ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12331/2017 от 19.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2017 г. г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., с участием представителя административного истца по доверенности ФИО5, представителя административного ответчика и заинтересованного лица по доверенности ФИО6, при секретаре Свиридовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205035:8, расположенного по адресу: г.Краснодар, <адрес> на условно разрешенный.

В обоснование своих требований ссылается на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205035:8, расположенного по адресу: г.Краснодар, <адрес>, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратился в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с «ИЖС» на условно разрешенный «административные и офисные здания с количеством надземных этажей более двух, объекты розничной торговли; объекты оптовой торговли объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания; химчистки, прачечные; объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования; фотоателье, фотолаборатории; общественные бани; парикмахерские; объекты проката; объекты по оказанию обрядовых услуг (свадеб и юбилеев); объекты банковской и страховой деятельности; ветеринарные лечебницы; иные объекты по оказанию услуг и обслуживания населения».

Письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства со ссылкой, что заявление не соответствует форме, утвержденной регламентом, что земельный участок расположен в зоне застройки жилыми домами и зоне транспортной развязки.

Административный истец полагает отказ необоснованным, нарушающим его права и интересы как собственника, для защиты нарушенного права вынужден обратиться в суд с данным административным иском.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 по доверенности ФИО5 заявленные требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования г.Краснодар и заинтересованного лица администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности ФИО6 против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь, что данный участок расположен в зоне вида разрешенного использования- ИЖС, оснований для изменения вида разрешенного использования не имеется.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье ст. 3 КАС РФ одной из основных задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании ФИО2, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая ФИО2, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить ФИО2, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как видно из материалов дела, ФИО3 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес>, с кадастровым номером 23:43:0205035:8 на основании распоряжения главы

Администрации Западного округа гор. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия , выданным ДД.ММ.ГГГГ. Разрешенный вид использования земельного участка - «для индивидуального жилищного строительства».

ДД.ММ.ГГГГ административный истец через многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг подал заявление по форме, согласно приложению к административному регламенту предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства», утвержденного постановлением администрации МО город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) об изменении разрешенного вида использования с для «индивидуального жилищного строительства» на условно разрешенный вид использования «административные и офисные здания с количеством надземных этажей более двух, объекты розничной торговли; объекты оптовой торговли объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания; химчистки, прачечные; объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования; фотоателье, фотолаборатории; общественные бани; парикмахерские; объекты проката; объекты по оказанию обрядовых услуг (свадеб и юбилеев); объекты банковской и страховой деятельности; ветеринарные лечебницы; иные объекты по оказанию услуг и обслуживания населения».

Сообщением департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства». В качестве обоснования отказа административный ответчик указывает, что представленное заявление не соответствуют приложению к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства», утверждённого постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Изменение вида разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства», что земельный участок расположен в зоне застройки жилыми домами и транспортной развязки.

В соответствии с требованиями, установленными ч.1,2 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, ФИО2, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип целевого использования земельных участков, в соответствии с которым правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу под. 2 п.1 ст. 40, п. 1 ст. 41 и ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьей 42 ФИО2 Краснодара XI заседания ФИО2 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ п.6 «О принятии устава муниципального образования город Краснодар» в действующей редакции администрация муниципального образования город Краснодар управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, в порядке, установленном ФИО2 Краснодара.

Согласно ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны. Для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) устанавливается градостроительный регламент. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ч. 2 ст. 30, ст. 31 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными ФИО2 Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п. 6 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) и сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар указаны возможные виды разрешенного использования спорного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205035:8, расположенным по <адрес> в г.Краснодаре, который входит в зону застройки индивидуальными домами (Ж. 1.1) основные, вспомогательные и условно разрешенные.

Данная территориальная зона Ж.1.1. предусматривает возможность такого условно разрешенного вида использования земельного участка, как «размещение административных и офисных зданий с количеством надземных этажей более двух, объектов розничной торговли; объектов оптовой торговли объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания; химчистки, прачечные; объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования; фотоателье, фотолаборатории; общественные бани; парикмахерские; объектов проката; объектов по оказанию обрядовых услуг (свадеб и юбилеев); объектов банковской и страховой деятельности; ветеринарных лечебниц; иных объектов по оказанию услуг и обслуживания населения».

Таким образом, препятствий к запрашиваемому изменению условно разрешенного вида использования земельного участка не имеется.

В силу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (ч. 1). Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого ФИО2 и направляет их главе местной администрации (ч. 8 указанной статьи). На основании таких рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает ФИО2 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

В нарушение требований ст.62 КАС РФ административным ответчиком не представлены доказательства соблюдения процедуры по принятию ФИО2 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения на основании заключения о результатах публичных слушаний при рассмотрении заявления административного истца, следовательно, такой отказ нельзя признать законным.

Несостоятельной является ссылка административного ответчика о несоответствии поданного ФИО3 заявления установленной форме.

Из материалов дела видно, что административным истцом подано заявление согласно приложению к административному регламенту предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства», утвержденного постановлением администрации МО город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Не может суд согласиться с доводами ответчика об отказе в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка по тем основаниям, что он расположен в зоне транспортной инфраструктуры.

Земельный участок находится в собственности административного истца, никаких ограничений (сервитутов) в пользовании участком не установлено. Каких-либо ФИО2, постановлений главы города Краснодар об изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд не представлено.

Оценив представленные суду доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО3 требования подлежат удовлетворению.

Доказательств в обоснование законности оспариваемого ФИО2, в нарушение части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не представлено.

В соответствии с требованиями ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании ФИО2, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо ФИО2, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия ФИО2 по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Удовлетворяя требования ФИО3, суд считает обоснованным обязать административного ответчика предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО3 к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным ФИО2 - удовлетворить.

Признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства».

Обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар предоставить ФИО3 разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205035:8, расположенного по адресу: г.Краснодар, <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара.

Председательствующий: