ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1232/2022 от 01.07.2022 Каменского районного суда (Ростовская область)

дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 июля 2022 г. г.Каменск-Шахтинский

Каменский районный суд Ростовской области в составе судьи Самохиной Т.А., при секретаре Новойдарской Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Каменск-Шахтинский Ростовской области к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по городу Каменск-Шахтинскому управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области, заместителю начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области Стрыгину Е.В. об оспаривании предписания должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г. Каменск-Шахтинский Ростовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по городу Каменск-Шахтинскому управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области, заместителю начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области Стрыгину Е.В. об оспаривании предписания должностного лица, просит признать незаконным и отменить предписание от 26.05.2022 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В обоснование требований административный истец сослался на то, что заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области Стрыгиным Е.В. (далее - орган надзора) в отношении Администрации города вынесено предписание от 26.05.2022 (далее предписание) по устранению нарушений требований пожарной безопасности. С предписанием и вменяемыми нарушениями указанными в нем, Администрация города не согласна по следующим основаниям.

Согласно предписанию, органом надзора установлены следующие нарушения.

1. Не созданы до начала пожароопасного периода вокруг населенного пункта противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м.

2. Не произведены в полной мере своевременная уборка мусора, сухой растительности, а также не организован покос травы.

3. Не ликвидированы свалки отходов и мусора на территории общего пользования. Срок исполнения по данному предписанию - 26 июня 2022 г.

Сопроводительным письмом органа надзора от 19.05.2022 в адрес Администрации города направлено распоряжение (приказ) органа государственного (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой/выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 11.05.2022 (далее - распоряжение) (вх. от 19.05.2022).

П. 8 распоряжения установлен срок начала проведения проверки: приступить с 13 мая 2022 г. и срок окончания проверки - не позднее 09.06.2022.

П. 11 распоряжения установлен перечень мероприятий проверки и сроки их выполнения:

1) обследование объектов защиты и территорий (визуальный осмотр) – с 13.05.2022 по 09.06.2022;

2) истребование документов и (или) информации - с 13.05.2022 по 09.06.2022;

3) опрос и получение объяснений - с 13.05.2022 по 09.06.2022.

С сопроводительным письмом органа надзора исх. от 26.05.2022 (вх. Л» 56-2096 от 26.05.2022) предписание и акт плановой проверки от 26.05.2022 (далее - акт) поступили в Администрацию города. Из содержания предписания видно, что оно было вынесено в отношении Администрации города по материалам внеплановой проверки на основании указанного распоряжения. В предписании указано, что в период с 12 мая по 26 мая 2022 г. проведено мероприятие по надзору и т.д.

П. 8 акта установлено, что выездная проверка проведена в следующие сроки с 12 мая 2022 г. 10 час. 00 мин. по 26 мая 2022 г. 11 час. 00 мин.

В п. 9 акта указано, что при выездной проверке совершен осмотр в следующие сроки: с 12 мая 2022 г. 09 час.00 мин по 26 мая 2022 г. 16 час.00 мин.

То есть сам осмотр при выездной проверке начался на один час раньше, а закончился на 5 часов позже, чем установленный п. 8 распоряжения период самой выездной проверки.

Более того, мероприятия самой проверки начаты 12 мая 2022 г., тогда как распоряжением установлено начало проверки 13 мая 2022 г.

Ссылаясь на положения абз. 2 ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», считает, что на Администрацию города, как на юридическое лицо - казенное учреждение, в полной мере распространяются нормы Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1, ч.ч. 1,2 ст. 14, ч.1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» полагает, что из представленных доказательств по делу внеплановая выездная проверка Администрации города надзорным органом проведена на один день раньше, чем это предписано распоряжением, то есть без законных оснований.

Также п. 12 акта содержит перечень документов, являющихся приложением к нему, однако в адрес Администрации города указанные протокол осмотра от 12.03.2022 и фототаблица к протоколу осмотра от 12.03.2022 не передавались, что является прямым нарушением п. 39 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица, за исключением случаев проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия.

Фиксация нарушений требований пожарной безопасности при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Однако как видно из дат указанных документов, они изготовлены значительно раньше времени начала выездной проверки, следовательно, не могут являться доказательствами обстоятельств во время проводимой проверки. Также информация о технических средствах, используемых при фотосъемке, а также сам факт фотосъемки не отражен в акте.

Кроме того, распоряжение на основании которого органом надзора совершены незаконные действия, также не соответствует закону.

Основанием для проведения внеплановой выездной проверки является поступление в орган государственного пожарного надзора заявления, содержащего непосредственно факты нарушений требований пожарной безопасности (ст. ст. 10, 14 Закона №294-ФЗ, ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

При этом в рассматриваемом споре основанием для вынесения надзорным органом распоряжения о проведении внеплановой проверки явился протокол оперативного совещания СБ РФ от 19.01.2022, который не содержит указаний на безусловные факты нарушения Администрацией города законодательства в области пожарной безопасности. Следовательно, распоряжение вынесено без достаточных к тому оснований.

Согласно положениям ст. 1 Федерального закона №69-ФЗ требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Вышеназванный закон налагает на юридические лица обязанность соблюдать требования пожарной безопасности.

В силу ч.1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе:

1) собственники имущества;

2) лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения городского округа относится - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

Согласно ч. 4 ст. 51 Закона №131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Руководствуясь вышеизложенным было создано Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций города Каменск-Шахтинский» (далее - МКУ): 347805, Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Желябова, 31, утвержден его Устав, который находится в свободном доступе по адресу в сети интернет:

Imps: kamensk.donland.ru/activity/24060.

МКУ осуществляет свою деятельность непосредственно на основании Устава и Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно п. 8.2 Устава МКУ является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно п. 4.1. Устава - предметом деятельности и целями создания МКУ являются оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов исполнительной власти города Каменск-Шахтинский, предусмотренных пунктами 8, 10, 28, 29, 32 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в сфере гражданской обороны, защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Согласно п. 5.1.5 Устава МКУ координирует в установленном порядке деятельность аварийно-спасательного формирования, пожарно-спасательного формирования, муниципальной пожарной охраны, а также организаций, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и действующих на территории города.

Согласно п. 5.1.6. Устава МКУ утверждает порядок привлечения сил и средств спасательных формирований и подразделений муниципальной пожарной охраны для тушения пожаров.

Согласно п. 5.1.7 Устава МКУ разрабатывает и реализует меры пожарной безопасности на территории г. Каменск-Шахтинский.

Согласно п. 5.1.10 Устава МКУ осуществляет в установленном порядке:

- создание, хранение, использование и восполнение резервов материальных ресурсов, а также создание и использование финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- аварийно-спасательные и другие неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушении пожаров;

- противопожарную пропаганду;

- информирование населения о приведении в готовность системы гражданской обороны при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций, пожаров и ходе ликвидации их последствий, об угрозе нападения противника и применения им средств массового поражения.

Согласно п. 5.1.11 Устава МКУ осуществляет контроль за:

- осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, готовности сил и средств городского звена областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям при их возникновении и обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Таким образом, за противопожарные мероприятия на территории Муниципального образования несет ответственность МКУ, а Администрация города не является в данном случае ответственным лицом.

Законным представителем МКУ является его руководитель - Плотников Ю.Н.

Вынесенное предписание возлагает на Администрацию города обязанности, которые обязаны осуществлять иное юридическое лицо, тем самым нарушает законные права и интересы Администрации города.

Стороны, надлежащим образом извещались о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, представитель административного истца заявил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области Стрыгин Е.В. направил в суд письменные возражения, в которых сослался на положения пп.3 п.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Указал, что на сайте proverka.gov.ru проводится обязательная регистрация мероприятий по контролю в отношении юридических лиц и ИП. Перед началом мероприятия по контролю необходимо уведомить юридическое лицо о начале проверки путём направления распоряжения. В данном распоряжении указывается № контрольного надзорного мероприятия и куар код. На сайте proverka.gov.ru указаны сроки начала проведения проверки в отношении юридического лица Администрации города Каменск-Шахтинский в период с 12.05.2022. Допущена опечатка в дате на бумажном носителе. Слово «плановая» в акте тоже является опечаткой, период проведения осмотра, указанный в акте проверки, является опечаткой. Реальный срок проведения осмотра отражён в протоколе осмотра (12.05.2022 с 11 часов 10 минут до 11 часов 40 минут и с 12 часов 15 минут до 12 часов 30 минут). Форма акта проверки утверждена Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом». В бланке не предусмотрена графа для отображения технических средств, используемых для фотофиксации. Даты в фототаблице указаны неверно, фотосъёмка производилась 12.05.2022.

Суд, изучив материалы административного дела, материалы проверки в отношении Администрации города Каменск-Шахтинский, приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ) указано, что о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом в орган государственного контроля (надзора) или иным доступным способом.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона 26.12.2008 №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица (ч. 1).

К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 названного Федерального закона (п. 1 ч. 2).

Материалами дела подтверждается, что 11.05.2021 начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Каменск-Шахтинскому УНД и ПР ГУ МЧС России по Ростовской области Дорохиным О.А издано распоряжение №19 о проведении выездной внеплановой проверки Администрацией города Каменск-Шахтинский Ростовской области с целью исполнения протокола оперативного Совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период» от 19.01.2022, утверждённого Президентом Российской Федерации от 27.01.2022 №Пр-195, постановления Правительства Ростовской области от 06.12.2021 №1009 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 13.04.2021 №299 и в целях подготовки объектов и территорий к летнему пожароопасному сезону 2022 г.

Срок проведения проверки определен с 13 мая по 9 июня 2022 г.

Данное распоряжение поступило в Администрацию города Каменск-Шахтинский 19 мая 2021 г. (вх. ) (л.д.16).

Согласно акту проверки от 26 мая 2022 г. проверка начата 12 мая 2022 г. с 10 часов 00 минут, окончена 26 мая 2022 г. в 11 часов 00 минут (л.д.11-13), то есть проверка начата за один день раньше, чем определено распоряжением о проведении выездной внеплановой проверки.

Кроме того, фототаблица к протоколу осмотра датирована 11 мая 2022 г.

По результатам указанной проверки контролирующим органом составлен акт проверки от 26.05.2022 и в тот же день выдано предписание №19/1/4 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, установлен срок выполнения предписания – 27.06.2022.

Таким образом, орган государственного контроля (надзора) уведомил юридическое лицо о проведении выездной плановой проверки менее чем за три рабочих дня до ее начала, что противоречит ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ и в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 20 названного Федерального закона является грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок (в части срока уведомления о проведении проверки).

В силу требований ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах акт проверки от 26.05.2022, предписание от 26.05.2022 об устранении нарушений требований пожарной безопасности не могут рассматриваться как законные, а поэтому указанное предписание подлежит отмене, а административные исковые требования удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Администрации г. Каменск-Шахтинский Ростовской области к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по городу Каменск-Шахтинскому управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области, заместителю начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области Стрыгину Е.В. об оспаривании предписания должностного лица удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области Стрыгина Е.В. от 26.05.2022 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А. Самохина