ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1235/2021 от 01.03.2021 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№2а-1235/2021

УИД 03RS0007-01-2021-000404-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 марта 2021 года г.Уфа

Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Абузаровой Э.Р.,

при секретаре Ивановой Ю.С.,

с участием административного истца Хамматовой А.И., представителей административного ответчика филиала ГКУ Центра занятости населения ...Воронкова А.П., действующего на основании доверенности №б/н от < дата >, Альмухаметовой Г.Г., действующей на основании доверенности №б/н от < дата >; представителя заинтересованного лица ЗАО «МеталлСервис» - Мамбетова В.Р., действующего на основании приказа от < дата >;

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хамматовой А. И. к Филиалу Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения ...», ГКУ Центр занятости населения ... об оспаривании решения о снятии административного истца с регистрационного учета в качестве безработного,

УСТАНОВИЛ:

Хамматова А.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Филиалу Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения ...» о признании незаконным решения административного ответчика о снятии административного истца с регистрационного учета в качестве безработного и прекращении выплаты пособия по безработице, на основании приказа ... от < дата >., в обоснование административного иска указав, что была поставлена на учет в качестве безработного от < дата >., с указанного времени получала пособие по безработице в размере 13950 руб., однако с < дата > выплаты ежемесячного пособия по безработице административным ответчиком прекращены в связи со снятием с учета в качестве безработного, причиной которого явилось установление административным ответчиком факта занятости, а именно, что с < дата >. по настоящее время Хамматова А.И. является учредителем ЗАО «МеталлСервис». С указанным решением административная истица не согласна, поскольку < дата >. она продала свои акции ЗАО «МеталлСервис» и вышла из состава акционеров ЗАО МеталлСервис», что подтверждается договором купли-продажи акций ... от < дата >г., а также справкой АО «Реестр» об операциях, совершенных по лицевому счету ЗАО МеталлСервис» за период с < дата >. по < дата >. Таким образом, на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве безработного, она не являлась ни учредителем данной организации, ни ее акционером. Исключение из выписки ЕГРЮЛ ее как учредителя Закрытого акционерного общества законом не предусмотрено, однако фактическое отчуждение акций свидетельствует о неполучении дохода от деятельности ЗАО. Хамматова А.И. просит суд признать незаконным решение филиала ГКУ «Центр занятости населения ...», выраженное в приказе ... от < дата >. о снятии административного истца с регистрационного учета в качестве безработного и прекращении выплаты пособия по безработице, взыскать с административного ответчика расходы по оплате юридических услуг за составление административного искового заявления в размере 5000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

Определением суда от < дата > к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГКУ Центр занятости населения ..., в качестве заинтересованного лица ЗАО «МеталлСервис».

В судебном заседании административный истец Хамматова А.И. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске, пояснила, что принадлежащие ей акции ЗАО «МеталСервис» она продала в < дата > году, тем самым вышла из состава акционеров.

Представители административного ответчика филиала ГКУ Центра занятости населения ...: Воронков А.П., Альмухамтова Г.Г. административные исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, пояснив, что ГКУ принимает решения на основании сведений, предоставленных налоговым органом, в выписке ЕГРЮЛ содержаться сведения об учредителе Хамматовой А.И.

Представитель третьего лица ЗАО «МеталлСервис» генеральный директор Мамбетов В.Р. на судебном заседании пояснил, что Хамматова А.И. являлась учредителем Общества длительное время, также занимала должность бухгалтера Общества, затем продала акции одному из сотрудников, тем самым вышла из числа акционеров, что отражено в реестре; в отношении ЗАО нет иного механизма выхода из состава учредителей.

Административный ответчик ГКУ Центр занятости населения ... на судебное заседание не явились, были уведомлены и извещены надлежащим образом, суд на основании ч.6 ст.226, 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности с доказательствами, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.13 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В силу ст.3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 3 указанной статьи не могут быть признаны безработными граждане, считающиеся занятыми.

Абзацем 10 ст.2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", установлено, что занятыми считаются граждане: являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

Как следует из п.1 ст.31 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается лишь гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании заявления Хамматовой А.И. от < дата >. приказом Филиала ГКУ Центр занятости населения ...... от < дата >Хамматова А. И. признана безработной, назначено пособие по безработице в соответствии со ст.ст.30,31,33,34,34.1,34.2 Закона РФ от < дата >... «О занятости населения в РФ» в размере 16949,50 руб. с < дата >

Согласно приказу Филиала ГКУ Центр занятости населения ......П1685/20390 от < дата > измене период выплаты, размер и срок выплаты пособия по безработице, определено выплачивать пособие: с < дата > по < дата > в размере 16949,50 руб. в месяц; с < дата > по < дата > в размере 75% средней зарплаты гражданина (43066 руб.) доплата на детей 3000 руб., 16949,50 руб. в месяц; с < дата > по < дата > в размере 75% средней зарплаты гражданина (43066 руб.) 13949,50 руб.; с < дата > по < дата > в размере 60% средней заплаты гражданина 13949,50 руб. в месяц.

