Дело № 2а-1236\17 решение изготовлено 15 августа 2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2017 года г. Кола.
Кольский районный суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Ковтуновича М.Л., при секретаре Жерновниковой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО1 к ОМВД России по Кольскому району об оспаривании отказа в регистрации по месту жительства,
Установил:
ФИО1, обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий ОМВД России по Кольскому району указав, что ее представитель К.А.Д., действуя от ее имени на основании нотариально удостоверенной доверенности, обратился в МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Кольском районе с заявлением о снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес> и постановки на регистрационный учет по адресу: <адрес>. Одновременно с заявлением им были поданы все необходимые документы. <дата> за исходящим № ОМВД России по Кольскому району в снятии и постановке на учет по месту жительства ФИО2 было отказано по тем основаниям, что действующее законодательство не предусматривает порядка постановки на регистрационный учет по доверенности, оформленной на лицо, не задействованное в данной процедуре.
ФИО1 просит признать указанный отказ в проведении регистрации незаконным и обязать ответчика устранить нарушение путем возложения обязанности по снятию ее с регистрационного учета по адресу: <адрес> постановки на регистрационный учет по адресу: <адрес>.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, обеспечила явку своего представителя.
Представитель административного истца адвокат Захаров В.А., в судебном заседании требования поддержал, указав на то, что Федеральный Закон российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», нормы гражданского и жилищного законодательства, не содержат в себе запрета на осуществление регистрации граждан по месту жительства, через своих представителей. Так же пояснил, что в силу преклонного возраста, его доверительница лично явиться в ОМВД по Кольскому району для регистрации не может.
Представитель ОМВД РФ по Кольскому району в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления, считая действия по отказу в совершении регистрационных действий законными и обоснованными.
Представитель МБУ «МЦПГМУ в Кольском районе» в судебное заседание не явился просил дело рассмотреть без его участия.
Выслушав пояснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, проверив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти.
При этом под незаконными действиями (бездействием) следует понимать деяния, противоречащие законам и другим правовым актам. Незаконными являются действия, выходящие за пределы компетенции или должностных полномочий органов и должностных лиц, или же бездействие в случаях, когда соответствующие органы либо лица отказываются от выполнения своих обязанностей.
В силу п. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении гражданином должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или надлежаще заверенной копии. Судом по делу установлено, ФИО1,<дата> года рождения, в лице своего представителя К.А.Д., действуя на основании доверенности, <дата> обратилась в ОМВД России по Кольскому району с письменным заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>. При обращении к заявлению ею был приложен документ удостоверяющий ее личность и личность ее представителя, Договор социального найма жилого помещения № от <дата>.
Письмом ОМВД России по Кольскому району от <дата>№ ФИО1 было отказано в регистрации по месту жительства по тем основаниям, что действующее законодательство не предусматривает возможности оформления постановки на регистрационный учет по доверенности, оформленной на лицо, не задействованное в данной процедуре.
Установленные по делу обстоятельства подтверждаются материалами дела и объяснениями сторон в судебном заседании.
Суд считает, что собранные по делу материалы, в их совокупности, свидетельствуют о незаконности действий административного ответчика.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 утверждены "Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", а Приказом МВД РФ от 23 октября 1995 года N 393 утверждена Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 16 этих Правил предусмотрено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: (документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Согласно Пункта 18 Правил, органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, за исключением случая, предусмотренного абзацем седьмым пункта 16 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту жительства и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.
Как видно из Закона Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 713 от 17 июля 1995 г., в них не содержится такой обязанности для гражданина, желающего зарегистрироваться по месту жительства, как его личная явка в органы ОМВД.
Статья 182 ГК РФ предусматривает возможность действовать в гражданском обороте как лично, так и через представителей.
Таким образом, принимая во внимание, что ФИО1 была выдана нотариально удостоверенная доверенность на имя К.А.Д. на совершение действий по постановке на учет по ее месту жительства, а действующее законодательство не предусматривает личной явки гражданина в органы внутренних дел, суд находит отказ в регистрации истца по месту жительства по причине ее личной неявки для регистрации, незаконным, а исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС Российской Федерации, суд
Решил:
Административный иск ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение ОМВД России по Кольскому району Мурманской области от <дата>, исх.№ об отказе в регистрации по месту жительства.
Обязать ОМВД России по Кольскому району произвести действия по снятию ФИО1 с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>. и постановке на регистрационный учет по песту жительства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течении 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: