ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1234/2022 от 31.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

31 мая 2022 года

Ленинский районный суд в составе председательствующего по делу - судьи Афонина Г.В., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием административного истца – межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО5, представителя административного ответчика ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия по устранению выявленного нарушения,

УСТАНОВИЛ:

межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным иском к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия по устранению выявленного нарушения.

Требования мотивированы тем, что межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха на территории городского округа .

В соответствии с Уставом Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «Центральное УГМС») от ДД.ММ.ГГГГ, Учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в том числе на территории .

В силу пункта 3.2.2. Устава, к числу основных видов деятельности ФГБУ «Центральное УГМС» относится проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, в том числе за загрязнением атмосферного воздуха, оценка происходящих в ней изменений, а также прогнозирование происходящих в ней опасных явлений.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды», государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.

Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов. Под стационарным пунктом наблюдений понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них подборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения. В соответствии с пунктами 2.5, 2.6, 2.7 ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест» число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.

Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тыс. жителей, 2 поста - 100 тыс. жителей, 2- 3 поста - 100-200 тыс. жителей, 3-5 постов - 200-500 тыс. жителей, 5-10 постов - более 500 тыс. жителей, 10-20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. жителей.

В населенных пунктах устанавливают один стационарный или маршрутный тост через каждые 0,5-5 км. с учетом сложности рельефа и наличия значительного количества источников загрязнения.

В рамках проведенной проверки установлено, что на территории имеется 2 стационарных поста наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, расположенных в границах (ПНЗ - ; ПНЗ - ).

Численность населения, проживающего в , составляет 399804 человека. Учитывая положения ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест», необходимо функционирование как минимум 3 постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.

Общее руководство деятельностью ФГБУ «Центральное УГУМС» осуществляет Росгидромет.

Виды деятельности, осуществляемые ФГБУ «Центральное УГУМС» в установленном порядке для реализации основной цели деятельности определены в разделе 3 Устава, к числу которых относится осуществление материально - технического оснащения наблюдательной сети Учреждения приборами, оборудованием и другими материальными ресурсами (п.ДД.ММ.ГГГГ), осуществление общего организационно-технического руководства закрепленными станциями и постами (п. ДД.ММ.ГГГГ), организация текущего и капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения, капитального строительства постов наблюдения за загрязнением атмосферы (п. ДД.ММ.ГГГГ).

При таком положении обязанность по установлению и организации деятельности стационарных постов на основании приведенного правового регулирования возложена на Росгидромет и ФГБУ «Центральное УГУМС».

Указанные полномочия являются взаимно дополняемыми и не могут быть осуществлены ФГБУ «Центральное УГУМС» самостоятельно.

Отсутствие надлежащего количества наблюдательных постов негативно влияет на осуществление мониторинга окружающей среды, не позволяет своевременно выявить случаи загрязнения атмосферного воздуха, и, соответственно, принять меры к установлению причин такого загрязнению. Бездействие ответчика свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц (лиц постоянно или временно пребывающих на территории ) на получение достоверной информации о стоянии окружающей среды, гарантированных ст. 42 Конституции РФ.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, административный истец просит суд: признать незаконным бездействие Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета), Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», выразившееся в неустановлении на территории необходимого количества стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-86. «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 3395);

Возложить на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанность устранить бездействие путем установления на территории стационарных постов наблюдения за состоянием окружающего воздуха в количестве, соответствующем требованиям ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-86. «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 3395).

В ходе рассмотрения дела к участию в качестве заинтересованных лиц были привлечены Администрация , начальник ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО2.

