Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
07 сентября 2023 года г.Тулун
Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Богданове Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административного истца Братского межрайонного природоохранного прокурора - помощника Тулунского межрайонного прокурора Иркутской области Истомина Е.В. действующего на основании служебного удостоверения и доверенности, административное дело № 2а-1236/2023 (УИД 38RS0023-01-2023-001351-03) по административному иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к административному ответчику министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на лесных участках, обязания совершения действий
у с т а н о в и л
Административный истец Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к административному ответчику министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на лесных участках, обязания совершения действий, указывая в обоснование, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении анализа состояния законности в сфере охраны лесов, установлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории государственного лесного фонда Тулунского лесничества, в отношении которых не приняты меры к их ликвидации.
Так, в границах лесного фонда территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству находятся следующие несанкционированные свалки отходов производства и потребления:
- Икейское участковое лесничество Икейская дача квартал 50 выдел 1, 2, площадью 0,082 га, объем 15 м3, географические координаты 54°24Т0.447100°12"1.08"; 54°23"9.06’7100° 13"2.07";
- Тулунское участковое лесничество Технический участок № 2 квартал 33 выдел 12, площадью 0,1 га, объем 10 м3, географические координаты 54°44"45.877100°4Г0.74";
- Тулунское участковое лесничество Технический участок № 2 квартал 7 выдел 16, площадью 0,7 га, объем 150 м3, географические координаты 54°53Т7.527100°34"35.04";
- Будаговское участковое лесничество Технический участок № 13 квартал 59 выдел 3, площадью 0,07 га, географические координаты 54°34"52.227100°24"50.75".
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ (далее по тексту решения - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений в случае возникновения лесных пожаров. Неисполнение требований лесного законодательства нарушают принцип рационального использования лесов, препятствуют сохранению его полезной функции, что является недопустимым.
Согласно ч. 1 ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом (ФЗ) от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ (далее по тексту решения - ЗК РФ) предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель является целью охраны земель.
В силу ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).
В силу п. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 83 ЛК РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 09.12.2020 № 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единый порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
При использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 20 Правил).
Пункт 2 Правил предусматривает меры санитарной безопасности в лесах, которые включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Соответственно, приведенный перечень мер не является исчерпывающим.
Согласно ч. 3 ст. 60.12 ЛК РФ охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с ЛК РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды».
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, является - министерство лесного комплекса Иркутской области, пункт 1 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп.
В соответствии с пп. 10 п. 9 Положения, министерство осуществляет на территории Иркутской области все названные в подпункте 6 пункта 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.
В силу ч. 3 и ч. 5 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 15 и 16 вышеназванного Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, министерство финансируется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета и зачисляемых в установленном порядке на счет областного бюджета. Министерство расходует полученные из областного бюджета средства в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, проведение мероприятий по очистке лесов от захламления в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности как следует из приведенных выше норм лесного законодательства охватывается полномочиями министерства лесного комплекса Иркутской области по охране и защите лесов.
Поскольку земельные участки, на которых размещены вышеперечисленные несанкционированные свалки, относятся к землям лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, организация мероприятий по ликвидации свалок должна быть возложена на указанный орган государственной власти Иркутской области.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Создание несанкционированных свалок на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, а также влечет поступление неоднократных обоснованных жалоб в органы прокуратуры, местного самоуправления, контролирующие органы.
Кроме того, отходы производства и потребления относятся к легковоспламеняющимся материалам, и их несанкционированное размещение на территории муниципального образования Тулунский район, особенно во время действия особого противопожарного периода может привести к чрезвычайной ситуации, так как влечет возгорание и сильную задымленность прилегающей населенной территории.
Факт наличия перечисленных несанкционированных свалок в границах Тулунского лесничества министерство лесного комплекса Иркутской области не отрицает, что подтверждается протоколами осмотра.
Однако конкретных мер, направленных на их ликвидацию, министерством не принято, что свидетельствует о бездействии уполномоченного органа в решении данного вопроса, отнесенного к его компетенции.
Паспортом федерального проекта «Сохранение лесов», реализуемого в рамках национального проекта «Экология», запланирована реализация мероприятий, направленных на защиту лесов от пожаров. Наличие свалок отходов (0,95 га) на территории лесного фонда создает реальную угрозу возникновения лесных пожаров, причинения ущерба лесному фонду и не достижения целевых показателей федерального проекта.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Согласно ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Изложенные выше нарушения федерального законодательства, явились основанием для обращения прокуратуры в суд с требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, как собственника лесного фонда, и направлены на устранение загрязнения окружающей природной среды, а также на предотвращение возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч. 2 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
В соответствии с п. 1, пп. 4 п. 9 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп, министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, в том числе проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов. Соответственно полномочия министерства лесного комплекса Иркутской области и его руководителя - министра, распространяются на территорию Тулунского лесничества, в границах Тулунского района Иркутской области. В связи с указанным, административное исковое заявление подается в Тулунский городской суд Иркутской области.
На основании изложенного, в целях защиты прав и законных интересов Российской Федерации, руководствуясь ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39 КАС РФ, просит суд:
1. Признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на лесных участках, расположенных:
- Икейское участковое лесничество Икейская дача квартал 50 выдел 1, 2, площадью 0,082 га, объем 15 м3, географические координаты 54°24Т0.44"7100°12Т.08"; 54°23,9.067100°13,2.07";
- Тулунское участковое лесничество Технический участок № 2 квартал 33 выдел 12, площадью 0,1 га, объем 10 м3, географические координаты 54°44"45.87"7100°4Г0.74";
- Тулунское участковое лесничество Технический участок № 2 квартал 7 выдел 16, площадью 0,7 га, объем 150 м3, географические координаты 54°53Т7.527100°34"35.04";
- Будаговское участковое лесничество Технический участок № 13 квартал 59 выдел 3, площадью 0,07 га, географические координаты 54°34"52.22"/100°24"50.75".2.
2. Обязать министерство лесного комплекса Иркутской области в срок до 31.12.2023 ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на лесных участках, расположенных:
- Икейское участковое лесничество Икейская дача квартал 50 выдел 1, 2, площадью 0,082 га, объем 15 м3, географические координаты 54°24"10.447100°12"1.08"; 54о23"9.067100°13"2.07";
- Тулунское участковое лесничество Технический участок № 2 квартал 33 выдел 12, площадью 0,1 га, объем 10 м3, географические координаты 54°44"45.87"7100°4Г0.74";
- Тулунское участковое лесничество Технический участок № 2 квартал 7 выдел 16, площадью 0,7 га, объем 150 м3, географические координаты 54°53"17.527100°34"35.04";
- Будаговское участковое лесничество Технический участок № 13 квартал 59 выдел 3, площадью 0,07 га, географические координаты 54°34"52.22"7100°24,50.75".2.
В судебном заседании представитель административного истца - Братского межрайонного природоохранного прокурора помощник Тулунского межрайонного прокурора Истомин Е.В. действующему на основании служебного удостоверения и доверенности от 12.07.2023, требования административного иска, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, поддерживает, просит суд удовлетворить.
Представитель административного ответчика - министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежаще, о чем в деле имеются доказательства, ШПИ 80405287581338.
