ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12372/17 от 18.12.2017 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Подлинник данного документа подшит в административном деле № 2а-12372/2017, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ.

КОПИЯ

Дело № 2а-12372/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 декабря 2017 года город Набережные Челны

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Э.А. Додина,

при секретаре Г.И. Мирзахановой,

административного истца А.М. Салахова,

представителя административного истца Г.В. Добронравова,

представителя административного ответчика И.А. Бокаревой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Салахова А.М. к призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, отделу военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны Республики Татарстан об оспаривании решения призывной комиссии и устранении допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

А.М. Салахов (далее – административный истец) обратился в суд к отделу военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны, призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан (далее – административные ответчики) с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что в июле 2017 года прибыл в отдел Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны по вопросу оформления и выдачи военного билета. При этом работник военного комиссариата устно сообщил административному истцу, о необходимости пройти медицинское освидетельствование осенью 2017 года, для определения годности к военной службе по соответствующей категории и дальнейшего оформления необходимых документов воинского учета.

Однако решением призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года административный истец признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас.

Административный истец считает, решение призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении его в запас незаконным.

Административный истец указывает, что призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не прибывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, в юридически значимый период времени с 01 января по 03 января 2014 года не осуществлялся. Кроме того, административный истец указывает, что из учетной карты призывника, находящейся в отделе Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны, следует, что решением призывной комиссии района от 18 мая 2006 года, административный истец освобожден от призыва на военную службу, зачислен в запас, в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья. Сведений об утверждении или отмене данного решения не имеется.

Административный истец считает, что оспариваемое решение призывной комиссии влечет для него негативное юридические последствия в виде ограничения, установленного законом и выраженного в том, что он не может быть допущен к поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу в связи с наличием обстоятельств признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, оспариваемое решение призывной комиссии о зачислении административного истца в запас с установлением юридического факта признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, как считает А.М. Салахов, нарушают его права, свободы и законные интересы на реализацию возможности поступления на государственную гражданскую

Административный истец указывает, что 12 октября 2017 года он обратился в отдел Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны с заявлением о выдаче выписки из протокола заседания комиссии, принявший оспариваемое решение, однако запрашиваемый документ был выдан лишь 30 октября 2017 года, необоснованно ограничивая право административного истца на получение в нормативно установленный срок запрашиваемой выписки из протокола заседания соответствующей призывной комиссии.

На основании вышеизложенного, административный истец просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года о признании А.М. Салахова, 03 января 1987 года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении его в запас. Признать незаконным бездействие призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившееся в неорганизации (непроведении) медицинского освидетельствования А.М. Салахова, с определением категории годности к военной службе перед принятием решения призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года о признании А.М. Салахова, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении его в запас. Признать незаконным бездействие отдела Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны, выразившееся в неорганизации (непроведении) медицинского освидетельствования А.М. Салахова, с определением категории годности к военной службе перед принятием решения призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года о признании А.М. Салахова, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении его в запас. Признать незаконным бездействие отдела Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны, выразившееся в невыдаче А.М. Салахову выписки из протокола заседания призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года, на котором принято решение о признании А.М. Салахова, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении его в запас. Обязать призывную комиссию муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов А.М. Салахова. Обязать отдел Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов А.М. Салахова.

В судебном заседании административный истец А.М. Салахов заявленные требования поддержал в полном объёме, просит административный иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного истца Г.В. Добронравов заявленные требования поддержал в полном объёме, при этом просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года о признании Салахова А.М., не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении его в запас. Признать незаконным бездействие призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившееся в неорганизации медицинского освидетельствования Салахова А.М., в целях определения его годности к военной службе по соответствующей категории перед принятием решения призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года о признании Салахова А.М., не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении его в запас. Признать незаконным бездействие отдела Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны, выразившееся в непроведении мероприятий по медицинскому освидетельствованию и неорганизации медицинского освидетельствования Салахова А.М., в целях определения его годности к военной службе по соответствующей категории перед принятием решения призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года о признании Салахова А.М., не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении его в запас.

Признать незаконным бездействие отдела Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны, выразившееся в невыдаче в установленный законом срок Салахову А.М., выписки из протокола заседания призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года о решении призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года о признании Салахова А.М., не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении его в запас.

Обязать призывную комиссию муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Салахова А.М., а также нарушения закона.

Обязать отдел Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Салахова А.М., а также нарушения закона.

В судебном заседании представитель административного ответчика военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны И.А. Бокарева в удовлетворении административного иска просила отказать. При этом указала, что А.М. Салахов состоит на воинском учете в военном комиссариате с 12 марта 2004 года. При первоначальной постановке на учет А.М. Салахов прошел медицинское освидетельствование и признан ограниченно годным к военной службе. В мае 2006 года А.М. Салахов прошел медицинское освидетельствование и признан ограниченно годным к военной службе. 18 мая 2006 года в отношении административного истца принято решение призывной комиссией муниципального образования город Набережные Челны освободить от призыва на военную службу, зачислить в запас на основании статьи 23 подпункта «а» пункта 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Для подтверждения диагноза и принятия итогового решения об освобождении призывника от призыва на военную службу, А.М. Салахову необходимо было прибыть на сборный пункт Республики Татарстан на контрольное медицинское освидетельствование, которое проводится врачами-специалистами военно-врачебной комиссии отдела военного комиссариата Республики Татарстан, членами призывной комиссии Республики Татарстан, но на контрольное медицинское освидетельствование административный истец не явился. И только по достижению 27-летнего возраста гражданин А.М. Салахов явился в военный комиссариат на призывную комиссию, решение призывной комиссии было признать административного истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислить в запас. В 2017 году при прохождении медицинского освидетельствования для получения документа воинского учета А.М. Салахов признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Представитель административного ответчика призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан не явился. Представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, в котором просил отказать в удовлетворении требований А.М. Салахова.

Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Административный истец А.М. Салахов, оспаривая вышеуказанное решение призывной комиссии, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 26 октября 2017 года, что подтверждается штемпелем почтовой организации. При этом административный истец оспаривает решение призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года, о котором он узнал 12 октября 2017 года при личном посещении военного комиссариата муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан.

Таким образом, из представленных документов усматривается, что административное исковое заявление подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьёй 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан предусмотрено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ.

Как следует из материалов дела, административный истец А.М. Салахов, 03 января 1987 года рождения, состоит на воинском учёте в военном комиссариате Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны с 12 марта 2004 года.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.

На основании пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями:

а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации;

б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;

в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.

Из материалов дела усматривается, что А.М. Салахов является педагогическим работником средней общеобразовательной школы, следовательно, административный истец должен призываться на военную службу с 1 мая по 15 июля, то есть один раз в год.

В силу абзаца 1 пункта 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

В силу Указа Президента Российской Федерации от 29 марта 2013 года №302 «О призыве в апреле – июле 2013 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву», призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся 01 апреля по 15 июля 2013 года.

В силу Указа Президента Российской Федерации от 26 сентября 2013 года №732 «О призыве в октябре - декабре 2013 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву», призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся 01 октября по 31 декабря 2013 года.

В силу Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года №189 «О призыве в апреле – июле 2014 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву», призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся 01 апреля по 15 июля 2014 года.

Следует отметить, что 27 лет административному истцу исполнилось 03 января 2014 года, в связи, с чем он не подлежал призыву в 2014 году, и, соответственно, данное заключение не может быть вынесено в отношении него, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года №189 «О призыве в апреле – июле 2014 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву», весенний призыв 2014 года установлен с 01 апреля по 15 июля 2014 года, то есть после достижения административным истцом призывного возраста.

Из анализа данных законоположений следует, что при зачислении в запас достаточным условием для признания, состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы без законных на то оснований после 01 января 2014 года. При этом факт непрохождения военной службы без законных на то оснований до указанной даты правового значения не имеет. Однако призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, в юридически значимый период времени с 01 января по 03 января 2014 года не осуществлялся, так как в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации, нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются 1, 2, 3, 4, 5, 6, и 8 января – новогодние каникулы.

При таком положении у призывной комиссии отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого заключения.

Кроме того, согласно части 1 статьи 26 данного Федерального закона призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с абзацем 1 и 2 пункта 1.1. статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, или на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.

На основании пункта 3 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

В соответствии с пунктом 5 Раздела II Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 1999 года №587 (действовавшего по 24 ноября 2006 года), призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 года №390.

В силу пункта 5 Раздела II Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663 (действующего с 25 ноября 2006 года), призывники подлежат медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Согласно пункту 13 Раздела II Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 1999 года №587 (действовавшего по 24 ноября 2006 года), призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.

На основании пункта 13 Раздела II Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663 (действующего с 25 ноября 2006 года), призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское обследование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Согласно материалам дела, в мае 2006 года А.М. Салахов прошел медицинское освидетельствование, врачом-специалистом неврологом и признан ограниченно годным к военной службе в соответствии со статьей 23 «В» графы I Расписания болезней, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (действовавшего на момент прохождения медицинского освидетельствования).

Данное заключение вынесено ввиду наличия диагноза «Энцефалопатия н/генеза с тетрапирамидной недостаточностью, вегетативной дисфункцией, тремором рук, интракран. гипертензией в стадии компенсации», указанного в мае 2005 года в соответствующей акте исследования состояния здоровья. Из раздела V учетной карты призывника следует, что решением призывной комиссии района от 18 мая 2006 года, административный истец освобожден от призыва на военную службу, зачислен в запас в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья.

На основании абзаца 1 и 3 пункта 51 главы IV Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06 сентября 1999 года №400 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 01 июня 1999 года №587 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (действовавшей по 31 декабря 2007 года), призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу или получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья, в порядке, определенном Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 1, 3 и 17-19 пункта 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года №400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663» (действующей с 01 января 2008 года), призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр призывников перед отправкой их к месту прохождения военной службы; организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. При этом одновременно с отменой решения принимает одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид, род войск Вооруженных Сил, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане должны проходить военную службу.

Материалы дела не содержат сведений о том, представлялись ли личное дело призывника и медицинские документы, подтверждающие установленный диагноз и вынесенное заключение, для изучения врачами-членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации совместно с врачом военного комиссариата или врачами-специалистами, привлекаемыми к работе призывной комиссии субъекта Российской Федерации. Отсутствуют также сведения о факте самой проверки обоснованности освобождения призывника от призыва на военную службу по состоянию здоровья соответствующими врачами-членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации совместно с врачом военного комиссариата или врачами-специалистами. Также в материалах дела не содержат никаких сведений и о необходимости прибытия призывника на контрольное медицинское освидетельствование.

26 июля 2017 года призывной комиссией муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан вынесено решение (протокол .../У/228 от ...) в отношении А.М. Салахова о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Зачислен в запас.

Вынося указанное решение в отношении А.М. Салахова, призывная комиссия муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан не изучала документы, свидетельствующие об исполнении им обязанностей, связанных с призывом, в период с 2004 по 2014 годы.

Так, в период с 2004 по 2014 год административный истец состоял на воинском учете в военном комиссариате Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан.

В период с 2005 года по 2010 год обучался на очной форме обучения в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Елабужский государственный педагогический университет», в связи, с чем имел отсрочку от призыва.

В период с 2004 по 2006 год неоднократно проходил медицинское обследование по направлению военкомата по месту жительства.

По окончании медицинских обследований А.М. Салахов освобожден от призыва на военную службу, зачислен в запас в соответствии со статьей 23 подпункта «А» пункта 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (протокол ... от ...).

Таким образом, свои обязанности как призывника административный истец исполнял надлежащим образом: состоял на воинском учете по месту жительства, являлся по повесткам, проходил медицинские обследования.

Также суд признает незаконными бездействия отдела военного комиссариата, выразившееся в невыдаче административному истцу выписки из протокола заседания призывной комиссии от 26 июля 2017 года, исходя из следующего.

Согласно пункту 6 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Так, А.М. Салахов 13 октября 2017 года обратился в отдел Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны Республики Татарстан с заявлением о выдачи выписки из протокола заседания соответствующей призывной комиссии, принявшее оспариваемое решение. Однако в течение пяти рабочих дней со дня подачи административным истцом соответствующего заявления, а также в последующие рабочие дни в нарушение требований закона запрашиваемый документ не был выдан.

26 октября 2017 года административный истец обратился в отдел Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны Республики Татарстан с заявлением, указывающий факт невыдачи запрашиваемого документа и просьбу устранить допущенные нарушения. Выписку из протокола заседания призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года А.М. Салахов получил на руки лишь 30 октября 2017 года.

Таким образом, данным бездействием отдела Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны Республики Татарстан нарушен закон и необоснованно ограничено право на получение в установленный срок запрашиваемой выписки из протокола заседания соответствующей призывной комиссии, гарантированного пунктом 6 статьей 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Исходя из вышеизложенного, суд полагает предъявленные требования Салахова А.М. к призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, отделу военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны Республики Татарстан об оспаривании решения призывной комиссии и устранении допущенных нарушений, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Салахова А.М. к призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, отделу военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны Республики Татарстан удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года о признании Салахова А.М. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении его в запас.

Признать незаконным бездействие призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившееся в не организации медицинского освидетельствования Салахова А.М., в целях определения его годности к военной службе по соответствующей категории перед принятием решения призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года.

Признать незаконным бездействие отдела Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны, выразившееся в не проведении мероприятий по медицинскому освидетельствованию и не организации медицинского освидетельствования Салахова А.М., в целях определения его годности к военной службе по соответствующей категории перед принятием решения призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года.

Признать незаконным бездействие отдела Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны, выразившееся в невыдаче в установленный законом срок Салахову А.М. выписки из протокола .../У/5/228 заседания призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 июля 2017 года.

Обязать призывную комиссию муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан и отдел Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны устранить допущенные нарушения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья «подпись»

Копия верна

Судья Э.А. Додин

Секретарь судебного заседания Г.И. Мирзаханова

Решение суда вступило в законную силу «___» ________________2018 года

Судья Э.А. Додин