ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1235/2021 от 16.03.2021 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ростов-на-Дону 16 марта 2021 года

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Пипник Е.В.

при секретаре Абасовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-1235/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Ростовской области, Комиссии по индивидуальным служебным спорам при Правительстве РО, о признании отказа в рассмотрении индивидуального служебного спора незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что 09.12.2020 он участвовал в конкурсе на включение в кадровый резерв на должность начальника отдела по вопросам образования, культуры и спорта Правительства Ростовской области, по результатам конкурса, решением от ДД.ММ.ГГГГ занял второе место в рейтинге кандидатов и набрал 48.2 из 70 возможных балла.

Не согласившись с результатами конкурса, 17.12.2020г. он подал жалобу в комиссию по индивидуальным служебным спорам при Правительстве Ростовской области, которая зарегистрирована под номером 5.5-35058-20.

Ответами от 13.10.2020 б/н и от 25.01.2021 4.3/37 ему сообщили об отказе в рассмотрении жалобы комиссией по индивидуальным служебным спорам при правительстве Ростовской области по причине того, что он не является государственным гражданским служащим.

Отказ в рассмотрении его жалобы в комиссии по индивидуальным служебным спорам при Правительстве Ростовской области, считает нарушением его прав, выраженных в бездействии органов государственной власти.

На основании изложенного, просил суд в порядке главы 22 КАС РФ, признать отказ в рассмотрении его жалобы комиссией по индивидуальным служебным спорам незаконным.

Административный истец в судебное заседание явился, заявленные требования подержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что 17 декабря он обратился в Комиссию по индивидуальным служебным спорам при Правительстве РО, но ему были представлены отказы в рассмотрении по тем основаниям, что он не является государственным гражданским служащим и, соответственно, данный спор относится к категории споров о приеме на работу. Просил суд обратить внимание на то, что конкурс был на включение в кадровый резерв, что не является в обязательном порядке приемом на работу. Индивидуальный служебный спор - это неурегулированные отношения между гражданином, поступающим, находящимся или находившимся на государственной гражданской службе. В ст. 70 говорится, что непосредственно в суде рассматриваются споры о дискриминации и об отказе в приеме на работу. Но было заявлено требование о признании конкурса несостоявшимся, а решения конкурсной комиссии незаконным. Нарушено его право на рассмотрение в досудебном порядке индивидуального служебного спора. Ответ Правительства противоречит 79 ФЗ, т.к. гражданин имеет право обратиться для рассмотрения индивидуального служебного спора как в Комиссию по индивидуальным служебным спорам, так и в суд, т.е. по выбору гражданина, чьи права были нарушены. Ему отказали в рассмотрении в досудебном порядке, хотя комиссия - постоянно действующий орган при Правительстве РО.

Представитель административного ответчика Правительства РО по доверенности ФИО2 в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, просила отказать на основании ранее приобщенного отзыва. Дополнительно пояснила, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ, ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе РФ», Указом Губернатора РО от 20.08.2018 г. № 56 была образована Комиссия Правительства РО по индивидуальным служебным спорам. Комиссия рассматривает неурегулированные разногласия между Губернатором РО и государственным гражданским служащим, замещающим должность государственной гражданской службы, а также гражданином, претендующим на замещение или ранее замещавшим указанную должность. Комиссия не рассматривает индивидуальные служебные споры, по которым федеральными законами установлен иной порядок. Истец участвовал в конкурсе на включение в кадровый резерв для замещения должности начальника отдела по вопросам образования, культуры, спорта и молодежной политики Правительства РО. По итогам конкурса он занял второе место. Решение Комиссии было озвучено 9 декабря 2020 года. 17.12.2020 истец направил обращение через электронную приемную граждан о признании конкурса несостоявшимся и отмене решения конкурсной комиссии. По итогам рассмотрения данного обращения в установленные сроки 13 января 2021 г. ему был направлен ответ, в котором было указано, что Комиссия по служебным спорам не обладает полномочиями по отмене решения, отмене конкурса на замещение должностей. В соответствии с ч. 11 ст. 70 ФЗ № 79 определено, что претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии. В соответствии с частями 14, 15 комментируемого Закона у гражданина при подаче документов на участие в конкурсе может возникнуть спор о неправомерном отказе в допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности. И в этих же частях указаны споры, которые рассматриваются непосредственно в судах. Из положений законодательства вытекает, что обжалование решения конкурсной Комиссии возможно только в судебном порядке. В своем заявлении истец ссылается на то, что не согласен с ответом, направленным ему повторно 25.01.2021. Довод истца о том, что он не согласен с ответом, направленным ему по итогам рассмотрения его обращения от 14.10.2020, несостоятелен по своей сути, потому что он участвовал в конкурсе в другом органе государственной власти. Каждый орган самостоятельно организует Комиссии по служебным спорам, конкурсные комиссии и конкурсы проводят самостоятельно. Правительство РО является таким же органом исполнительной власти, самостоятельно осуществляющим свою деятельность. 29 октября до сведения истца было доведено, что Правительство РО не уполномочено представлять какие-то сведения, принимать решения в отношении конкурсов иных органов власти. Кроме того, в соответствии с ч. 12 ст. 70 ФЗ № 79 решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения копии решения Комиссии. Истцу ответ был направлен 13.01.2021, срок для обжалования истекал 24.01.2021, таким образом, истцом был пропущен срок для обжалования решения комиссии.