В судебном заседании Ивановскиф межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО5 поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, просил суд их удовлетворить, пояснил, что достаточных мер для организации постов наблюдения в количестве, установленном ГОСТом не было принято, отсутствие финансирования не свидетельствует о принятии всех мер для организации необходимого количества постов наблюдения.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» - ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований, подержала письменную позицию, изложенную в возражениях, согласно которому действующими НПА РФ обязанность применения ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-86 в рассматриваемой сфере отношений не установлена. Таким образом, ГОСТ не является нормативным правовым актом в рассматриваемом контексте, и не может являться основанием для возложения на ответчика обязанности установить на территории стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. Планом мероприятий по реализации Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года предусмотрено техническое перевооружение государственной наблюдательной сети, а не организация новых постов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха. Кроме того, государственная система наблюдений включает в себя территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке (л.д. 91-97).

В судебное заседание Федеральная служба гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды представителя не направила, о дате, времени и месту рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, направила письменный отзыв на административное исковое заявление в котором указала, что согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательность применения ГОСТ в рассматриваемой сфере отношений не установлена. Таким образом, ГОСТ не является нормативным правовым актом в рассматриваемом контексте, и не может являться основанием для возложения на Росгидромет обязанности установить на территории стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.

Планом мероприятий по реализации Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ V 1458-р, предусмотрено техническое перевооружение государственной наблюдательной сети, а не организация новых постов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха. Росгидромет просит в удовлетворении административного искового заявления отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя Службы (л.д. 130-131).

В ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица Администрации ФИО6 оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.

В судебное заседание заинтересованное лицо начальник ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО2, не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в порядке, установленном Главой 9 КАС РФ, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица , в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в порядке, установленном Главой 9 КАС РФ, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти при предполагаемом нарушении прав административного истца предусмотрена ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.051999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) и направлены на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» мониторинг атмосферного воздуха представляет собой систему наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

Согласно статье 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии со статьей 5 Закона об охране атмосферного воздуха организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Правовые основы деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (деятельности гидрометеорологической службы) установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (далее - Закон о гидрометеорологической службе).

Указанный закон раскрывает понятие стационарного пункта наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением - это комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения (статья 1).

Согласно части 2 статьи 13 Закона о гидрометеорологической службе организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды» к объектам государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды относятся: атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды водных объектов, озоновый слой атмосферы, ионосфера и околоземное космическое пространство.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды», организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды», государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.

Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, федеральному государственному контролю (надзору) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.

Росгидромет, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, в соответствии с пунктами 1 и ДД.ММ.ГГГГ Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 372 (далее - Положение N 372), и на основании части 2 статьи 9 Федерального закона N 113-ФЗ осуществляет выпуск экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде.

В соответствии с пунктами 5.4.3 и 5.4.4 данного Положения установлено, что Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение юс местоположения, а также осуществляет государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции).

Судом установлено, что межрайонной природоохранной прокуратурой по заданию Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры выявлены нарушения в сфере мониторинга состояния атмосферного воздуха населенных пунктов на территории , установлено, что на территории имеется 2 стационарных поста наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, расположенных в границах (ПНЗ - ; ПНЗ - ), (л.д. 23).

В соответствии с п. 2.6 ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-86. «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 3395), число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тыс. жителей, 2 поста - 100 тыс. жителей, 2 - 3 поста - 100 - 200 тыс. жителей, 3 - 5 постов - 200 - 500 тыс. жителей, 5 - 10 постов - более 500 тыс. жителей, 10 - 20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. жителей.

Пунктом 2.7 ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-86 населенных пунктах устанавливают один стационарный или маршрутный пост через каждые 0,5 - 5 км. с учетом сложности рельефа и наличия значительного количества источников загрязнения.

По вышеуказанным фактам Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес руководителя ФГБУ «Центральное УГМС» внесено представление об устранении нарушений закона (л.д. 16-19).

На момент рассмотрения дела исчерпывающих мер, направленных на устранение нарушений, не принято, количество постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в не соответствует установленным требованиям, доводы об отсутствии финансирования не свидетельствуют о принятии исчерпывающих мер для соблюдения стандартов, при этом выявленный факт не установления постов наблюдения необходимом количестве подтверждает факт бездействия.

