ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1236/20 от 17.06.2020 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело 2а-1236/2020, УИД 51RS0002-01-2020-000765-76

Решение в окончательной форме составлено 17.06.2020.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 июня 2020 года город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Дурягиной М.С.,

при секретаре Мироненко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Прокуратуры *** области, устранении нарушения прав,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО6 обратился в суд с административным исковым заявлением к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре *** области с названным административным исковым заявлением. В обоснование административного иска указал, что *** составлено обращение (повторная жалоба на действия (бездействие) прокурора *** области). Данное обращение посредством электронной почты направлено в Интернет-приемную Генеральной прокуратуры Российской Федерации и зарегистрировано под номером №*** от ***. В нарушение требований ч.3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» только ***, то есть с нарушением семидневного срока, посредством электронной почты получен ответ от *** за №*** (далее решение), подписанный прокурором отдела предварительного рассмотрения обращений управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Генеральной прокуратуры РФ ФИО1, с одним вложенным файлом.

Указанным ответом ФИО1 уведомил заявителя о том, что в соответствии с подпунктом 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от ***№***, обращение от *** направляется для проверки доводов прокурору *** области.

Данное решение принято в нарушение требований ч.6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку согласно указанной норме запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Отказ ФИО1 в рассмотрении обращения от *** вышестоящим в порядке подчинения органом нарушает права административного истца, закрепленные в ч.1 ст. 218 КАС РФ.

Кроме того, о принятом решении по обращению от *** прокурор *** области уведомил заявителя *** уведомлением №*** посредством электронной почты с прикрепленными двумя файлами.

В данном уведомлении от *** помощник прокурора *** области по рассмотрению обращений и приему граждан ФИО2 указывает на ответ№*** от ***, который в адрес заявителя никогда не поступал.

Данное уведомление от *** принято в нарушение требований п.3 ч.1 ст. 5, п.п.1,4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку в соответствии с указанными нормами гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, а государственный орган, должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение, дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 данного Закона.

Между тем в нарушение указанных норм, заявителю отказано в объективном, всестороннем ответе по существу поставленных в обращении вопросов.

Кроме того, заявитель до настоящего времени не может реализовать свое право на получение письменного ответа по существу поставленных вопросов в обращениях от ***, ***,***.

В связи с указанным, административный истец просит суд признать незаконными действия (бездействие) ФИО1 при рассмотрении обращения от ***, выразившиеся в нарушении требований ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

признать незаконным решение ФИО1 при рассмотрении обращения от ***, выразившееся в нарушении требований ч.6 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

обязать Генерального прокурора Российской Федерации принять решение по обращению от *** в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

признать незаконным решение в виде уведомления ФИО2 от *** при рассмотрении обращения от ***, выразившееся в нарушении требований п.3 ч.1 ст. 5, п.п.1,4 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

признать незаконными действия (бездействия) прокурора *** области при рассмотрении обращения от ***, обращений от ***, ***, ***, выразившиеся в нарушении требований п.3 ч.1 ст. 5, п.п.1,4 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Определением суда от *** к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены прокурор отдела предварительного рассмотрения обращений управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО1. и помощник прокурора *** области ФИО2

В судебном заседании административный истец ФИО6 поддержат административные исковые требования в полном объеме.

Представитель административных ответчиков Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры *** области старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры *** области ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации и письменных отзывах Прокуратуры *** области, полагала права административного истца не нарушенными приведенными административными ответчиками, заявила о пропуске административным истцом срока на оспаривание действий (бездействия) прокурора *** области при рассмотрении обращений от ***, ***, ***.

Административные ответчики ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежаще.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы административного дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 части Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Частью 1 статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 8 указанного Закона запрещено направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Согласно пунктам 1,4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 12 названного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Обязанность органов прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, предусмотрена статьей 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 утверждена Инструкция "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", в соответствии с пунктом 5.1 которой обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45 обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений, в том числе о принятии к разрешению, об оставлении без разрешения, о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры.

Пунктом 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45 предусмотрено, что обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым (ответственный исполнитель), с поручением о проверке доводов в полном объеме, если обращение может быть разрешено нижестоящей прокуратурой. В случае, если часть доводов не может быть проверена в нижестоящей прокуратуре, копия обращения для рассмотрения в этой части направляется в соответствующее подразделение аппарата.

Согласно пункту 3.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45, обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо исполнителем, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.

Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.

При переадресовании вышестоящему прокурору к обращению прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для его рассмотрения.

Ответ на обращение (запрос) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в письменной форме (п. 6.1).

Ответ на обращение (запрос) дается с учетом требований федерального законодательства и права заявителя на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Подробная аргументация в ответах на обращения, связанные с вопросами надзора за расследованием уголовных дел, приводится либо в форме, не раскрывающей тайну предварительного расследования, либо после окончания расследования (п. 6.4).

При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован (п. 6.5).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что обращение ФИО6 от *** о неполучении ответа от прокурора *** области на обращение от *** поступило в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и зарегистрировано *** за номером №*** (л.д.96).

Указанное обращение от *** письмом от ***, составленным прокурором отдела предварительного рассмотрения обращений управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Соколовым С.И., на основании ч.1 ст. 11 Федерального закона от *** N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и пункта 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, *** направлено в прокуратуру *** области для рассмотрения по существу и подготовки ответа заявителю, поскольку разрешение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции прокуратуры *** области (л.д.94,101).

В соответствии с пунктом 3.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45 указанное обращение от *** направлено в прокуратуру *** области, с одновременным уведомлением об этом заявителя, в течении 7 дней со дня регистрации обращения (***), о чем *** составлено соответствующее сопроводительное письмо с переадресованием обращения, подписанное исполнителем ФИО1 (л.д.101).

Согласно сведениям электронного документооборота данное сопроводительное письмо с прикрепленными файлами отправлено по ИСОП в Прокуратуру *** области ***, повторно ***, ФИО6 *** (л.д.96).

Кроме того, в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что обращение ФИО6 от ***, перенаправленное из Генеральной прокуратуры Российской Федерации в прокуратуру *** области, зарегистрировано в прокуратуре *** области *** за номером №*** (л.д.155).

Согласно сведениям электронного документооборота первичное обращение по вопросу, указанному в обращении от *** о неполучении ответа от прокурора *** области на обращение от ***, было зарегистрировано в Прокуратуре *** области *** за номером №*** (л.д.155).

В соответствии 5.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от ***№***, обращение ФИО6 от *** разрешено в течение 15 дней со дня его регистрации (***) в прокуратуре *** области, о чем *** дан ответ по существу обращения, указано, что обращение от ***, поступившее из Генеральной прокуратуры Российской Федерации *** рассмотрено, по результатам рассмотрения дан ответ от ***. Указанный ответ от *** направлен повторно (л.д.160,154).

Кроме того установлено, что *** за номером №*** в прокуратуре *** области зарегистрировано, поступившее в порядке 3.2. указанной Инструкции из Генеральной прокуратуры Российской Федерации за номером №***, обращение ФИО6 от ***, содержащее сообщение о допущенном руководителем государственного органа правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, ввиду неполучения заявителем ответов на обращения из МРЭО ГИБДД №*** ГУ МВД России по *** (л.д.141-143).

Указанное обращение в порядке п.3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45, сопроводительным письмом от ***№*** направлено *** прокурору, где зарегистрировано *** за номером №***. Этим же письмом ФИО6 уведомлен в копии (л.д.140).

В соответствии с п.5.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от ***№***, обращение ФИО6 от *** разрешено в течение 30 дней со дня его регистрации (***) в Выборгской городской прокуратуре, о чем *** дан ответ по существу обращения. В ответе указано, что обращение, направленное посредством интернет-приемной ГУ МВД России по ******, зарегистрировано в Управлении ГИБДД ГУ МВД России по ****** за №***, что подтверждается СЭД МВД, и направлено для рассмотрения в МРЭО ГИБДД №*** ГУ МВД России по ***. Ответ на указанное обращение направлен в адрес заявителя в установленный законом срок. В связи с тем, что в ходе проверки не выявлено нарушений Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», городской прокуратурой не усматривается оснований для принятия мер прокурорского реагирования. К данному ответу приложен ответ старшего инспектора МРЭО ГИБДД №*** ГУ МВД России по ***ФИО4 от ***№***. Ответ на обращение от *** и копия ответа старшего инспектора ФИО4 от *** направлены на электронный адрес ФИО6 (л.д.140-146).