Представитель ответчика Правительства РО по доверенности ФИО3 в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, просил отказать в полном объеме. Дополнительно пояснил, что Губернатор является представителем нанимателя для всех гражданских служащих, которые проходят службу в Правительстве РО, а также для руководителей органов исполнительной власти и их заместителей, но только в части их назначения, увольнения, присвоения классных чинов, все остальные полномочия по предоставлению отпусков, ведению кадрового делопроизводства делегированы руководителям органов. Поэтому и идет отсылка, что в отношении заместителей, руководителей органов эта комиссия споры не рассматривает, рассматривает комиссия, которая образована от соответствующих органов. Ранее в Комиссию по индивидуальным служебным спорам с такими вопросами не обращались. Вопросы об отмене решения конкурсной комиссии поступали, но они были в виде обращений, рассматривались в порядке рассмотрения обращений граждан. В судебном порядке не обжаловались решения комиссии.

Представитель административного ответчика Комиссии по индивидуальным служебным спорам при Правительстве РО в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Указом Губернатора Ростовской области от 20.08.2018 № 56 была образована Комиссия Правительства Ростовской области по индивидуальным служебным спорам, а также утвержден порядок организации Комиссии и ее состав.

Согласно Указа Губернатора Ростовской области Комиссия рассматривает неурегулированные разногласия между Губернатором Ростовской области либо лицом, которому делегированы отдельные полномочия представителя нанимателя (далее - представитель нанимателя), и государственным гражданским служащим Ростовской области, замещающим должность государственной гражданской службы Ростовской области, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Губернатором Ростовской области, а также гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение или ранее замещавшим указанную должность, по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о государственной гражданской службе Российской Федерации и служебного контракта, о которых заявлено в комиссию.

Комиссия не рассматривает индивидуальные служебные споры, по которым федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Истец участвовал в конкурсе на включение в кадровый резерв для замещения должности начальника отдела по вопросам образования, культуры, спорта и молодежной политики Правительства Ростовской области. По итогам конкурса ФИО1 набрал 48,2 балла, что соответствует 2 месту.

ДД.ММ.ГГГГ истец через электронную приемную граждан направил обращение, в котором просил Комиссию Правительства Ростовской области по индивидуальным служебным спорам отменить решение конкурсной комиссии от 09.12.2020 № 13 и признать конкурс несостоявшимся, которое было зарегистрировано за № 5.5-35058-20 от 17.12.2020.

По итогам рассмотрения обращения, истцу был направлен ответ от 13.01.2021 № 4.3/14 за подписью начальника управления по кадровой работе Правительства Ростовской области ФИО4, так же, являющегося членом Комиссии по индивидуальным служебным спорам.

В указанном ответе истцу разъяснено как об отсутствии полномочий Комиссии по индивидуальным служебным спорам на принятие решений о признании конкурса несостоявшимся и отмене решения конкурсной комиссии, так и по существу обращения, заявителю было разъяснено об отсутствии оснований для отмены решения конкурсной комиссии от 09.12.2020 № 13 и признания конкурса несостоявшимся (л.д.7-8).

По итогам рассмотрения повторного обращения, поступившего через Электронную приемную граждан 11.01.2021г. № 5.5-246-21, в котором дублировались доводы, указанные Истцом в обращении от 17.12.2020г., ответом от 25.01.2021 заявителю была изложена аналогичная позиция правительства РО.

Согласно ч. 12 ст.70 Федерально закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с указанным Законом.

В соответствии с ч. 8 ст. 70 Закона гражданин может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок, когда он узнал о нарушении своего права.

Согласно ч. 14, 15 ст. 70 Федерально закона № 79-ФЗ непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям: гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы, о неправомерных действиях (бездействии) представителя нанимателя или уполномоченных им лиц при обработке и защите персональных данных гражданского служащего; представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим ущерба, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами. Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры: о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу; по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

Согласно части 11.5. статьи 70 Закона 79-ФЗ, в случае, если служебный спор не рассмотрен комиссией по служебным спорам, гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, имеет право перенести рассмотрение служебного спора в суд.

Таким образом, законодательно определен порядок обжалования решений конкурсной комиссии, согласно которому, комиссия по индивидуальным служебным спорам не обладает полномочиями по отмене решений конкурсной комиссии, о чем ответчиком был дан обоснованный ответ заявителю.

Наряду с этим, суд принимает во внимание, что письмо от 13.01.2021 № 4.3/14, направленное истцу за подписью начальника управления по кадровой работе Правительства Ростовской области ФИО4, содержит обоснованный ответ по существу обращения заявителя, как в части отсутствия оснований для отмены решения конкурсной комиссии от 09.12.2020 № 13, так и признания конкурса несостоявшимся, в силу чего, доводы истца, согласно которым, бездействием ответчика он был лишен права на разрешение спора в досудебном порядке, суд полагает несостоятельными.

В силу изложенных обстоятельств, суд не усматривает нарушений прав истца в действиях ответчиков, в силу чего, полагает заявленные требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Правительству Ростовской области, Комиссии по индивидуальным служебным спорам при Правительстве РО, о признании отказа в рассмотрении индивидуального служебного спора незаконным - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2021 года.

СУДЬЯ: