ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1234/2015 от 30.12.2015 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1234/2015

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п. Мостовской 30 декабря 2015 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Немчинова Ю.А.,

при секретаре Семеновой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Чапуриной О. В. к администрации Переправненского сельского поселения о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Чапурина О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Переправненского сельского поселения о признании незаконными действий, выражающихся в отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома.

Заявление мотивировано тем, что согласно договору купли-продажи земельного участка от 11.06.2013 она приобрела в собственность земельный участок площадью <...>, кадастровый номер: <...>, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.06.2013 <...>.

Имея намерение построить жилой дом на указанном земельном участке, она обратилась в администрацию Переправненского сельского поселения с заявлением о выдаче разрешения на его строительство.

Согласно письму администрации Переправненского сельского поселения от 26.11.2015 <...> ей было отказано в выдаче разрешения на строительство по тем основаниям, что ч.2 п.2.10 постановления администрации Переправненского сельского поселения от 12.09.20012 <...> «Об утверждении Административного регламента предоставления администрацией Переправненского сельского поселения муниципальной услуги: «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является невозможность оказания муниципальной услуги в силу обстоятельств, ранее неизвестных при приеме документов, но ставшими известными в процессе предоставления услуги. В период с 19 по 21 июня 2002 года и 23-24 мая 2011 года на территории Переправненского сельского поселения в результате наводнения, вызванного чрезвычайной ситуацией, произошло подтопление территории земельного участка, правообладателем которого она является. Пунктом 4 ст. 67 Водного кодекса РФ предусмотрено, что на территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются. Учитывая, что Переправненским сельским поселением специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод указанной территории не выполнено, выдача разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома по адресу: <...>, запрещена.

Считает отказ администрации в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку администрация Переправненского сельского поселения неправильно квалифицировало территорию, на которой он планирует провести строительство, в частности, п.3 ст. 67 Водного кодекса РФ предусмотрено, что: «границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности».

Согласно п.1 ст.57 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия.

Приказом Минприроды РФ от 06.02.1995 № 45 «Об утверждении "Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации» утвержден порядок объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации. В соответствии с указанным порядком зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, приостановка и предотвращение которых невозможны только за счет организационно-управленческого потенциала и материально-финансовых ресурсов данной территории. При этом зона чрезвычайной экологической ситуации объявляется Указом Президента Российской Федерации.

Часть 4 ст. 67 Водного кодекса РФ содержит запрет на размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений на территориях, подверженных затоплению, без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.

Таким образом, из положений указанной статьи также не следует безусловный запрет на размещение и строительство новых объектов на территориях, подверженных затоплению, при условии проведения специальных защитных мероприятий. Данное положение направлено на защиту окружающей среды, предотвращение чрезвычайных ситуаций и разрушения экосистем, а также на санитарно-эпидемиологическое благополучие человека, однако, не может толковаться в смысле установления абсолютного запрета на предоставление земельных участков.

Отказ администрации не содержит какие-либо указания на нормативно-правовой акт, которым бы определялись границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления, установленных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Пунктом 1 ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных, и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260 ГК РФ).

Целевое назначение земельного участка предусматривает возможность строительства жилого помещения, каких-либо ограничений или обременении в отношении земельного участка не установлено, акта ограничивающего разрешение строительства в указанном месте не имеется, разрешенное использование земельного участке не изменено, обременении в данные ГКН и кадастровый учет не внесено, таким образом, отказ заинтересованного лица не основан на законе и является незаконным.В судебном заседании Чапурина О.В. поддерживала исковые требования и просила их удовлетворить, приведя в обоснование изложенные выше доводы.

Представитель административного ответчика администрации Переправненского сельского поселения Мансурова Л.В. оставила на усмотрение суда разрешение заявленных требований Чапуриной О.В., при этом пояснила, что необходимые мероприятия по предотвращению возможных в будущем подтоплений были проведены в 2011-2012 годах. Так, был произведен ремонт дамбы вдоль улиц Ленина и 50 лет Октября <...>, построена перемычка в начале <...>, что подтверждается актами выполненных работ.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление Чапуриной О.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление

В судебном заседании установлено, что Чапуриной О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <...>, кадастровый номер: <...>, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.06.2013 <...>.

Постановлением администрации Переправненского сельского поселения от 11.08.2015 <...> был утвержден градостроительный план указанного выше земельного участка.

Письмом администрации Переправненского сельского поселения от 18.09.2013 <...> заявителю было отказано в выдаче разрешения на строительство по тем основаниям, что в период с 19 по 21 июня 2002 года и 23-24 мая 2011 года на территории Переправненского сельского поселения в результате наводнения вызванного чрезвычайной ситуацией произошло подтопление территории земельного участка, правообладателем которого они являются. Пунктом 4 ст. 67 Водного кодекса РФ предусмотрено, что на территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются.

Главой администрации Переправненского сельского поселения Кошмелюком А.Е. суду были представлены акты о приемке выполненных работ за июнь-июль 2012 года, июнь 2012 года, август 2012 года, май-июль 2011 года, декабрь 2011 года, согласно которым были проведены мероприятия по предотвращению подтопления <...>.

Пунктом 1 ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных, и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка п.2 ст.260 ГК РФ.

Поскольку указанный в решении земельный участок принадлежит Чапуриной О.В. на праве собственности и относится к категории земель – земли населенных пунктов с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства Чапурина О.В. с учетом требований п.2 ст.260 ГК РФ вправе произвести на нем строительство жилого дома.

Согласно ч.4 ст. 67 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений на территориях, подверженных затоплению, без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.

Однако, учитывая тот факт, что мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод на территории Переправненского сельского поселения были проведены, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами, суд находит отказ администрации Переправненского сельского поселения в выдаче заявителям разрешения на строительство жилого дома, незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административное исковое заявление Чапуриной О. В. о признании незаконными действий администрации Переправненского сельского поселения.

Признать незаконным отказ администрации Переправненского сельского поселения от 26.11.2015 <...> в выдаче Чапуриной О. В. разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <...>.

Обязать администрацию Переправненского сельского поселения выдать Чапуриной О. В. разрешение на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Мостовской районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 11.01.2016.

Председательствующий судья: Ю.А. Немчинов