Кроме того, ФИО6 *** Генеральному прокурору Российской Федерации направлено обращение от ***, содержащее сведения о том, что до *** прокурор *** области не обеспечил рассмотрение обращения от *** (л.д.24,25).

Указанное обращение зарегистрировано в Генеральной прокуратуре ФИО7 за номером №*** (л.д.149).

В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45, обращение ФИО6 от *** направлено в Прокуратуру *** области сопроводительным письмом от ***, прикрепленные файлы направлены по ИСОП в первый адрес. Заявитель ФИО6 указанным письмом уведомлен о направлении его обращения по электронному адресу (л.д.148).

Данное обращение от *** зарегистрировано в Прокуратуре *** области *** за номером №*** (л.д.148).

Согласно сведениям электронной карточки регистрации обращений Прокуратуры *** области от *** указано на первичное обращение от ***, а также на отсутствие текста обращения (л.д.147).

В связи с указанным и.о. старшего помощника прокурора области по рассмотрению обращений и приему граждан прокуратуры *** области ФИО5 в соответствии с пунктами 2.1, 2.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45, заявителю ФИО6 на его обращение, поступившее в форме электронного документа, на адрес электронной почты заявителя в течение 7 дней со дня регистрации (***) направлено уведомление от *** о невозможности разрешения обращения с предложением восполнить недостающие данные. В уведомлении указано на отсутствие текста самого обращения (л.д.150).

Кроме того, установлено, что обращение ФИО6 от *** из Генеральной прокуратуры Российской Федерации на основании п.3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от ***№***, в прокуратуру *** области поступило с сопроводительным письмом от *** и зарегистрировано *** за номером №*** (л.д.152).

Согласно карточке регистрации обращений граждан, указано на первичное обращение от ***№***, также имеется резолюция о необходимости уточнения сути обращения, поднять ответ от ***, разъяснить, что текст отсутствует, нет текста в предыдущем обращении (л.д.151).

В связи с указанным в установленный законом срок на обращение от ***, зарегистрированное ***, дан письменный ответ от ***, направленный на электронный адрес ФИО6 (л.д.154).

Факт направления ответов, в частности от ***, от ***, от *** (повторно) на адрес электронной почты заявителя подтвержден скрин копией электронной почты Прокуратуры *** области (л.д.114, 116).

Установленные судом обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

Таким образом, установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что действия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Прокуратуры *** области и их должностных лиц ФИО1, ФИО8 при проверке обращения ФИО6 от ***, а также действия и решения прокурора *** области посредством подчиненных ему должностных лиц Прокуратуры *** области при проверке обращений ФИО6 от ***, ***, *** соответствуют требованиям Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

Указанные обращения административного истца были рассмотрены уполномоченными должностными лицами органов прокуратуры с соблюдением требований действующего законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации и о прокуратуре Российской Федерации, по результатам рассмотрения обращений заявителю в установленные сроки были даны мотивированные ответы.

При рассмотрении обращения от *** нарушений требований ч.3, ч.6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» не установлено.

Письменное обращение от ***, содержало вопросы, решение которых не входило в компетенцию Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поскольку разрешение поставленных в нем вопросов относилось к компетенции прокуратуры *** области.

В связи с чем обосновано на основании пунктов 3.2, 3.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, в течение семи дней со дня регистрации, а именно *** принято решение о направлении в прокуратуру *** области, в компетенцию которой входило решение поставленных в обращении вопросов, с одновременным уведомлением административного истца, направившего обращение, о переадресации обращения.

При этом фактическое направление обращения от *** посредством электронного документооборота в прокуратуру *** области и уведомления заявителя по электронной почте по истечении семидневного срока прав административного истца не нарушает, поскольку не свидетельствует о незаконности принятого должностным лицом Генеральной прокуратуры Российской Федерации решения по обращению от ***.

Исходя из положений статей 62, 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решением, действиями (бездействием), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.

Между тем, административным истцом не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов фактическим направлением в прокуратуру *** области обращения от *** по истечении семидневного срока, равно как и не представлено доказательств, что решение о перенаправлении обращения принято и составлено по истечении семидневного срока.

Оснований сомневаться в том, что решение о перенаправлении обращения от *** принято и составлено должностным лицом Генеральной прокуратуры Российской Федерации *** у суда не имеется. Правильное, по существу, решение не может быть признано незаконным по формальным основаниям.

