ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1235/2021 от 18.06.2021 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-1235/2021

УИД 42RS0013-01-2021-002145-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Междуреченск 18 июня 2021 года

Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Приб Я.Я.,

при секретаре Киселевой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» к администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным реестра мест накопления твердых коммунальных отходов в части,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее ООО «Экологические технологии») обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным реестра мест накопления ТКО в части.

Требования административного истца мотивированы тем, что региональный оператор ООО «Экологические технологии» осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Междуреченского городского округа.

Согласно ст. 13.4 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления обязаны определять схему размещения мест накопления ТКО и вести их реестр.

Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом.

Реестр мест (площадок) накопления твердых отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Помимо этого, в Порядке создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, опубликованном на сайте администрации Междуреченского городского округа, указано, что в порядок согласования создания контейнерной площадки уполномоченным органом входит направление запроса в Роспотребнадзор.

Однако администрация Междуреченского городского округа не согласовывала с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Междуреченске, городе Мыски и Междуреченском районе включение в реестр места накопления ТКО площадки, находящейся по адресу: Междуреченский городской округ, <адрес>.

Вышеуказанные обстоятельства нарушают права ООО «Экологические технологии», так как в случае незаконного включения адресов в Реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, у ООО «Экологические технологии» необоснованно возникает обязанность по вывозу ТКО по указанному адресу, что влечет за собой убытки, связанные с вывозом ТКО.

Просят признать Реестр контейнерных площадок для размещения ТКО на территории Междуреченского городского округа не действующим в части внесения в него контейнерной площадки, находящейся по адресу: Междуреченский городской округ, <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Экологические технологии» ФИО3, действующая на основании доверенности от 11.05.2021 (л.д. 5), на удовлетворении заявленных требований настаивала, дополнительно пояснила, что между ООО «Экологические технологии» и МКУ ЦБТС заключен договор, согласно которому региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены настоящим договором, в данном договоре указана площадка, расположенная по адресу: <адрес>. Дополнительное соглашение по данному договору заключено в 2019 году. К данной площадке привязаны частные дома, данной контейнерной площадкой пользуются собственники частных домов. Сведения в реестре противоречат заключенному договору. В производстве Арбитражного суда Кемеровской области находится дело по исковому заявлению ООО «Экологические технологии» к МКУ УБТС о взыскании задолженности, ответчик ссылается на реестр, в котором привязки данной площадки к частному сектору не имеется. Просит признать реестр контейнерных площадок недействительным в части внесения площадки.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Междуреченского городского округа ФИО4, действующая на основании доверенности от 29.12.2020 (л.д. 14), возражала против удовлетворения заявленных требований, предоставила письменные возражения (л.д. 36-40), сущность которых сводится к тому, что требования административного истца основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, а именно, в случае создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов органом местного самоуправления, то создание такой площадки не подлежит согласованию с Роспотребнадзором. На территории муниципального образования «Междуреченский городской округ» действуют «Единые правила содержания объектов благоустройства, инженерной инфраструктуры, специальных объектов на территории муниципального образования «Междуреченский городской округ», утвержденные решением Междуреченского городского Совета народных депутатов от 30.06.2009 . В соответствии с п. 4.1.4 данного решения, уполномоченным органом ведется Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требования, указанными в Постановлении Правительства РФ от 31.08.2018 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра». Реестр представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО. В случае, если место (площадка) ТКО создано органом местного самоуправления, сведения о таком месте (площадке) накопления ТКО подлежат включению уполномоченным органом в реестре в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании. В случае, если место (площадка) накопления ТКО создано другим лицом, на котором лежит обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО (заявитель), оно обязано обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадки) накопления ТКО в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования. Порядок направления заявок о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр, порядок рассмотрения таких заявок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра». Лицо, на котором лежит обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО (заявитель), обязано сообщить в уполномоченный орган о любых изменениях сведений, содержащихся в реестре, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений, путем направления соответствующего извещения на бумажном носителе. Следовательно, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения только в случае поступления письменной заявки от лиц, создающих места (площадки) накопления ТКО, в орган местного самоуправления. Контейнерная площадка по адресу: <адрес> по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ», то есть органом местного самоуправления, в связи с этим, согласование создания площадки не требовалось. Более того, площадка соответствует всем санитарным нормам и правилам. Согласно сведениям, содержащимся в Реестре контейнерных площадок для размещения ТКО на территории Междуреченского городского округа, контейнерная площадка по адресу: <адрес> используется для обслуживания 146 домовладений. Физические лица - собственники домовладений, зарегистрированные или проживающие в данных домовладениях, несут бремя оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на контейнерной площадке по <адрес>. Следовательно, административный истец не может нести убытки, связанные с вывозом ТКО, о которых утверждает в своем административном иске.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области ФИО5 действующая на основании доверенности -С/2021 от 30.12.2020 (л.д. 25), в заявленных требованиях административного истца просила отказать пояснила, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест накопления отходов согласно правил обустройства мест накопления отходов, ведение реестра. Поддерживала позицию представителя административного ответчика.

Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что 11.03.2019 между ООО «Экологические технологии» (региональный оператор) и МКУ УБТС (потребитель) заключен Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами /ТКО, согласно условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (л.д. 29-33).

Согласно Дополнительного соглашения /ТКО-1 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами /ТКО от ДД.ММ.ГГГГ, региональный оператор ООО «Экологические технологии» принимает на себя обязательства с надлежащим качеством выполнять дополнительные работы, в соответствии с договором, настоящим дополнительным соглашением, а потребитель МКУ УБТС обязуется оплатить надлежаще оказанные услуги, состав, объем дополнительных услуг: <адрес>, сыркаши-1, объем принимаемых ТКО, м3/месс - 288,8; 7,6 бункер (1 металлический контейнер), периодичность вывоза- понедельник, вторник, суббота (л.д. 35).

Заместителем главы Междуреченского городского округа по городскому хозяйству утверждены данные о местонахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, к ним в частности относится <адрес>, установлены адреса строений, которые совместно пользуются контейнерной площадкой (л.д. 45-72).

В соответствии с ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее закон об отходах) органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 11 части 1 статьи 16 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее Правила обустройства), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 4 Правил обустройства, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

В соответствии с ч. 2 ст. 24.7. Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Тем самым, с учетом вышеуказанных правовых норм, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Судом установлено, что контейнерная площадка по <адрес> создана Комитетом по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ», который является органом местного самоуправления, таким образом, согласование создания спорной площадки с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Междуреченске, городе Мыски и Междуреченском районе не требовалось.

На основании пункта 11 Правил N 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Из пунктов 15 и 17 Правил N 1039 следует, что реестр включает, в том числе, раздел "Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов", содержащий сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема.

Согласно Реестру контейнерных площадок для размещения ТКО, контейнерная площадка по <адрес> внесена в реестр 28.12.2018 и используется для обслуживания 146 домовладений (л.д. 62), в то время как Дополнительное соглашение ООО «Экологические технологии» и МКУ УБТС на оказание дополнительных услуг был заключен в 2019 году.

Таким образом, административному истцу было известно об обслуживании домовладений, сведения, содержащиеся в реестре доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц, в том числе административному истцу.

В силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает, поскольку совокупность оснований для признания незаконным реестра мест накопления твердых коммунальных отходов в части включения контейнерной площадки для размещения ТКО по <адрес> городского округа, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» к администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным реестра мест накопления твердых коммунальных отходов в части, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Междуреченский городской суд Кемеровской области.

Судья подпись Я.Я. Приб

Резолютивная часть решения оглашена 18.06.2021 года

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 25.06.2021 года

Копия верна, подлинник решения подшит в материалы дела № 2а-1235/2021 Междуреченского городского суда Кемеровской области

Судья Я.Я. Приб