Административными ответчиками не представлено доказательств принятия мер для получения финансирования именно для организации поста наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, расположенных в границах , ссылки на обсуждение вопроса об увеличения финансирования в рамках Всероссийского экологического форума «Чистая страна» не свидетельствуют о принятии исчерпывающих мер для установления на территории стационарных постов наблюдения за состоянием окружающего воздуха в количестве, соответствующем требованиям ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 181).

Доводы о том, что планом мероприятий по реализации Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ V 1458-р, предусмотрено техническое перевооружение государственной наблюдательной сети, а не организация новых постов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, не свидетельствует об отсутствии необходимости соблюдения ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-86, принятии административными ответчиками мер для установления на территории стационарных постов наблюдения за состоянием окружающего воздуха в количестве, соответствующем требованиям данного ГОСТа.

Суд принимает во внимание, что пунктом 3.2.2. Устава ФГБУ «Центральное УГМС», представленного по запросу суда, предусмотрен вид деятельности Учреждения - проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценка происходящих в ней изменений, а также прогнозирование опасных природных явлений, приводящих к стихийным бедствиям; неблагоприятных природных условий для отдельных направлений хозяйственной деятельности; химического, радиоактивного и теплового загрязнения, физических, химических и биологических (для поверхностных водных объектов) процессов; изменение компонентов природной среды, приводящее в том числе к изменению климата; их развитием и зоной распространения на территории ответственности учреждения.

Представитель административного ответчика ФГБУ «Центральное УГМС» заявляла, что Учреждение не осуществляет деятельность, связанную со строительством постов наблюдения, их установкой.

Данный довод представителя ФГБУ «Центральное УГМС» является безосновательным ввиду вышеприведенных положений действующего законодательства, а так же положений пункта ДД.ММ.ГГГГ. Устава ФГБУ «Центральное УГМС», согласно которому к целям и видам деятельности Учреждения относится в числе прочего организация в установленном порядке капитального строительства метеорологических площадок.

ФГБУ «Центральное УГМС» проводит работы по подготовке площадок для пунктов гидрометеорологических наблюдений и наблюдений за загрязнением окружающей среды.

Пунктом 3.5.Устава предусмотрено, что Учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации основной цели деятельности, указанной в п. 3.1. настоящего Устава, может осуществлять приносящую доход деятельность по договорам на возмездной основе с заинтересованными лицами по ценам, регулируемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.

Так же следующими пунктами Устава предусмотрено: 5.1. Учреждение осуществляет самостоятельную деятельность в пределах прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

5.2. Учреждение имеет право:

5.2.1. Заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям и видам деятельности Учреждения, установленным настоящим Уставом;

5.2.2. Осуществлять приносящую доход деятельность, соответствующую целям Учреждения, по ценам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.2.3. Самостоятельно распределять доходы, полученные Учреждением от приносящей доход деятельности в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности;

5.2.4. Осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности.

Разделом 4 Устава определены источники финансово обеспечения Учреждения.

Суд принимает во внимание, что несоблюдение требований ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о непринятии административными ответчиками исчерпывающих мер для обеспечения установления на территории стационарных постов наблюдения за состоянием окружающего воздуха в количестве, то есть установлено бездействие нарушающее прав граждан на

Ссылки на несоблюдение соглашения о сотрудничестве, иные доводы, изложенные в ходе рассмотрения дела не свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны ответчиков по неустановлению на территории необходимого количества стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-86.

Доводы о том, что ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-86 не является нормативным актом, административные ответчики не обязаны соблюдать его положения основан на неправильном понимании норм действующего законодательства.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о законности требований межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры представившего суду совокупность доказательств бездействия административных ответчиков приведших к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета), Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», выразившееся в неустановлении на территории необходимого количества стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-86. «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 3395).

Возложить на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанность устранить бездействие путем установления на территории стационарных постов наблюдения за состоянием окружающего воздуха в количестве, соответствующем требованиям ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-86. «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 3395).

Решение может быть обжаловано в областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Г.В. Афонин

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.