,

с участием помощника прокурора Мукашевой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации МО «город Астрахань», управлению муниципального имущества администрации МО «город Астрахань» и управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «город Астрахань» о признании незаконным и отмене постановления мэра г.Астрахани,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском, указав, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом по <адрес>, который расположен на земельном участке площадью 422 кв.м. (кадастровый <№>). Постановлением от 13.03.2017г. № 1481 был изменен вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома)». По результатам проведения кадастровых работ был подготовлен межевой план, который был направлен в Управление Росреестра, по итогам рассмотрения границы земельного участка были уточнены. Распоряжение администрации МО «город Астрахань» № р-10-02-1211 от 24.07.2018г. ФИО1 отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 452 кв.м. кадастровый <№> в Ленинском районе для индивидуального жилищного строительства по <адрес>, поскольку часть земельного участка расположена на землях общего пользования, так как согласно постановления мэра г.Астрахани № 6314-м от 03.10.2014г. утвержден проект планировки межевания территории в границах набережной Кривая Болда, ул.Лемисова, Сельскохозяйственной, пер.Комсомольского, ул.Карагалинской, пер.2-й Белый, набережной р.Прямая болда в Ленинском районе г.Астрахани, для реконструкции распределительных электрических сетей 0,4-ЮкВ в Заболдинском участке. В соответствии с заключением кадастрового инженера ФИО5 установлено, что красная линия, утвержденная указанным проектом планировки и межевания территорий, пересекает участок по адресу: г. Астрахань, Ленинский <адрес> на 0,26 м., а объект капитального строительства на 0,56- 0,58 м. Истец считает проект планировки и межевания территорий утвержденный Постановлением мэра города Астрахани от 03.10.2014г. №6314-м «Об утверждении проекта планировки и межевания территории в границах набережной реки Кривая Болда в Ленинском районе г. Астрахани недействительным в части утверждения красной линии, проходящей земельному участку, расположенному по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Цюрупы, 29. Указанный проект планировки и межевания территорий был предоставлен истцу лишь 03.09.2018г. С целью досудебного урегулирования спора истец обратилась в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «город Астрахань» с заявлением о внесении изменений в проект планировки в части исключения земельного участка по адресу: Астрахань, Ленинский <адрес>, 02.10.2018г. в соответствии с ответом управления истцу отказано и рекомендовано обратиться в суд. Просит суд, с учетом уточнений, признать постановление мэра города Астрахани 03.10.2014г. №6314-м «Об утверждении проекта планировки межевания территории в границах набережной р. Кривая Болда Ленинском районе г. Астрахани» незаконным ввиду нарушения при его принятии ч.1 ст.41, ч.2-6 ст.42 ГрК РФ, а также п.п. 1,3.1, 4.1, 4.4, 5.2, 5.3.4, 5.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС30-201-98), подп.6,7 п. 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной приказом Госстроя России от 29.10.2002г. № 150, п.п. 4,9, п. 6, ст. 9.1 Положения постоянно действующее комиссии по подготовке и проведению публичных в части утверждения красной линии, проходящей по земельному участку по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО1 не присутствовала, ее представитель ФИО2 требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчиков: администрации МО «город Астрахань», управления муниципального имущества администрации г.Астрахани и управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «город Астрахань» в судебном заседании не участвовали, представили отзывы, где исковые требования не признали, просили отказать.

Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, изучив материалы дела, находит заявление не обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд,

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что утверждение документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 8 ГрК Российской Федерации утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 41 ГрК Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Порядок опубликования документации по планировке территорий регламентирован ч. 16 ст. 45, ч. 14 ст. 46 ГрК Российской Федерации,

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником и жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 24.10.2001г.

Распоряжением администрации МО «город Астрахань» № р-10-02-1211 от 24.07.2018г. ФИО1 отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 452 кв.м. кадастровый <№> в Ленинском районе для индивидуального жилищного строительства по <адрес>, поскольку часть земельного участка расположена на землях общего пользования.

Постановлением администрации г.Астрахани № 6314-м от 03.10.2014г. утвержден проект планировки межевания территории в границах набережной Кривая Болда, ул.Лемисова, Сельскохозяйственной, пер. Комсомольского, ул. Карагалинской, пер. 2-й Белый, набережной р.Прямая болда в Ленинском районе г.Астрахани, для реконструкции распределительных электрических сетей 0,4-ЮкВ в Заболдинском участке.

Частью 12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Исходя из положений статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 1).

В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 г. N 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.

Таким образом, земельные участки, в пределах границ которых проходят как существующие, так и планируемые в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией объекты общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары и другие подобные объект), не могут быть приватизированы в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя в числе прочего и красные линии (пункт а части 3).

Согласно п.11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно ч.12 ст.85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Из материалов дела следует, что красная линия проходит по земельному участку, на который претендует административный истец.

Истец просит признать незаконным в части постановление мэра г.Астрахани №6314–м от 03.10.2014г., устанавливающее прохождение красных линий через границы земельного участка по адресу <адрес>, указав на неправомерность его вынесения ввиду установления красных линий без учета существующей застройки территории, что является неправомерным и нарушает права административного истца.

Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК Российской Федерации).

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 41 ГрК Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (ст. 1 ГрК Российской Федерации).

Согласно ст. 42 ГрК Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.

В соответствии с ч. 5 ст. 45 ГрК Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В материалы дела представлен проект планировки и межевания территорий в границах набережной Кривая Болда, ул. Лемисова, Сельскохозяйственной, пер. Комсомольского, ул. Карагалинской, пер. 2-й Белый, набережной р.Прямая болда в Ленинском районе г.Астрахани, которым публичные слушания, проходившие в период с 17.07.2014 по 21.08.2014г., признаны состоявшимися.

Постановлением мэра г. Астрахани от 03.10.2014г. N 6314-м утвержден проект планировки и межевания территорий в границах набережной Кривая Болда, ул. Лемисова, Сельскохозяйственной, пер. Комсомольского, ул. Карагалинской, пер. 2-й Белый, набережной р.Прямая болда в Ленинском районе г.Астрахани.

Информация о проведении публичных слушаний и указанное постановление опубликовано в информационном бюллетене «Астраханский вестник» №29 от 17.07.2014г., размещено на официальном сайте Администрации МО «город Астрахань» в сети "Интернет", а также в справочно-информационных системах.

Таким образом, суд полагает, что оспариваемый акт принят компетентным органом, при соблюдении предусмотренной законом процедуры, подписан полномочным должностным лицом, опубликован в установленном порядке.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Из изложенного следует, что положения градостроительного законодательства не ставят возможность разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории, а оспоренные заявителем красные линии являются проектируемыми и не свидетельствуют об изъятии территории.

Разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории.

Истец указывает на несоответствие оспариваемого проекта планировки в части отображения красных линий по спорному земельному участку и жилому дому в нарушение Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), введенной в действие постановлением Госстроя России от 06.04.1998г. N 18-30.

Суд с приведенными доводами согласиться не может, в соответствии с п.4.1 инструкции проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.

Оспариваемый нормативно правовой акт не регулирует вопросы резервирования, изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Из содержания п. 11 ст.1 ГрК РФ следует, что факт утверждения красных линий не придает участку статус участка общего пользования, а только ограничивает территорию, которая может стать таковой в перспективе. Обратное толкование приведенных норм градостроительного законодательства приведет к ограничению полномочий органов местного самоуправления в реализации планов развития поселений.

Кроме того, действующее гражданское и земельное законодательство предусмотрело способы компенсации в случае изъятия земельных участков у собственника в публичных интересах.

При этом суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление не нарушает права административного истца, поскольку не лишает его права пересмотреть границы земельного участка с учетом проекта планировки межевания территории в границах набережной Кривая Болда, ул. Лемисова, Сельскохозяйственной, пер. Комсомольского, ул. Карагалинской, пер. 2-й Белый, набережной р.Прямая болда в Ленинском районе г.Астрахани.

Таким образом, мэр г.Астрахани, утверждая проект планировки территории в границах набережной Кривая Болда, ул. Лемисова, Сельскохозяйственной, пер. Комсомольского, ул. Карагалинской, пер. 2-й Белый, набережной р.Прямая болда в Ленинском районе г.Астрахани, действовал в соответствии с принципами законодательства о градостроительной деятельности. Проект разработан на основе территориального планирования и градостроительного зонирования с учетом экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, в том числе с учетом мнения граждан и юридических лиц. Следовательно, порядок подготовки и утверждения проекта планировки территории в данном случае был соблюден.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое в части постановление мэра г. Астрахани от 03.10.2014г. N 6314-м не нарушает прав и свобод административного истца, не противоречит федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. В связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения административных исковых требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 к Администрации МО «город Астрахань», управлению муниципального имущества администрации МО «город Астрахань», управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «город Астрахань» о признании незаконным и отмене постановления мэра г.Астрахани – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию, Астраханский областной суд, в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Полный текст решения изготовлен 06.05.2019 года.

Судья подпись К.В.Апостолов