Довод административного истца о нарушении ФИО1 требований ч.6 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» нахожу не состоятельным.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, под обращением понимаются изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство.

В связи с указанным несмотря на то, что обращение ФИО6 именовано как повторная жалоба, должностным лицом Генеральной прокуратуры Российской Федерации данная жалоба рассмотрена как обращение.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В связи с указанным квалификация поданной ФИО6 жалобы в качестве обращения находится в пределах усмотрения и компетенции должностного лица, уполномоченного на ее рассмотрение.

Таким образом, судом не установлено фактов, свидетельствующих о незаконном действии (бездействии) ФИО1, о незаконности принятого им решения от ***, о нарушении требований частей 3,6 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

Довод административного истца о нарушении помощником прокурора *** области по рассмотрению обращений и приему граждан ФИО2 при рассмотрении обращения ФИО6 от *** требований пункта 3 части 1 статьи 5, пунктов 1,4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» суд отклоняет как необоснованный. В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что должностным лицом Прокуратуры *** области ФИО2 при рассмотрении обращения от *** обеспечено объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, на которое дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В обращении от *** заявитель оспаривает бездействие прокурора *** области ввиду того, что ему не направлен ответ на предыдущее обращение от ***, зарегистрированное в прокуратуре *** области ***. В ответе от *** на обращение от ***, ФИО2 сообщает заявителю, что ответ на обращение от ****** направлен на указанный заявителем адрес электронной почты, и направляет заявителю копию ответа от ***. Таким образом ответ на обращение от *** дан по существу поставленного вопроса и в установленный срок. Право заявителя, предусмотренное п.3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», не нарушено. При этом неполучение ответа от ***, направленного по электронной почте ФИО6 ***, не свидетельствует о незаконности ответа от ***.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными действий (бездействия) прокурора *** области при рассмотрении обращения от *** суд не находит.

По аналогичным основаниям суд отклоняет доводы административного истца о нарушении прокурором *** области требований пункта 3 части 1 статьи 5, пунктов 1,4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» при рассмотрении обращений ФИО6 от ***, от ***, от ***. Материалами дела установлено, что ответы на данные обращения даны ***, ***, *** соответственно, в установленный законом срок, уполномоченными лица, в соответствии с требованиями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан и установленными при их рассмотрении обстоятельствами.

Более того в соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что о нарушении своего права, применительно к обращению от ***, административный истец узнал ***, о чем указано в обращении от *** (л.д.9), применительно к обращению от ****** (л.д.19), применительно к обращению от ****** (л.д.24). Трехмесячный срок оспаривания обращений от ***, ***, *** истек ***, ***, *** соответственно, административный иск подан *** (л.д.30).

На наличие уважительных причин пропуска срока административным истцом не указано. Следовательно, в силу ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действия (бездействие) прокурора *** области при рассмотрении обращений от ***, ***, ***.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

Между тем в ходе судебного разбирательства такой совокупности обстоятельств, при которой суд принимает решение об удовлетворении административного иска, не установлено

Таким образом, с учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными действий (бездействие) ФИО1 при рассмотрении обращения от ***, выразившиеся в нарушении требований ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

о признании незаконным решения ФИО1 при рассмотрении обращения от ***, выразившееся в нарушении требований ч.6 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

о признании незаконным решения в виде уведомления ФИО2 от *** при рассмотрении обращения от ***, выразившееся в нарушении требований п.3 ч.1 ст. 5, п.п.1,4 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

о признании незаконными действий (бездействия) прокурора *** области при рассмотрении обращения от ***, обращений от ***, ***, ***, выразившихся в нарушении требований п.3 ч.1 ст. 5, п.п.1,4 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Поскольку суд отказывает в удовлетворении основных требований, требования административного истца о возложении обязанности на Генерального прокурора Российской Федерации принять решение по обращению от *** в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, также не подлежит удовлетворению, поскольку является производным от первоночальных требований, изложенных в пунктах 1,2 просительной части административного иска в удовлетворении которых судом отказано.

На основании изложенного, руководствуясь статей 175-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении уточненного административного искового заявления ФИО6 об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Прокуратуры *** области, устранении нарушения прав – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.

Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Судья Первомайского районного

суда города Мурманска М.С. Дурягина