31.07.2023 вх. 2023-5/12955 в суд от представителя административного ответчика Хоменко Н.Д. действующей по доверенности от 13.07.2023 выданной сроком действия по 31.12.2024, поступили письменные возражения на административное исковое заявление, из которого следует, что требования административного истца заявлены к ненадлежащему ответчику, административный истец, в административном исковом заявлении приводит довод о том, что в силу пп. 6 п. 1 ст. 83 ЛК РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия в области лесных отношений в осуществлении на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения. Далее прокурор приходит к умозаключению о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, возложена на министерство лесного комплекса Иркутской области. Данные доводы несостоятельны в силу следующего. Согласно сведениям о характеристике объекта недвижимости, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, правообладателем земельных участков, на которых выявлено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления, является Российская Федерация, категория земель - земли лесного фонда. В соответствии с п. 2 ст. 9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). В соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом согласно ст. 83 ЛК РФ, Российская Федерация передала часть федеральных полномочий в отношении земель лесного фонда субъектам РФ. Средства субвенций федерального бюджета на реализацию перешедших полномочий в области лесных отношений предоставляются бюджетам субъектов РФ только на осуществление полномочий, установленных ч. 1 ст. 83 ЛК РФ. В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. В числе переданных субъекту РФ полномочий, перечень которых предусмотрен ст. 83 ЛК РФ, мероприятия по организации очистки мест захламления бытовыми и коммунальными отходами отсутствуют, равно как отсутствует и соответствующее федеральное финансирование. Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп, не предусмотрено, что организация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления входит в число полномочий, министерства. Действительно, пп. 7 п. 8 положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп, возлагает на министерство полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства - лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения. Вместе с тем названные полномочия осуществляются в пределах тех прав и обязанностей, которые отнесены к совместным полномочиям Российской Федерации и ее субъектов, и не влечет возникновение права на возмещение расходов на ликвидацию несанкционированных свалок ТКО за счет субвенций выделенных собственником (Российской Федерацией) для осуществления иных мероприятий, более того, осуществление названных функций от имени субъекта Российской Федерации не возлагает на министерство обязанностей собственника земельного участка либо участка лесного фонда. Согласно разъяснениям Федерального агентства лесного хозяйств (далее - Рослесхоз) по вопросу ликвидации несанкционированных свалок мусора с учетом постановлений Конституционного Суда РФ, опубликованным на сайте http://rosleshoz.gov.ru по состоянию на 25.01.2019 ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием РФ в области лесных отношений, а именно не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов. Согласно ст. 60.3 ЛК РФ и п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг и т.п., очистка к санитарно-оздоровительным мероприятиям не отнесена. Более того, деятельность министерства как органа исполнительной власти, уполномоченного в области лесных отношений и его подведомственных учреждений, не приводит к формированию отходов, не связана с изучением отходов, их учетом, классификацией, производством, уборкой и утилизацией, наличием соответствующего технического оснащения. Таким образом, министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является полномочием, которое Российская Федерация передала Иркутской области, не относится к охране, защите и воспроизводству лесов. Заявленные требования к министерству не подлежат удовлетворению, поскольку направлены на принятие неисполнимого судебного акта. Так, прокурор рассматривает министерство в качестве надлежащего ответчика, поскольку министерство является органом власти субъекта, которому согласно ст. 83 ЛК РФ Российской Федерацией переданы полномочия по управлению лесами финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. В таком случае, рассматривая заявленные требования, в целях соблюдения принципа исполнимости принимаемых судебных актов, суду следует установить источник финансирование таких мероприятий. Министерство лесного комплекса Иркутской области, не является хозяйствующем субъектом, не располагает собственными средствами, какими-либо иными источниками финансирования за исключением бюджета, осуществляет свои полномочия исключительно за счет средств федеральных субвенций, размер и адресность которых обусловлена объемом переданных РФ согласно ст. 83 ЛК РФ полномочий. Следовательно, организовать осуществление мероприятий по ликвидации свалок без федерального финансирования не представляется возможным. Соответственно удовлетворение требования прокурора приведет к принятию неисполнимого судебного акта. Кроме того, в установленный административным иском срок не представляется возможным ликвидировать свалку ввиду того, что помимо настоящего иска в отношении министерства в производстве судов за период с 2021 по 2023 гг. находилось 46 дел о возложении на министерство обязанности ликвидировать 84 несанкционированных свалки твердых бытовых отходов. Просит суд в удовлетворении требований Братского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на министерство обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки, отказать.
Выслушав представителя административного истца, учитывая письменные возражения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований ст. 39 ч. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу требований ст. 218 ч. 1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 3 и 4 части 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет:
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Наличие обязанности по доказыванию предполагает представление стороной доказательств, бесспорно подтверждающих ее позицию, суд, оценивая собранные сторонами доказательства, должен дать оценку относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, ч. 3 ст. 84 КАС РФ.
В силу ст. 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, ч. 1. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию, ч. 2.
В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
На собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления, пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ.
Административный истец Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим административным иском в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц, указывая, что административным истцом установлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории государственного лесного фонда Тулунского лесничества, в отношении которых не приняты меры к их ликвидации, что подтверждается представленными в обоснование требований административного иска следующими доказательствами.
Материалы административного дела содержат доказательства, подтверждающие, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству направлен запрос № 07-40-2023 от 19.04.2023 о предоставлении информации по установлению местонахождения несанкционированных свалок.
Министерством лесного комплекса Иркутской области (Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству) направлено задание на проведение выездного обследования № 25-14-23 от 24.04.2023 в целях проверки поступившей информации от Братской межрайонной прокуратуры № 07-40/2023 от 19.04.2023, поручения министерства лесного комплекса Иркутской области № 06-91-52/23 от 20.04.2023 «установление местонахождения несанкционированных свалок», дата начала и окончания исполнения задания с 24.04.2023 по 24.04.2023, место проведения выездного обследования (краткая характеристика): Икейского муниципального образования 54°24 10.44//100о 121.08 кв. 50 Икейской дачи Икейского участкового лесничества, задачи выездного обследования: предупреждения, выявления, пресечение нарушений лесного законодательств, перечень контрольных (надзорных) действий, выполняемых в ходе выездного обследования: осмотр, инструментальные обследование, цель выездного обследования: федеральный государственный лесной контроль (надзор), л.д. 10.
04.05.2023 территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству во исполнение запроса представлены:
- отчет о проведении выездного обследования от 24.04.2023 составленному начальником отдела по Икейскому участковому лесничеству Степаненко М.Ю. в ходе которого установлено, что в Икейском участковом лесничестве Икейской дачи квартал 50 выдел 1, 2, были обнаружены несанкционированные свалки мусора (твердые бытовые отходы, проведена фотофиксация свалок, замер площади, замер объема мусора). Также установлено, что в ближайшем населенном пункте п.Алгатуй, находящемся в 1 км имеются контейнеры для сбора мусора на каждой улице. Объем выброшенного мусора (отходов) составляет 15 м3, к отчету приложен протокол осмотра № 1, фототаблица места несанкционированной свалки в Икейском участковом лесничестве, Икейской дачи в квартале 50 выдел 1, 2, выкопировка из планшета участка с несанкционированными свалками, л.д. 11, 12, 13, 14-15;
- протокол осмотра № 02 от 24.04.2023 при проведении задания по выездному обследованию, составленному начальником отдела по Тулунскому участковому лесничеству Бадеевым Ю.К. в Гуранском муниципальном образовании, адрес по координатам 54°44"45.87//100о41/0.74//. На момент проверки выявлено место несанкционированной свалки строительным и бытовым мусором жителями п.Андреевка, место свалки расположено на землях лесного фонда, а именно в квартиле 33, выделе 12 технического участка № 2 Тулунского участкового лесничества, на площади 0,1га, с объемом мусора - 10м3, с приложенной к протоколу осмотра от 24.04.2023 № 02 фототаблицей № 02, л.д. 16, 17;
- протокол инструментального обследования от 24.04.2023 при проведении задания по выездному обследованию, составленному начальником отдела по Тулунскому участковому лесничеству Бадеевым Ю.К., по адресу: квартал 33 выдел 12 технического участка № 2, по результатам обследования установлено: свалка бытового и строительного мусора расположена в лесном фонде, а именно квартал 33, выдел 12, технического участка № 2 Тулунского участкового лесничества: свалка строительного и бытового мусора, площадь свалки составляет 0,1га, мусор в объеме около 10м3, л.д. 18-19;
- протокол осмотра № 04 от 24.04.2023 при проведении задания по выездному обследованию, составленному начальником отдела по Тулунскому участковому лесничеству Бадеевым Ю.К. в Гуранском муниципальном образовании, адрес по координатам 54°53"17.52//100о 34/35.04//. На момент проверки выявлено место несанкционированной свалки строительным и бытовым мусором жителями с.Усть-Кульск. Место свалки расположено на землях лесного фонда, а именно в квартиле 7, выделе 16 технического участка № 2, Тулунского участкового лесничества, на площади 0,7га, с объемом мусора - 150м3, к протоколу осмотра приложена фототаблица № 04 от 24.04.2023 № 04, л.д. 20, 21;
- протокол инструментального обследования от 24.04.2023 при проведении задания по выездному обследованию, составленному начальником отдела по Тулунскому участковому лесничеству Бадеевым Ю.К. по адресу: квартал 7 выдел 16 технического участка № 2, по результатам обследования установлено: свалка бытового и строительного мусора расположена в лесном фонде, а именно квартале 7, выдел 16, технического участка № 2 Тулунского участкового лесничества: свалка строительного и бытового мусора, площадь свалки составляет 0,7га, строительный и бытовой мусор в объеме около 150м3, л.д. 22-23;
- протокол осмотра от 21.04.2023 при проведении задания по выездному обследованию, составленному начальником отдела Ковалевой Н.Н. в Писаревском муниципальном образовании, адрес по координатам 54°34"52.22//100о 24/50.75//. В ходе осмотра установлено, что в лесном квартале 59 выдел 3 технического участка 13 Будаговского участкового лесничества (географические координаты 54°34"52.22//100о 24/50.75//) на площади 0,07га находится несанкционированная свалка с отходами производства и потребления. Данная свалка расположена на землях лесного фонда, л.д. 24-25;
- протокол инструментального обследования от 21.04.2023 при проведении задания по выездному обследованию, составленному начальником отдела Ковалевой Н.Н. по адресу: Писаревское муниципальное образование, квартал 59 выдел 3 технического участка № 13, по результатам обследования установлено, что в лесном фонде квартале 59 выдела 3 технического участка 13, Будаговского участкового лесничества, Тулунского лесничества на территории лесного фонда расположена несанкционированная свалка с отходами производства и потребления (54°34"52.22//100о 24/50.75//). Площадь свалки 0,07га, л.д. 26-27.
Дав анализ вышеуказанным представленным административным истцом в обоснование заявленных требований административного иска доказательствам, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанными доказательствами подтверждено наличие несанкционированных свалок в границах лесного фонда территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству, вместе с тем, какие-либо меры по их ликвидации уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области - административным ответчиком министерством лесного комплекса Иркутской области, не предприняты, что свидетельствует о бездействии уполномоченного органа в решении данного вопроса, отнесенного к его компетенции, доказательства обратного административным ответчиком суду не представлены, ст. 62 КАС РФ, в связи с указанным, суд приходит к выводу, что требования административного иска подлежат удовлетворению, оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований административного иска, у суда не имеется.
Административным истцом Братским межрайонным природоохранным прокурором на письменные возражения административного ответчика в суд 04.08.2023 вх. 2023-5/13261 представлен письменный отзыв, с содержанием которого соглашается суд, не принимая во внимание письменные возражения административного ответчика, учитывая, что в силу п. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, кроме всего прочего, полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны и защиты лесов, в том числе по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по охране и защите лесов, является - министерство лесного комплекса Иркутской области, п.п. 10 п. 9 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп. В соответствии с п. 15 Национального стандарта Российской Федерации санитарной безопасности в лесах, утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.11.2017 № 1793-ст ГОСТ Р 57973-2017 (далее - ГОСТ Р 57973-2017), под загрязнением лесов понимается наличие или внесение на лесные земли промышленных и бытовых отходов, фитопатогенных и других опасных биологических агентов. Согласно ч. 3 ст. 60.12 ЛК РФ охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в том числе органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с ЛК РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды». Таким образом, ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда входит в комплекс мероприятий по выполнению мер санитарной безопасности в лесах, полномочия по реализации, которых возложены на министерство лесного комплекса Иркутской области, которое является надлежащим административным ответчиком.
Суд соглашается с доводами административного истца о том, что ссылка административного ответчика на разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства по вопросу ликвидации свалок мусора является необоснованной в силу того, что разъяснение, как документ, не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер.
Суд соглашается с доводами административного истца о том, что довод административного ответчика о том, что ликвидация несанкционированных свалок возложена на собственника лесного фонда - Российскую Федерацию, является несостоятельным в силу того, что полномочия по охране, защите лесов переданы Российской Федерацией министерству лесного комплекса Иркутской области, о чем указано выше в решении суда.
В силу ч. 3 и 5 ст. 83 ЛК РФ, средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 и п. 16 вышеназванного Положения, министерство финансируется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета и зачисляемых в установленном порядке на счет областного бюджета. Министерство расходует полученные из областного бюджета средства в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств.
Суд соглашается с доводами административного истца, изложенными в письменном отзыве от 03.08.2023 № 83-2023, поступившими в суд 04.08.2023 о том, что поскольку земельные участки, на которых размещены несанкционированные свалки, относятся к землям лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, организация мероприятий по ликвидации свалок должна быть возложена на указанный орган государственной власти Иркутской области, то есть, на административного ответчика. В частности, ликвидация несанкционированного складирования отходов на землях лесного фонда является одним из мероприятий подпрограммы «Отходы производства и потребления» на 2019-2024 годы мероприятия «Снижение негативного влияния отходов на состояние окружающей среды» на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды на 2019-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29.10.2018 № 776-п, ответственным исполнителем которого является ответчик. При этом, финансирование на реализацию данного подпрограммного мероприятия на 2022-2024 годы программой не предусмотрено, что свидетельствует об отсутствии со стороны министерства необходимых бюджетных заявок на выделение денежных средств на эти цели. Также недостаточность либо отсутствие финансовых средств, не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона о проведении мероприятий по очистке лесных участков, поскольку соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, ст. 42 Конституции РФ и обеспечение благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности человека, ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также обеспечение пожарной безопасности в лесах не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности административного ответчика - министерства лесного комплекса Иркутской области.
Срок исполнения требований административного истца, по мнению суда, установлен с учетом возможной длительности проведения необходимых мероприятий особенностей финансирования и исполнения законодательства в данной области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 9, 42 Конституции РФ, ст. ст. 12, 210 ГК РФ, ст. ст. 8, 83, 50.7, 51, 60.12 ЛК РФ, ст. ст. 12, 13, 42 ЗК РФ, ст. ст. 22, 39, 62, 84, 218, 226, 227, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л
Требования административного иска - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на лесных участках, расположенным:
- Икейское участковое лесничество Икейская дача квартал 50 выдел 1,2, площадью 0,082 га, объем 15 м3, географические координаты 54°24Т0.44"7100°12Т.08"; 54°23,9.067100°13"2.07";
- Тулунское участковое лесничество Технический участок № 2 квартал 33 выдел 12, площадью 0,1 га, объем 10 м3, географические координаты 54°44"45.87"7100°4Г0.74";
- Тулунское участковое лесничество Технический участок № 2 квартал 7 выдел 16, площадью 0,7 га, объем 150 м3, географические координаты 54°53Т7.527100°34"35.04";
- Будаговское участковое лесничество Технический участок № 13 квартал 59 выдел 3, площадью 0,07 га, географические координаты 54°34"52.22"/100°24"50.75".2.
Обязать министерство лесного комплекса Иркутской области в срок до 31.12.2023 ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на лесных участках, расположенным:
- Икейское участковое лесничество Икейская дача квартал 50 выдел 1,2, площадью 0,082 га, объем 15 м3, географические координаты 54°24"10.447100°12"1.08"; 54о23"9.067100°13"2.07";
- Тулунское участковое лесничество Технический участок № 2 квартал 33 выдел 12, площадью 0,1 га, объем 10 м3, географические координаты 54°44"45.87"7100°4Г0.74";
- Тулунское участковое лесничество Технический участок № 2 квартал 7 выдел 16, площадью 0,7 га, объем 150 м3, географические координаты 54°53"17.527100°34"35.04";
- Будаговское участковое лесничество Технический участок № 13 квартал 59 выдел 3, площадью 0,07 га, географические координаты 54°34"52.22"7100°24,50.75".2.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.
Судья Н.А. Рыжова