Приказом Филиала ГКУ Центр занятости населения ...... от < дата > прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина Хамматовой А.И. с < дата > в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

Приказом Филиала ГКУ Центр занятости населения ...... от < дата >Хамматова А.И. снята с регистрационного учета с 28.08.2020г. в качестве безработного в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

< дата >Хамматова А.И. обратилась с письмом к директору Филиала ГКУ Центр занятости населения ... с просьбой о предоставлении письменных разъяснений на основании чего она снята с учета в качестве безработного.

< дата > в ответ на обращение Хамматовой А.И. был направлен ответ, что в период нахождения на регистрационном учете Филиале ГКУ Центр занятости населения ..., согласно сведениям, полученным в рамках межведомственного запроса, об участии физического лица в юридических лицах, Хамматова А.И. состоит в организации ЗАО «МеталлСервис» с < дата > в качестве учредителя, что следует из выписки из ЕГРЮЛ ....

Согласно справке от < дата > Филиала ГКУ Центр занятости населения ...Хамматова А.И. является учредителем ЗАО «МетллСервис».

Таким образом, Хамматова А.И. на момент получения социальных выплат являлся учредителем Закрытого акционерного общества.

В соответствии с ч.3 ст.49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Из ч.1 ст.50.1 ГК РФ следует, что юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (ч.8 ст.50 ГК РФ).

Статьей 51 ГК РФ предусмотрено, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления (ЕГРЮЛ).

В силу ч.1 ст.96 ГК РФ акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Правовое положение АО определяется в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах».

Частью 6 ст.98 ГК РФ предусмотрено, что акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация акционерного общества предусмотрена добровольно по решению общего собрания акционеров (ч.1 ст.104 ГК РФ).

Согласно ст.419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 статьи 5 Федерального Закона от < дата > №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ) в ЕГРЮЛ содержаться сведения об учредителях (участниках) юридического лица

По информации, предоставленной МРИ ФНС ... по РБ, участники (учредители) уже зарегистрированного акционерного общества являются акционерами, сведения о них имеются только на момент создания общества и в последующем изменения о составе учредителей общества в ЕГРЮЛ не вносятся, такие изменения подлежат внесению в реестр акционеров.

При постановке на учет Хамматолва А.И. письменно проинформировала ГКУ Центр занятости населения о том, что не имеет работы и заработка, не является учредителем (участником) юридического лица, не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. В случае трудоустройства, получения заработка (вознаграждения) обязалась сообщить об этом в органы службы занятости. Также расписалась в заявлении за достоверность предоставленных сведений для получения государственной услуги, в последующем Хамматова А.И. получала социальные выплаты по безработице, что ею не оспаривается.

Однако, на основании полученного путем электронного взаимодействия с ФНС России ответа на запрос стало известно, что Хамматова А.И. является учредителем ЗАО «МетллСервис».

Положения абз.10 ст.2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" понятие занятого гражданина не ставит в зависимость от фактического получения или не получения прибыли от участия в организации.

Для определения гражданина как занятого критерием является лишь сам факт учреждения организации (участия в ней).

Таким образом, лицо, являющееся учредителем, (участником) организации, не может быть признано безработным и считается занятым наряду с лицами, работающими по трудовому договору.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от < дата >...-П, полномочия по разработке и введению в действие гарантий социальной защиты от безработицы относятся к компетенции федерального законодателя, который при их реализации располагает достаточно широкой дискрецией в выборе моделей, механизмов, условий предоставления этих гарантий и критериев определения круга обеспечиваемых ими лиц.

Реализация данных полномочий осуществляется федеральным законодателем посредством специального правового регулирования, которое имеет в настоящее время в качестве законодательной базы Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", устанавливающий, как указано в его преамбуле, правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и предусматривающий конкретные гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Провозгласив в данном Законе, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (п.1 ст.5), федеральный законодатель гарантировал всем гражданам Российской Федерации бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости (абз.4 п.1 ст.12) и предоставил каждому трудоспособному, независимо от его признания в установленном порядке безработным, право на предоставление органами службы занятости бесплатной консультации, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения.

Однако право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено названным Законом только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых.

Тем самым предоставление государством такой гарантии социальной защиты, как выплата пособия по безработице, связано в настоящее время с приобретением гражданином, не относящимся к категории занятых, статуса безработного.

В настоящее время ЗАО «МетллСервис» не ликвидировано, организационно-правовая форма не изменена, ЗАО не реорганизовано, обладает правоспособностью юридического лица, в связи с чем сведения об учредителях данного Акционерного общества являются актуальными, а предоставленная налоговым органом в ГКУ Центр занятости населения информация является достаточной для принятия правильного решения.

Поскольку ответчик в силу вышеприведенных норм относился к категории занятых, суд приходит к выводу о том, что приказ Филиала ГКУ Центр занятости населения ... от < дата > о снятии административного истца с регистрационного учета в качестве безработного принят в пределах полномочий Государственного казенного учреждения на основании Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", а соответственно в удовлетворении административных исковых требований суд считает необходимым отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Хамматовой А. И. к Филиалу Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения ...», ГКУ Центр занятости населения ... о признании незаконным приказа от < дата > о снятии с регистрационного учета в качестве безработного, прекращении выплаты пособия по безработице, взыскании судебных расходов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Советский районный суд ... РБ в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Э.Р. Абузарова

Решение суда в окончательной форме принято < дата >.